ГЛАВНЫЙ РАЗВЕДЧИК СОВЕТСКОГО КИНО
Помню, однажды по редакции газеты «Ставропольская правда» разнеслась весть: «Сегодня во время перерыва состоится встреча с Павлом Кадочниковым». Тогда, в 60-е годы прошлого века, никому не надо было объяснять, кто это такой. У всех в памяти еще были живы майор Федотов из кинофильма «Подвиг разведчика» и летчик Мересьев из «Повести о настоящем человеке». И, разумеется, исполнитель этих ролей. А женская половина коллектива хорошо помнила также красавца-композитора Мухина из фильма «Иван Антонович сердится».
Самый молодой студент
Пожертвовав обедом, наскоро выпив чаю, мы собрались в большом кабинете редактора. За популярным артистом уже кто-то поехал в гостиницу, а мы с нетерпением ждали его появления. Всем было интересно, как он выглядит в жизни, что расскажет о своем творчестве.
И вот он вошел. Высокий, импозантный, все еще очень красивый в свои пятьдесят с небольшим лет, волосы каштановые, но с едва заметной рыжинкой, крупные черты лица будто вытесаны, что и без грима придает ему облик героя, каким мы и привыкли видеть его в любимых фильмах. Но эта мужественность каким-то удивительным образом сочеталась с несомненной интеллигентностью, даже аристократичностью, из чего напрашивался вывод, что он родился и вырос в семье высокообразованных людей.
Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что его родителями были совсем простые люди, которые жили в Петрограде, где у них в 1915 году и родился сын Павел. Время было трудное, Первая мировая война перетекала в Гражданскую, и отец принял решение уехать вместе с женой и двумя детьми к себе на родину, в уральское село Бикбарда. Маленький Паша был наблюдательным, все подмечал, а потом с юмором изображал жирного торговца с ярмарки или соседку, несущую воду в ведрах на коромысле, а то и поросенка, сбежавшего от свиньи. Однако в артисты не готовился, он любил рисовать, а также по настоянию матери учился играть на разных музыкальных инструментах, просто для себя. В селе он окончил школу крестьянской молодежи.
В родной город, который к тому времени уже назывался Ленинградом, Павел вернулся, когда ему исполнилось 12 лет. Здесь он поступил в художественную студию, продолжая учиться в школе. Но вдруг серьезно заболел отец, работавший у станка на заводе «Красный путиловец». Надо было заботиться о семье, и Павел вынужден был бросить школу и пойти на тот же завод учеником слесаря. Однако студию не оставил, надеясь все-таки стать художником, поэтому пришлось ему работу совмещать с учебой.
Там же находилась театральная студия. Однажды ее руководителю режиссеру Авдееву понадобился мальчик, который бы исполнил частушки. Павел спел их так азартно, что режиссер пригласил его в свою студию, и мальчик увлекся театром. Спустя год режиссер театрального техникума Борис Зон набирал новый курс, и Авдеев привел к нему Кадочникова, считая его очень талантливым. Он умел петь не только частушки, но и прекрасно исполнял неаполитанские песни. Тут выяснилось, что школу-то мальчик не окончил, но его все же приняли. Вскоре техникум повысили до Театрального института, и Кадочников стал студентом в 15 лет. Через пять лет он был там и самым молодым педагогом, преподавал технику речи, одновременно работая в ТЮЗе. Как видно, именно во все эти годы, в этой среде и сформировалась отличавшая Павла Петровича всю жизнь интеллигентность не только во внешнем облике, но и в характере, в поступках, в отношениях с людьми.
Любимые герои
Первой ролью Кадочникова в ТЮЗе (1935 год) был Лель в «Снегурочке». Однажды на спектакль пришел известный кинорежиссер Сергей Юткевич, ему понравился этот артист, и он предложил ему роль молодого солдата в фильме «Человек с ружьем». А в следующей своей картине «Яков Свердлов» режиссер предложил Кадочникову сразу две роли – рабочего парнишки Леньки и… Максима Горького. Худсовет запротестовал: писатель уже в возрасте, а исполнителю чуть больше двадцати! Юткевич отправил артиста в соседнюю комнату гримироваться, и когда он вышел, то все поразились тому, как Кадочников был похож на Горького, и его утвердили.
Следующая роль была уже совсем иного плана – кинорежиссер Ивановский предложил Кадочникову сыграть молодого композитора в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съемки начались в 1940 году, а закончились в 1941-м 21 июня. Началась война, но в тылу, там, где не рвались снаряды, на экранах разворачивалась история романтической любви композитора и певицы.
В то время как экранный герой пребывал в счастливом предвоенном прошлом, его исполнитель подал заявление в народное ополчение, потому что каждый день приходили тревожные сводки с фронта, и он рвался туда. Но его порыв остановили, указав на то, что фильмы, в которых он снимается, имеют оборонное значение. Это были две серии «Обороны Царицына» и «Поход Ворошилова».
Если исключить композитора Алексея Мухина, то можно сказать, что за десять лет работы в кино артист постепенно формировал тот образ советского героя, который был потом воплощен в самых знаменитых его фильмах – «Подвиг разведчика» (1947) и «Повесть о настоящем человеке» (1948). Боец невидимого фронта Алексей Федотов – образ собирательный, но создатели героической ленты, в том числе и режиссер Барнет, признавали, что в сюжете фильма использованы подлинные истории, рассказанные драматургу Маклярскому самими разведчиками или их друзьями. Так, в основе эпизода с похищением гитлеровского генерала лежит реальная история похищения нашим знаменитым разведчиком Николаем Кузнецовым и его сподвижниками генерала фон Ильгена. В фильме, конечно, пришлось изменить детали и имена, там Федотов похищает Кюна. С ним же наш герой, мнимый фашистский офицер и коммерсант Генрих Эккерт, в день рождения генерала пьет за победу, подчеркивая при этом: «За нашу победу!». Кюн ни о чем не догадывается, а публика в зрительном зале ликует, и эта короткая фраза тут же уходит в народ. И ликовали зрители довольно часто, так как лента просто напичкана репликами с двойным смыслом.
Если в предыдущем фильме артисту помогал дар перевоплощения, которым он обладал с детства, то «Повесть о настоящем человеке» потребовала от него больших физических усилий. Ему сделали протезы, на которых он ходил и танцевал, что было очень нелегко. Он длительное время в лютый мороз ползал в лесу по снегу. Прототип героя настоящий летчик Алексей Маресьев (в фильме изменили всего одну букву), который консультировал артиста, с восхищением сказал: «Я полз всего трое суток, а Кадочников уже несколько месяцев ползает. Он переиграл меня!». Дело в том, что в кино полуминутный кадр подготавливается и снимается часами, а если требуются дубли, то уходит и несколько дней. Чтобы добиться правды в перемене состояния героя, однажды за один съемочный день ему пришлось менять грим 12 раз!
Кинолента «Повесть о настоящем человеке», которой в этом году исполняется 70 лет, как и «Подвиг разведчика», шла с огромным успехом и оказывала большое влияние на молодежь, она ринулась в летные училища. А у Кадочникова этот фильм связан с одной любопытной историей. Как-то он отправился на рынок, где к нему в карман залез малолетний воришка. Петр Петрович схватил его за руку и повел… к себе домой. Там подростка отмыли, накормили, одели и оставили жить на несколько месяцев. Потом Кадочников определил его в Суворовское училище. Через 15 лет к артисту явился молодой летчик: «Не узнаете? Я тот самый Коля». И признался, что много раз смотрел «Повесть о настоящем человеке», которая, вместе с памятью о доброте Павла Петровича, и повлияла на выбор профессии.
Два удара судьбы
Жизнь артиста кино непредсказуема: то нет ролей, а то выпадает удача сняться в пяти – семи картинах за год. Так было и у Кадочникова. Фильмография у него обширная. Помимо уже названных, это «Сокровище Серебряного озера», «Снегурочка», где он является и режиссером, «Прощание с Петербургом», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сокровища Агры», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» и другие. Многие из них были сняты уже после встречи в редакции, а тогда речь шла только о более ранних лентах, тех, что и принесли большую популярность артисту, получившему за два своих героических образа Государственные премии. Позднее он получил еще много наград, а также звание народного артиста СССР и Героя Социалистического Труда.
Но нам, конечно, было интересно, что у него за семья. Деликатно спросили, и он ответил, что женат, имеет двух взрослых сыновей, которые тоже связаны с кино. Лишь теперь, располагая различными сведениями, в том числе воспоминаниями его внучки, актрисы Натальи Кадочниковой, можно рассказать об этом подробнее, тем более что семейные трагедии дважды вмешались в его творчество.
Женился Павел в 1934 году на своей однокурснице Розалии Котович, которая не отличалась красотой, зато была комсомольской активисткой и донимала его разными заданиями. Потом они вместе работали в ТЮЗе и играли в «Снегурочке». Прожили вместе более пятидесяти лет. Розалия Ивановна в какой-то момент поняла, что выдающейся актрисой не станет, поэтому оставила сцену и взяла на себя заботы о муже, сопровождая его даже на съемках. Так было и в 1944 году, когда она, ожидавшая ребенка, отправилась вместе с мужем в Тбилиси, где снимался первый отечественный стереоскопический фильм «Робинзон Крузо». Ехали в специальном вагоне вместе с реквизитом и множеством вещей. На станции Кавказской у Розалии начались схватки, пришлось ей и Павлу Петровичу сойти с поезда. Роженицу отправили в больницу, где 27 декабря 1944 года она и родила сына Петра. До Тбилиси добирались уже втроем.
Через два года к Кадочниковым явился четырнадцатилетний мальчик Костя и заявил, что он сын Павла Петровича. Сходство было такое, что в это сразу поверили. Как оказалось, это плод ранних юношеских отношений Кадочникова с актрисой Татьяной Никитиной. Отец помогал ему, поддерживал с ним теплые отношения, а порой Костя и надолго оставался в их доме. Но главной заботой в семье был, конечно, Петя. Сначала он не захотел связывать себя с искусством, как сводный брат, а, окончив школу с золотой медалью, поступил на факультет физики Ленинградского политехнического института, который и окончил.
Но семейная традиция взяла верх, Петр поступил в ЛГИТМиК на киноведение – единственный факультет, где можно было учиться заочно. Окончив его, стал писать сценарии и сниматься в кино. Более всего известны с его участием фильмы «Благочестивая Марта» и «Сильва». Петр женился, у него родилась дочь Наташа. Все жили в одной большой квартире у родителей. Девочке было 12 лет, когда случилось несчастье. Летом 1981 года Петр с женой и друзьями поехал на отдых в Прибалтику, где погиб в 36 лет при загадочных обстоятельствах, вроде бы упал с дерева и разбился.
Известие о гибели сына застало Павла Петровича на съемках картины «Проданный смех». О трагедии знал еще только режиссер Леонид Нечаев, который предложил артисту сделать перерыв. Кадочников, никогда не пивший на съемках, попросил бутылку коньяка и сказал: «Нет, я приехал работать, значит, буду работать». Параллельно он снимался в не менее веселом фильме Евгения Матвеева «Бешеные деньги». Похоже, что в работе он искал возможности преодолеть свое горе. Через три года тоже на съемках Кадочникова настигло известие о смерти Константина, который умер от инфаркта.
Сам Павел Петрович ушел из жизни тридцать лет назад светлым майским днем. Его положили в больницу с острой сердечной недостаточностью, он сказал жене: «Завтра увидимся», но наутро его уже не стало. Тридцать лет – большой срок, но это время не стало годами забвения. Мы до сих пор помним замечательного артиста и восхищаемся его талантом.
Идиллия ДЕДУСЕНКО