№ 51 (3679) 27.12.2017  

РАВНЯТЬСЯ НА ХОХЛОМУ

В Совете Федерации прошло заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности. Тема заседания звучала так: «Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов РФ».

Корректировка Гражданского кодекса

Спикер Совета Федерации Матвиенко подчеркнула, что у каждого региона есть прошедшие проверку временем торговые марки. Всем известны тульские пряники или самовары, оренбургские пуховые платки, уральские самоцветы и нижегородская хохлома. Есть свои бренды и у отдельных городов. Так, Санкт-Петербург считается культурной столицей, Ярославль – столицей Золотого кольца, а Великий Устюг стал родиной Деда Мороза.

Матвиенко считает, что необходимо не только развивать локальные бренды, но и обеспечивать их защиту. Она заявила, что в стране уже формируется современная законодательная база в этой сфере и наблюдается явный рост интереса к регистрации брендов в регионах. По сравнению с прошлым годом в нынешнем число заявок увеличилось почти на 40 процентов. Однако до сих пор из более чем трети субъектов РФ за последние годы не было подано ни одной заявки. Между тем выпуск запатентованной продукции мог бы за восемь лет принести регионам около пятисот миллиардов рублей.

На сегодня в России практически отсутствует методика для регистрации наименования места происхождения товара. Глава СФ считает, что наряду с наименованиями мест происхождения товаров, в правовом отношении должны быть защищены также географические указания в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности. Согласно международным стандартам к товарам с географическим указанием применяются не такие жесткие требования. Например, сырье для производства такой продукции может поступать из других регионов.

Однако введение в правовой оборот понятия «географическое указание» потребует корректировки Гражданского кодекса. Экспертами Совета по вопросам интеллектуальной собственности подготовлен проект закона о внесении необходимых изменений в Гражданский кодекс, которые вполне соответствуют мировым тенденциям.

Работа по поддержке и развитию региональных брендов должна стать важным направлением в деятельности органов власти субъектов Федерации в рамках программ социально-экономического развития регионов. Федеральные органы власти должны эффективно содействовать продвижению локальных торговых марок.

В то же время Валентина Матвиенко считает, что региональные производители еще не имеют достаточного опыта, чтобы успешно пользоваться своими сильными сторонами, хотя нередко продукция, которая выпускается в российских регионах, превосходит зарубежные аналоги по качеству при более дешевой цене. Государство просто обязано более активно помогать регионам в продвижении их продукции, уверена председатель СФ.

Американская «Москва»

По убеждению Матвиенко, торговые марки российских регионов представляют из себя такую же ценность, как нефть, газ или металлы. Более того, в регионах постоянно появляются новые бренды, а многие из них имеют хороший шанс стать столь же знаменитыми, как давно признанные.

Зампредседателя СФ Ильяс Умаханов подчеркнул, что наша страна жизненно нуждается в эффективной защите и продвижении своих региональных брендов за рубежом. Он привел примеры, когда российские географические названия включались иностранными компаниями в состав обозначений или товарных знаков. В производстве алкоголя, например, известны факты использования названий «Москва» в США, а в Австрии — «Крымское игристое».

Повышение уровня правовой защиты товаров актуально для многих стран, и с целью обеспечить такую защиту в 2015 году был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения об именовании мест происхождения и географических указаниях. По мнению сенатора, России необходимо присоединиться к этому документу.

Сейчас в России считаются действующими всего сто шестьдесят пять названий мест происхождения товаров, а в Евросоюзе их более 4 тысяч. По словам Умаханова, для стимулирования становления и развития сети региональных брендов нужна как пропагандистская работа Роспатента, так и работа по совершенствованию законодательства в этой сфере.

В свою очередь, глава Роспатента Григорий Ивлиев сообщил, что сейчас российские производители более активно предлагают свои бренды, но пока все же не в полной мере используют их потенциал. Необходима качественная защита товаров, для чего требуется специальная защитная маркировка, которая, в том числе, отражает их географическое происхождение.

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества и крупных корпораций. По итогам заседания было принято решение о разработке целого ряда поправок в законодательство России.

Александр ШЕГЕДИН

 

Наверх