№ 17 (3645) 03.05.2017  

У ПОЭТОВ ТОЖЕ БЫВАЕТ КОНКУРЕНЦИЯ

Фото russianpoetry.ru

…и, как показывают соревнования стихотворцев, она вполне здоровая

30 апреля состоялся финал поэтических слэмов, которые вот уже пять лет проводит ставропольская литературная группа «Кавказская ссылка». В течение последнего сезона в этих импровизированных битвах выступило около сотни поэтов, но всего лишь десять из них сразились за право представлять наш регион на всероссийском финале, который в нынешнем году пройдёт в Красноярске.

Слэм помолодел

Любителей стихотворчества в нашем городе очень много, но большинство пишет свои произведения что называется «в стол» или представляет их узкому кругу близких друзей. Но те, кто хочет завоевать какую-то популярность, собираются «в стаи». И самая большая и известная из них – «Кавказская ссылка». Одного из основателей этого сообщества Андрея Недавнего мы и попросили проанализировать состояние поэтического творчества в нашем регионе:

– Как правильно сказал наш активист Станислав Ливинский, нет ставропольской поэзии, но есть ставропольские поэты. Их всегда было много и, думаю, всегда будут. Тенденции? Да такие же, как и в других регионах: от любовной лирики до социальных текстов. Хорошо бы, если земляки ездили на мастер-классы в Москву к большим поэтам, вот этой тенденции здесь точно не хватает. Общий уровень поэтов вырастает лишь в конкуренции, как ни странно. «Кавказская ссылка» предоставляет такую возможность. Поэтому каждый сезон в слэмах появляются новые поэты, и этот – уже пятый сезон – не был исключением​. Слэм помолодел, но его первоначальные подвижники никуда не делись. Зрители неохотно ходят на поэзию, это же не «Камеди-клаб», не «Аншлаг» какой-то… Но такая ситуация и в больших городах. И участники, и зрители всегда разные, каждый со своей позицией. Слэмы – это всероссийский проект, и «Кавказская ссылка» единственная на юге страны проводит его. Трудно говорить о самих себе, здесь со стороны виднее, работа группы есть, очевидно. Но, думаю, что проект определённо отражает общие тренды. Те поэты, что не участвуют, видимо, имеют свои мнения по поводу слэмов. Планов громадьё: и конкурс поэтический сделать, и фестиваль проводить, реформировать сайт нашей группы, приглашать хороших поэтов, ездить на фестивали в другие города. А у слэм-проекта только одна задача: отправлять хороших крепких участников на всероссийский финал, – резюмировал Андрей Недавний.

Без интриг не обходится

– Раньше я не придавала значения территориальной принадлежности, но в последнее время она все-таки стала проявляться, – рассказывает одна из организаторов этого сезона слэмов и их ведущая Маргарита Саакова. – В то время как в крупных городах поэзия давно уже стала публичной, и люди не просто читают со сцены стихи, они синтезируют её с другими видами творчества, создавая поэтические театры, перформансы и многое другое. В Ставрополе же была попытка пойти по такому пути, это пытались делать и отдельные поэты, и группы. У «Кавказской ссылки» была серия Вечеров трёх поэтов, но быстро всё пошло на спад. То ли интерес зрителя так и не удалось разбудить, то ли фантазия быстро закончилась. Что касается самих текстов, то тоже всё не везде гладко. В последнее время вроде бы и выросло число гражданских лириков, но тема несчастной любви, по которой не проехался только ленивый, все равно остается в топах. Люди разные, невозможно выделить какой-то определенный образ слэм-поэта. Здесь и 17 летняя девочка, пишущая о первой любви, и уже заслуженный поэт с гражданскими стихами и жёсткой позицией. Кто-то выходит с серьёзной философией, а кто-то юморит и хулиганит. На данный момент главная цель у нас — отправить нашего победителя на Всероссийский слэм в Красноярск. А пока что мы уходим на летний отдых. Вернёмся в сентябре – будет новый сезон слэмов, витают ещё несколько отличных идей, может быть, как раз к осени они обретут свою форму.

В поэтических слэмах свои правила: стихотворцы выступают со сцены по три минуты, состязания проводятся в два-три тура, а судит конкурсантов непрофессиональное жюри, случайно выбранное из числа пришедших зрителей. Семь «судей» выставляют каждому две оценки по пятибалльной системе – за качество текста и за артистическую подачу. Конечно, кто-то может предвзято накинуть баллы своему другу или родственнику, но обычно большинство участников слэма и зрителей соглашаются с мнением жюри. Правда, иногда сами поэты выписывают неожиданные кульбиты. Так, победительница финала нынешнего сезона Ольга Кирсанова, набравшая наибольшее число баллов, передала своё право поехать в Красноярск Аскару Эминову, занявшему второе место. Но, думаю, пора более подробно познакомиться с этими и другими финалистами и с их творчеством.

Ольга Кирсанова:

«Режиссёр, культуролог, фрилансер, поэтесса, драматург, сказочница, тусовщица. Публиковалась в местных сборниках и периодике. Стихи пишу с детства – с перерывами лет по пять-десять. Такие творческие паузы, когда даже не тянет к строчкам. Затем – опаньки, и начинают возникать совершенно другие тексты, другие темы, другой язык, другая ритмика. Видимо, происходит своеобразная «линька» – как у змеи, которая сбрасывает старую кожу. В свободном творчестве – не на заказ, ориентируюсь на авангард и всегда ищу что-то новое. Любимые темы? Да я вообще не знаю, как строчки в мою голову попадают! Что пришло, то и любимое».

Полковник

Полковнику пишут, но письма к нему не приходят.
А почта? Наверное, снова курьер виноват.
В них – строчки невинные: о кораблях, о погоде.
О мальчике. (Снова просил к Рождеству автомат).

Давненько. Полковник тогда еще был новобранцем.
Деревня у моря, затерянная в садах.
Постой. Сеновал. И девчонка простая – Констанца.
Растрепаны косы её, и сухие цветы в волосах…

Он сплел ей кольцо из травинок, на палец надел безымянный.
– Пиши.
– А куда?
– Все равно. Я вернусь! Я пойму!
От старого пирса прохладой несло и туманом…
Пропела труба. И солдаты уходят во тьму.

А сколько их было потом? Он уже и не вспомнит.
А письма? Писала, пока не погас ее взгляд.
Она-то ведь даже не знала о том, что теперь он — полковник –
Тот парень единственный – тот долгожданный солдат.

А мальчик? Он, слезы сдержав, автомат свой начистит.
Он будет искать. Он найдет – у него еще времени много.
Швырнет он ему на колени все эти ненужные письма.
Уйдет к партизанам. И прах от сапог отряхнет по дороге.

Аскар Эминов:

«Писать стихи я начал когда ещё был ребёнком, классе во втором, наверное. Первый детский стишок был посвящён моей маме и до сих пор нагло красуется в семейном альбоме, хоть его туда никто не звал. (Это вместо рисунков на обоях). В подростковом возрасте, естественно, все свои переживания начал складировать в строки на листах, попутно любил читать Косту Хетагурова и Владимира Маяковского. Но только в 27 я стал интересоваться технической стороной поэзии, приёмами и прочим, и как-то развиваться в этом направлении. Сейчас пишу всё: стенд ап, песни, музыку, стихи, прозу. Так как в Ставрополе очень мало площадок, где можно плотно заниматься чем-то одним. От слэма ожидал максимум второго места, так и произошло. Надо сказать, что это довольно не предсказуемое мероприятие, всегда может прийти новый человек и всех удивить. Но главное, зачем мы здесь: зрелище, адреналин и возможность самовыражения. Спасибо организаторам за такую возможность».

***

Весна меня касается, но её руки только с мороза,
Ты где была, красавица, ты с улицы? Насквозь промёрзла.
Сутулится и выдыхает рёвом капли влаги,
Весна, ты всё ещё со мной, но теплота где?

Мне кажется, что возвращается ко мне она в силу привычки,
При личной встрече замолкая столь неприлично,
Что паузы, вонзая в зале, где Весна в разгаре,
Злая на меня, взглядом пол лобзает.

Местечко с тёплой печкой, чтоб не дрожали плечи,
Испещрены навечно жилетка из овечьей шерсти
И за тыщу двести искрами затисканы до дыр джинсы:
– Да ты ж такая грымза, Весна, слышишь?!

А она дальше молча осуждает, сидя рядом,
Видя голый пол, обшарпанный порядком:
– У всех есть те, с кем те играют в прятки,
А ты найдёшь себе таких? Навряд ли!

И отвернув взгляд, встала, вышла как мой взор в окно,
Сердце разорвано, в сотый раз, но всё равно,
Близка обида, ведь навещала она многих.
Весна бесстыже линчевала одиноких.

Вячеслав Маркин:

«По образованию юрист. Один из основателей и активист ставропольского общественного экологического движения «Эко-проект «Субботник». Пишу стихи ещё с юности. Тематика стихотворений совершенно разнообразная – начиная с природы и заканчивая политикой».

Я видел её, но это была не она.
Я видел её, но это была другая.
Я знал ту, что раньше была нежна.
А та, что я видел, была какая-то злая.

Я видел её: недолго, мельком, среди лиц.
Я видел её, но все же я в том не уверен.
Ведь та яркий свет излучала из-под ресниц.
А эта одними глазами сжигала двери.

Я видел её: там нет больше места мне.
Я видел её: там бес одержал победу.
Увязло там светлое все в кромешной тьме,
Но только никто не поверит этому бреду.

Я видел её, но это была не она.
Я видел её, но это была другая.
Я знал ту, что раньше была нежна.
А та, что я видел, была какая-то злая.

Полина Соколова:

«О себе рассказывать не умею и не люблю. Обо мне лучше всего говорят мои стихи».

Солнце гуляет по стенам свихнувшимся акробатом.
Я ловлю его взгляды в зеркале на стене.
Его волосы через окно стекают по мне водопадом.
Солнце гуляет. По комнате и по мне.
Впусти туман – озябшую реальность.
Открой окно, прими его как данность.

Холодный дождь – осенняя немилость.
Впусти в себя отчаяние и сырость
Седого дня, похожего на дымку
Мохнатой шерсти у мышиной спинки.

Ты утонул. Туман заполнил город.

Прохожий где-то опускает ворот.
Снимает шарф и к небу взгляд возносит,
Встречая так февральскую неосень.

Андрей КОЗЛОВ

Фото russianpoetry.ru и автора

Наверх