ЧТО НЕСЁТ МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА?
Девять районов Ставрополья становятся городскими округами
Предстоящее воскресенье, 10 сентября, – Единый день голосования. Главная интрига царит в девяти территориях Ставрополья, где райцентрами были города, а теперь эти уже бывшие районы станут городскими округами. Выбранные там депутаты нового представительного органа в ближайшее время изберут из своего состава глав округов, согласуют и утвердят кандидатов на ключевые должности в новых окружных администрациях, а власти на местах будут ликвидированы. Изменяющаяся система управления отразится на укладе быта и всей жизни.
География и история
Волна голосования должна покрыть 20 крупных территорий. В Предгорном, Будённовском, Грачёвском, Кочубеевском, Красногвардейском, Туркменском, Левокумском районах во всех или в большинстве поселений будут избирать депутатов. Кроме того, состав парламентариев сменится в трёх райцентрах, причём в довольно населённых и обеспеченных – Кочубеевском, Красногвардейском и Левокумском.
Всего подобные выборы пройдут в поселениях девяти районов – тех, где райцентрами являются большие сёла. В них всё остаётся по-прежнему. А вот девять районов, где райцентрами были города, будут жить теперь по-новому. Согласно принятым весной этого года изменениям в краевое законодательство о местном самоуправлении, Благодарненский, Георгиевский, Изобильненский, Ипатовский, Кировский, Нефтекумский, Новоалександровский, Петровский и Советский районы с 1 мая становятся городскими округами. Согласитесь, это в основном достаточно населённые и экономически развитые территории. Сейчас происходит переходный период их реорганизации, который и должна завершить новая муниципальная власть – теперь одна на весь бывший район. Администрации всех поселений в них ликвидируются. Им на смену придут официальные представители администрации городского округа. Но разве может заменить один такой чиновник прежний сельсовет? Конечно, нет – его функционал ограничен, и для решения большинства проблем жителям придётся ездить в райцентр. И вообще у населения возникает множество вопросов и недопониманий. Чем не преминули воспользоваться некоторые политические силы в своей предвыборной риторике.
Многие российские и ставропольские эксперты полагают, что объединение городов и сёл более целесообразно для тех регионов страны, где пустеющие и вымирающие деревни находят выгоду в присоединении к крупному соседу. В нашем хлебном крае сёла вполне самодостаточны, поэтому не всем понятно, зачем надо было менять в них уклад жизни.
Плюсы и минусы реорганизации
Инициаторы реформы – партия парламентского большинства – среди главных доводов в пользу преобразований приводят сокращение бюрократического аппарата и, как следствие, экономию бюджетных затрат на содержание чиновников. Однако при условии создания многофункциональных центров (МФЦ) и единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) оптимизация расходов почувствуется не сразу. Тем более что на первом этапе предстоят затраты на смену вывесок, перерегистрацию юридических лиц, обновление документации и прочие технические моменты.
– Превращение района с преимущественно сельским населением позволит преодолеть кадровый голод (именно в сельских поселениях не хватает специалистов по целому ряду направлений, в частности по земельным вопросам), сосредоточить все муниципальные и государственные услуги в «одном окне», сократить расходы на содержание управленческого аппарата, обеспечить гораздо большие возможности для развития инфраструктуры, привлечения инвестиций, участия в федеральных и краевых программах, сократить излишние административные барьеры, – считает глава Ипатовского муниципального района Валерий Довгалев.
Однако при этом очевидны минусы. Прежде всего, в сельских поселениях не будут осуществляться услуги ЗАГСа, и за каждой справкой придётся ехать в райцентр. То же самое с военно-учётными столами, после закрытия которых призывному контингенту одна дорога – в окружной военкомат. Естественно, неудобство не только в отдалённости некоторых хуторов и посёлков, откуда в плохую погоду вообще не выбраться, но и в транспортных расходах, полностью ложащихся на граждан. А, как мы знаем, даже в «одном окне» не всё решается в одночасье, иногда нужно приходить по несколько раз.
Чего боятся селяне?
Больше всего жителей сёл, посёлков и хуторов, входящих в городской округ, беспокоит их статус. Так как они автоматически становятся жителями городской местности, то работники сельхозпроизводства, а главным образом бюджетники и пенсионеры лишаются так называемых «сельских» льгот и надбавок, а сами поселения – преференций, положенных сёлам. Тем более что краевым законом о социальной поддержке граждан, работающих и проживающих в сельской местности, не предусмотрено сохранение льгот при преобразовании муниципальных районов в городские округа. Как заявляют в своих нынешних предвыборных программах некоторые оппозиционные парламентские партии, они будут всеми силами бороться за сохранение льгот.
Кроме того, теперь и бюджет становится общим для всей территории, и селян страшит то, что основная его часть будет уходить на какие-то общерайонные или городские нужды. Хотя, с другой стороны, и горожане насторожены тем, что многие статьи расходов казны распространятся на село, а ведь и сами райцентры во многом нуждаются – опять же, предвыборные агитки нынешних кандидатов в депутаты новых представительных органов изобилуют призывами о благоустройстве городских территорий. Также возникает много споров о земельных отношениях, хотя у земель сельхозназначения статус сохраняется.
– Конечно, мы не можем не учитывать мнение жителей, особенно сельской местности, – говорит депутат краевой Думы от Георгиевского избирательного округа «единоросс» Виктор Надеин. – Посмотрим, как будет складываться жизнь и как будут работать новые органы исполнительной и представительной власти. Возможно, придётся вносить некоторые коррективы в краевое законодательство.
Всё не так уж плохо
На это указывает конкретный пример «пионеров» в деле объединения городов и сёл – это Минераловодский городской округ, созданный ещё два года назад. Поначалу население приняло новшество в штыки, чему немало способствовали оппозиционные партии, противившиеся реформе, «продавленной» сверху парламентским большинством. Дескать, снова усиливается вертикаль власти, а принципы самоуправления выхолащиваются. Депутат краевой Думы от ЛДПР Ольга Дроздова однажды подсчитала, что после реформы консолидированный бюджет округа значительно сократился по сравнению с общей суммой ранее самостоятельных бюджетов поселений, и, по её мнению, никто всерьёз не занимался анализом финансовых реалий. Правда, на месте считают по-другому.
– Если рационально распределять средства, то их всегда может хватать, хотя бы на самые важные направления, ведь не бывает так, чтобы сразу всем поселениям понадобился, допустим, ремонт дорог, – рассуждает руководитель фракции «Справедливая Россия» в Совете депутатов Минераловодского городского округа Дмитрий Шабанов. – Мы все – и власть, и простые жители — постепенно стали привыкать к преобразованиям. Конечно, больше всего недовольства населения высказывается по поводу удалённости чиновников, к которым теперь нужно ехать издалека и за свой счёт. Но, с другой стороны, единая администрация более открыта и доступна для граждан – легче достучаться до главы и его заместителей, прежние районные власти зачастую игнорировали обращения жителей, шедшие напрямую в обход своих сельсоветов. А что касается «сельских» льгот, то все они были сохранены в полном объёме, иначе не удалось бы избежать народных волнений.
То есть в целом за два года минераловодская реформа показала, что перейти на новые рельсы управления можно вполне безболезненно. Главное, не нагнетать перед выборами протестные настроения, что пытаются делать некоторые радикальные политические силы. Лучше, как предлагает умеренная оппозиция, спокойно разъяснять гражданам нюансы всех нововведений, изучать опыт первопроходцев и вместе находить компромиссы с учётом общественного мнения.
Андрей КОЗЛОВ
Рисунок Е. Синчинова