№ 23 (3651) 14.06.2017  

ИЗ ОБЫВАТЕЛЕЙ – В ГРАЖДАНЕ

Чтобы нравиться инвесторам, город должен быть удобным для жизни

Семинар для людей, стремящихся конструктивно влиять на развитие городов, в начале июня в Ставрополе провел Комитет гражданских инициатив. Эксперты предложили считать, что город – это, прежде всего, люди, а не нагромождение строений и объектов. И многое зависит от отношения граждан к месту, где живут. Именно граждан, способных влиять на ситуацию и окружающее пространство, а не обывателей, которым обычно все равно, что происходит за порогом квартиры.

Гражданами не рождаются, а становятся. Живет себе обыватель, и вдруг узнает, что дом его будут сносить. Начинает читать и думать, советоваться со специалистами, выходить на митинги и проявлять гражданскую активность. Так в Москве произошло с жителями 5-этажек. Люди поняли, что дыры и подводные камни в законе о реновациях, который изначально ни с кем не обсуждался, открывают большие возможности для злоупотреблений. В частности, порядка 10 процентов попадающих под снос строений — это хорошие дома, но они стоят в зоне реконструкции и мешают застройщикам развернуться. При этом много действительно ветхих домов были обойдены программой.

— Люди хотят, чтобы власть с ними говорила, а не решала за них. И поэтому вышли на улицы, — отметил эксперт КГИ Вячеслав Иванович Бахмин. — Власти услышали москвичей.

Соседское сообщество

Ставропольчане активно реагируют на снос зеленых насаждений, а в последнее время объединяющим горожан фактором стала пятилетняя федеральная программа по благоустройству дворов. Выигрывают те жители многоэтажек, кто сумел договориться, объединиться и войти в программу.

В 2017 году на обновление 201 двора и 21 территории общего пользования в 18 муниципалитетах Ставропольский край получил 609 млн рублей. Еще 80 млн добавляет краевой бюджет. В Ставрополе в этом году отремонтируют 13 дворов и площадь Ленина, потратив на это 95 млн рублей. Так вот, самым сложным для жильцов оказалось договориться друг с другом и найти компромисс, учитывающий интересы разных возрастных групп. Выделить спокойные зеленые зоны со скамейками для и мамочек с колясками, и людей постарше. Устроить активные спортивно-игровые молодежные площадки и парковки. Учесть интересы собаководов и любителей кошек. Впрочем, с последними проще. Их питомцы не оставляют столько нежелательных следов на газонах и тротуарах.

Очень хочется жить с соседями дружно и уметь договариваться. Но как добиться соседского сообщества? Как правило, оно заточено на потенциал и ресурс соседей. Всегда есть кто-то более активный, инициативный и общительный. Кому-то Бог не дал таланта коммуникации, но человек готов что-то делать для общего блага. Кто-то не располагает временем на субботники, но готов помочь деньгами. Третьи доброжелательно улыбаются, стоя в сторонке, пока ситуация не заденет их самих. Полные аутсайдеры — в глухом меньшинстве.

Что может объединить столь разных людей? В поисках идей хорошо бы покопаться в Интернете. Мы все стали собственниками жилья, но мало разбираемся в тонкостях жилищно-коммунального хозяйства и правилах начисления оплаты. Более грамотные из соседей могут консультировать тех, кто с цифрами дружит плохо, проводить для них уроки. В ряде городов действуют центры активных людей, есть движение «Добрые города». Смотрите их опыт.

В соседских сообществах хорошо действует практика малых дел. Группы активистов обычно через соцсети объединяются для решения конкретных ситуаций: уборки двора или прилегающего леса, похода с детьми, но они нигде не зарегистрированы как НКО. Быстро мобилизуют людей также внешние события – пожары, наводнения. Но как только проблема исчезает – активные сообщества распадаются. По-другому мотивированы творческие группы, например, мастера граффити или любители клумб, меняющие жизнь двора или микрорайона к лучшему. В протестные акции легче объединяются обманутые дольщики или вкладчики прогоревших банков, а также защитники природы.

Где искать ресурсы?

Главный ресурс — это люди. Берясь за решение каких-либо вопросов, не надо начинать с перечисления проблем. Унылый перечень лишает энтузиазма. Надо составлять список ресурсов и анализировать, чем обладаем. Окажется, что много чего есть. Неформальные группы – бабули на лавочке, молодые мамы, стайка любящих спорт подростков, — ваши сторонники. Какими способностями обладают жители вашего двора или улицы? Это могут быть талантливые люди, готовые что-то сделать для соседей, если их попросят. Их же никто никогда не просил. А может быть, соседняя школа готова предоставить вашему сообществу недоиспользованный ресурс в виде закрытого вне учебное время спортзала, а Иван Петрович из пятого подъезда в прошлом играл за «Динамо-Ставрополь» и готов сколотить дворовую команду? Такое случается.

Составьте перечень подобных ресурсов и продумайте связи между группами. Не обязательно все валить на лидеров активности. Важно привлечь тех, кто обычно пассивен. Если составить такие списки по подъездам, окажется, что у других есть то, что нужно иным. Те же бабули из первого подъезда могут присмотреть за младенцем из восьмого, пока маме нужно сбегать в магазин. Выстроится цепочка. И появится активность. А она подтянет другие ресурсы.

Есть много вариантов взаимопомощи. Так, в кризис 2008 года появилась услуга по обмену квартирами на несколько дней. Позволяет, путешествуя, экономить на гостинице. Есть всемирная платформа по бартеру жилья с туристами из разных стран Airbnb. Возможно путешествовать с минимальными затратами, благодаря придуманному дальнобойщиками сервису bla-bla-car, предполагающему, что вы делите с водителем лишь расходы на бензин и поддерживаете веселую болтовню в дороге. Есть российские сервисы Дарудар по передаче другим бесплатных услуг или ставших ненужными вещей, например, детских. Ставрополь, Буденновск, Курсавка, еще ряд населенных пунктов края уже участвуют в нем. Новгород и Ярославль открыли Банк времени, предполагающий бартер услуг, но наш край на этой платформе еще не представлен.

Освоить эти полезные сервисы не сложно, равно как и тиражировать их в рамках дома или квартала. Польза и экономический эффект — для всех. Коммуникации легко наладить, создав свою группу в Ватсап или соцсетях. И окажется, что кому-то из соседей удобно по очереди подвозить друг друга до работы, вместе ездить на рынок. Несколько квартир могут опекать одинокого пожилого жильца. Налаженные человеческие связи позволят вашему дому справляться с любыми вызовами и внешними напастями вроде благоустройства или смены УК.

Структура мировой экономики меняется под влиянием того, что растет доля населения крупных городов. Они определяют конкурентоспособность национальных экономик и сами конкурируют за ресурс. А ресурс – это мы, интеллектуальная и рабочая сила, интересные инвесторам. Города заинтересованы в людях, а они хотят жить там, где удобно и экологично.

Движущая сила успеха

Все описанные социальные технологии работают и в рамках населенного пункта, если есть креативная группа. Задача активистов – убедить власти, что город должен быть удобным для жизни. Посмотреть на чужой опыт, выявить ресурсы и мобилизовать то, что можно. Неформальные группы и формальные институты: школы, больницы, университеты и физические объекты – парки, леса – это ресурсы. Деньги важны, но они не появятся, если других ресурсов нет. На местные власти рассчитывать почти не приходится. Но как только сформируется партнерское сообщество, придет и внешний инвестор.

Городу очень важны мифы и легенды. О Великом Устюге мы узнали лишь как о родине Деда Мороза. Туда стали возить детей на экскурсии. И как только глас общественности услышат, поймут, что мы не противоборствующая сторона, а помощники, дело пойдет. Однако, как отметил президент ТПП СК Борис Оболенец, в общественном совете города 80 процентов составляют чиновники. Вот и принимаются решения, которые не улучшают качество жизни горожан. Например, после проблем «Перспективного» ЮСИ без конкурса выделили земли под строительство 18-этажного микрорайона.

Оболенец привел успешный пример города Куритиба в Бразилии. Его мэром стал архитектор, который сумел сделать город удобным для жизни. В обмен на мусор (пластик, бумагу, стекло) горожанам давали талоны на полезные вещи или на транспорт. Стало чисто, а беднейшие слои получили помощь. Если застройщик хотел строить выше, чем предписывала норма, делал в казну взнос на ремонт старинных зданий. Городскую среду сориентировали на людей, и за 20 лет число жителей выросло вчетверо, до 2,7 млн.

Кстати, есть надежда, что и мы справимся с мусором. Правительство России поддержало инициативу Минстроя выделить субсидии из средств экологического сбора тем субъектам РФ, которые перейдут на новую систему по обращению с ТКО до конца 2017. Уже осенью Госдума может принять закон, вводящий льготы при оплате коммунальных услуг тем, кто будет сортировать мусор. Ставропольский край в числе первых регионов, определивших оператора в сфере обращения с отходами (подробнее читайте в «СГВ» №22 от 7.06.2017 г.).

Инвестору важен потенциал роста производительности труда. Выигрывают сейчас компании, работающие по Интернету. Поэтому инвестор изучает наличие широкополосного Интернета, чтобы обеспечить дистанционную занятость, ему важно переобучение пенсионеров, состояние экологии и «зеленое» строительство, обеспечивающее комфорт. Скверы и грядки с зеленью устраивают даже на крышах высоток. Инвестор хочет знать больше о потенциале города и понимать, что наш город может делать лучше, чем другие. Движущая сила успеха – это наше неравнодушие.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Фото Виктора Нестеренко

КСТАТИ

В мире 1,3 млрд тонн продукции выбрасывается за ненужностью. Мы владеем таким количеством редко используемых вещей, что диву даешься. Вы знали, например, что дрель или лодка используются всего на 2 процента? Нарядное платье — на 8 процентов, автомобиль стоит на приколе 90 процентов времени.

Так вот, появилась идея задействовать мало используемые ресурсы, которых у всех полно. Набравшее популярность на западе новое явление называется «шеринг экономи». Главная идея – давайте делиться. Находить недоиспользованное и загружать. Не обязательно каждой семье покупать ту же дрель, когда можно взять ее у соседа в обмен на другой ресурс. Может, ему окно помыть надо, но некогда, а вы в отпуске. Собственно библиотеки и общежития – это тоже «шеринг экономи». Ресурсы сейчас стали доступнее. Нужную вещь можно заказать по Интернету откуда угодно. Но все эти палатки, удочки, лыжи и санки еще и хранить где-то надо. А зачем? Люди завалились барахлом и стали задумываться об экологии жизни и жилища. Были и у нас в стране когда-то прокатные пункты, комиссионные магазины, соседская взаимопомощь.

Наверх