КАПРЕМОНТ: ГАРАНТИИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ?
Предъявлять претензии за недоделки и халтуру, по сути, некому
Капремонт и его качество в очередной раз стали предметом обсуждения комитета краевой Думы по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ. Участие в заседании приняли не только чиновники, отвечающие за реализацию этой государственной программы, но и пользователи – старшие домов, переживших вмешательство строительных бригад, и представители общественных организаций, осуществляющие контроль результатов.
Данные не совпадают
Вопрос парламентариев для начала вызвало существенное расхождение контрольных цифр выполнения плана, предоставленных региональным оператором, министерством ЖКХ и прокуратурой.
Так, гендиректор ставропольского краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов, являющегося региональным оператором, Евгений Бражников рассказал, что на сегодня в программе капремонта 2015 — 2016 годов значатся 9 280 многоквартирных домов (МКД). Из них на счетах регоператора накапливают средства 8 083 МКД, или почти 85%. Еще 528 МКД накапливают средства на спецсчетах, которые ведет фонд. За 2014 — 2016 годы надо было отремонтировать 655 домов, но 44 из них завершили по программе софинансирования.
Средняя собираемость средств на капремонт за два года составила 75 %, в деньгах это 1 млрд 690 млн рублей, или 75 % от плановых показателей. С января 2015-го до 22 февраля этого года оплачено работ почти на 891 млн рублей, в том числе 771,5 млн за счет средств собственников.
Как сказал Евгений Бражников, капремонт завершен в 505 МКД, в том числе в 2015 году отремонтировали 150 домов, в 2016-м — 355 МКД. Еще в 101 доме ремонт продолжается, а в восьми домах работы даже еще не начаты из-за сезонности. Руководитель краевого фонда капремонта МКД пообещал, что к маю завершат ремонт 17 домов, начатый в 2015 году, и 58 зданий, ремонт которых начат в 2016-м. Капремонт части домов отсрочен до сентября, поскольку их жителям выпало сомнительное счастье жить в памятниках архитектуры, а их ремонтируют только за счет взносов собственников, меры господдержки в данном случае не предусмотрены. Представляете, в какое состояние эти памятники пришли за много лет и сколько нужно вложить сил и средств, чтобы привести их в порядок. А живут там, как правило, далеко не молодые люди, которым себе на памятник собрать бы при нынешних ценах и пенсиях. Словом, ремонт архитектурных памятников затягивается.
Еще по теме: Капремонт: реалии
В этом году предстоит начать работы в 460 домах. Но решение — согласие на проведение такого-то перечня действий — приняли пока собственники лишь 320 зданий. За «молчунов» решать будут местные администрации. И на конкурс эти объекты выставят позже, строители зайдут хорошо, если в середине сезона. Эти дома – в зоне риска, хотя фонд ставит задачу закончить программу 2017 года до 1 сентября.
Бодрый отчет фонда подкорректировал министр ЖКХ Ставрополья Роман Марченко:
— По нашим данным, готовыми считаются 358 домов, а по 147 идет согласование по качеству и количеству.
Евгений Бражников разницу данных пояснил тем, что фонд считает готовность по отчету строителей, закончивших работы, а министерство ориентируется на акты приемки, которые подписывают жильцы после устранения недоделок.
Правда жизни
О том, почему жильцы не подписывают акты, рассказала член Общенародного фронта в Ставропольском крае, председатель краевой общественной организации «ЖКХ-Контроль» Алла Седых, которая еще и показала фото и видеоотчеты с объектов, официально числящихся завершенными.
— Проверили примерно половину из 532 домов, включенных в список, который нам предоставили по итогам 2016 года. Очень много вопросов по объемам работ, по качеству, по ценам. В большинстве случаев нет ни смет, ни итоговых документов, — рассказала общественница.
Ее удивили факты включения в программу капремонта зданий, которые ремонту уже не подлежат. Зачем тратить на них деньги, которые никогда не вернутся в общий котел? Это и бывшая конюшня в Ставрополе, где до сих пор люди живут, и барак в Кевсале, и аварийный дом на ул. Мира, 66 в Пятигорске, под которым течет вода так, что деревья рядом погибли.
Удивляют и расценки за ремонт подвалов — 2800 рублей за квадратный метр. За что? Если при разборке перегородок, устройстве металлических решеток, ремонте кирпичной кладки часто даже не заделывают отверстия. Если стяжка дает трещины (цемент марке не соответствует?). Если побелка-покраска или не делается вовсе, или используется самая дешевая.
Ремонт фундаментов – отдельная песня. Седых показывает фото домов, оставленных без отмостки, то есть несколько хороших дождей — и фундамент поплывет.
Чудеса и с крышами, и с фасадами. Вкладываются в ремонт немалые средства, а отвратительные водостоки с крыш сводят работу на нет. Вода заливает стены, зимой лед распирает и разрывает водоотводящие трубы, как, например, в доме 284 в Ставрополе по ул. Ленина. Без звука из-за ненормативной лексики был показан видеоролик о результатах пятикратного (!) ремонта и переделывания кровли дома по пр-ту Октябрьской революции, 41 в Ставрополе. На кадрах от 6 февраля хозяин квартиры отдирает кусок дранки с потолка, оттуда тут же льется поток воды. Следом фото топорных стыков металлопрофиля на кровле. Не протекать не может!
Есть случаи, когда себе в заслугу строители поставили ремонт фасада, сделанный собственником расположенной в доме торговой точки. Есть и обратные примеры, когда за счет жильцов приводят в порядок фасад здания, где всего три квартиры. Так произошло, например, в Пятигорске, в доме 16 по ул. Мира. Собственники отказались от ремонта, но есть заинтересованный в эстетике магазин. И ремонт в нежилом помещении проходит как ремонт жилого дома.
Уже в ходе подготовки материала Алла Седых сообщила «СГВ», что 10 марта проверка капремонта дома на ул. Дзержинского, 52 в Пятигорске по жалобам жильцов показала, что при монтаже крыши рухнула стена вместе с карнизом. Ее быстро восстановили в полкирпича, но без укрепления арматурой. Доски, бруски для крыши не обработаны антисептиком. Карнизы по периметру дома повело, они в трещинах и могут обрушиться в любой момент. Перекрытие — в дырах, через которые можно провалиться на этаж. Фасад весь в сквозных трещинах шириной 1 — 2 см. От дома доносится треск и скрип, поэтому с 7 марта здание на контроле МЧС во избежание критических ситуаций. Хотя чем могут помочь осмотры специалистов?
Адресов со знаком «минус» так много, что все не перечислить. Но есть и позитив. К примеру, дом 72 на ул. Хетагурова в Ставрополе, где проверяющим понравилось все. Правда, жильцы сказали – мы отказались от услуг фонда и все сделали сами.
— Почему претензии по качеству только к домам, которые из общего котла ремонтируют? По спецсчетам жалоб нет. Откуда расценки, словно золотом стены намазаны? Никогда никто не рассчитается за 50 лет. Это — пирамида. Капитальный ремонт «трещит по швам» не только из-за фонда, не выстроены взаимоотношения между участниками. Один такой дом, как по ул. Советской, 5 в Ставрополе, который ушел в зиму без крыши, ставит крест на всей программе, — вскипел зампредседателя Думы Дмитрий Судавцов.
Он напомнил, что два года назад фонду поставили «неуд». Сейчас не совсем все плохо. Опрос думского аналитического управления показал, что из 88 домов жильцы 51 остались довольны. Но жалуются те, кому плохо.
Судавцов потребовал от чиновников так наладить работу, чтобы люди видели сметы до начала работ и утверждали их на общем собрании дома.
— Дума добавила фонду 32 млн рублей в год на специалистов по проектно-сметной документации, в вашем распоряжении остались проценты с депозитов, на которых взносы хранятся, мы приняли изменения в закон, определяющий работу со спецсчетами, меняйте свою работу, — потребовал депутат.
Колосс на глиняных ногах
«Зри в корень!» — учил незабвенный Козьма Прутков. А в корне то, что из дешевой рыбки – плохой супчик. И если экономически обоснованные тарифы на капремонт еще в 2015 году составляли 11 рублей 50 копеек с квадратного метра жилья, то взносов в 6 рублей 60 копеек явно не хватит на антиобледенительные системы крыш в 2017-м, считает Евгений Бражников. По его словам, строительную экспертизу проектов никто не проводит, так как не позволяют финансы, хотя фонд сам заинтересован ремонтировать как надо, поскольку несет пятилетнюю ответственность, давая гарантию.
Лукавит? Кто и как считал эти экономически обоснованные тарифы? Суперавто для начальства в них тоже заложены? Я, например, долго жила в доме постройки 60-х годов без антиобледенительных систем. И не помню, чтобы водосточные трубы разрывало вдоль из-за обледенения. Или трубы были лучше, или я по молодости не замечала проблем?
Торги выигрываются теми, кто согласен делать дешевле, а не лучше. Подрядчики набирают на ремонтные работы не специалистов, которым платить надо, а дешевую рабсилу из числа приезжих и на все согласных. Делать все по строительным нормам гораздо дороже, поэтому делают как придется, все равно никто практически не проверяет. Стройконтроль, как отметили представители комитетов ЖКХ Ставрополя и Невинномысска, не срабатывает. Фасады, которые минувшей зимой штукатурили при минус 10, уже посыпались. Там, где проживают люди, способные разобраться в документации и качестве ремонта, где жильцы сумели взять круговую оборону и следить за каждым шагом строителей, результат гораздо лучше. Эти дома, как правило, довольны ремонтом.
Представитель прокуратуры Роман Конев обратил внимание и на то, что нарушаются права жильцов тех домов, что были исключены из программы, хотя жильцы собирали деньги на ремонт. Это происходит потому, что механизм возврата денег специфичен и проводится только по специальному обращению, а местные власти этого людям не объясняют. Об этом проинформирован губернатор края, внесены соответствующие представления в местные администрации, в частности, Ставрополя.
Совершенно непонятно, кто ответит за качество проведенного кое-как ремонта через пару — тройку лет, когда выявятся все недостатки.
— С кого спросить через два – три года, когда все посыплется? Технадзор в сметах заложен, но не работает никак. Обанкротится подрядчик, уйдет в бега, виновных не найдем, кому предъявлять претензии по гарантии? – задался вопросом председатель краевой общественной организации «Содействие жилищному самоуправлению» Владимир Володин.
И правда, с кого будет спрос, ведь программа рассчитана на 30 лет?
Марина ЧЕРНЫШЕВА