ЗАЩИТНИК БИЗНЕСА
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в СК Кирилл Кузьмин провел пресс-конференцию по итогам прошедшего года и представил доклад о создании комфортной среды для бизнеса. «К сожалению, наше значение возрастает», – заявил Кузьмин, имея в виду институт омбудсмена. К сожалению – потому что проблем становится все больше. В этом смысле наш край не отличается от других регионов России. Есть много проблем в отношениях с исполнительной властью.
Министерские игры
Так, минимущества СК явно завышает цены на землю. Минфин зачастую прямо препятствует предпринимательской деятельности. Так, на коммерческие объекты площадью более 250 квадратных метров ставки налога выросли в два раза. Но это слабо сказывается на собирании налогов – многие предприниматели уходят от такого налогообложения, просто дробя помещения с помощью различных юридических уловок.
Так, например, в Пятигорске официально работает всего один (!) торговый центр площадью более 250 кв. метров.
Ситуация непростая для бизнеса и в силу других причин. Одна из основных – снижение покупательной способности населения, которое наблюдается уже третий год. Между тем минфин планирует в этом году получить с помощью увеличения налогов на бизнес-сообщество более миллиарда рублей.
Кузьмин пожаловался и на минстроительства, которое не допускает уполномоченного к участию в распределении госзаказов.
Однако еще более сложные отношения складываются у уполномоченного с местными самоуправлениями. Именно он лично вынужден заниматься установлением контактов между местными властями и бизнесом, хотя, по идее, в этом заинтересованы сами власти. Кузьмин привел конкретный пример: глава Кисловодска ни разу не посетил мероприятия, которые были организованы уполномоченным для наведения мостов между властью и бизнесом.
В то же время есть и положительные примеры: активно работают в этом направлении власти Железноводска, Георгиевска, Невинномысска.
На что жалуются предприниматели
В прошлом году к бизнес-омбудсмену было направлено 226 письменных обращений, и более 550 раз предприниматели обращались со своими проблемами устно. По содержанию обращений на первом месте – жалобы на уголовные преследования (15,67%) и административные барьеры (столько же), а также неправильно проведенные проверки (8,29%).
Географически обращения распределяются вполне логично – по количеству жителей. Так, из Ставрополя поступило 60 письменных обращений, из Пятигорска – 22, Кисловодска — 21 и Невинномысска – 12.
Если говорить об уголовном преследовании, то количество осужденных по «предпринимательским» статьям несколько уменьшилось (в 2015 году – 120, в 2016 – 118, в 2017 – 116). Однако Кирилл Кузьмин отметил, что зачастую осужденные предприниматели проходят по другим, «непредпринимательским» статьям. Это связано, в частности, с тем, что проходящих по «предпринимательским» статьям обвиняемых запрещено заключать под стражу. Ч то же касается сотрудников правоохранительных органов, на которых жалуются предприниматели, то в прошлом году против них было заведено всего одно дело.
Кошмар вне плана
Что касается проверок со стороны контрольно-надзорных органов, то, действительно, общее их количество снижается (2016 год – 23 380, в 2017 – 20 611), однако выросло количество внеплановых (соответственно – 17 429 и 18 416). То есть это составляет 78%, что значительно больше 30%, о которых как о верхней планке для внеплановых проверок упоминал Президент Путин. Внеплановые проверки можно проводить без разрешения прокуратуры, и они, по мнению Кузьмина, нередко становятся инструментом в конкурентной борьбе.
По подсчетам омбудсмена, всего проверками занимаются 38 контрольно-надзорных органов. В их работе наблюдаются очень разные подходы. Например, минприроды внеплановых проверок практически не проводит. Положительный тренд все же налицо: десять лет назад количество проверок в крае переваливало за 100 тыс. ежегодно.
Бизнес-омбудсмен остановился на некоторых конкретных проблемах предпринимательства в крае. Несмотря на декларации в поддержку мелкого и среднего бизнеса, он, в отличие от крупных коммерческих структур, практически не пользуется никакими льготами.
С некоторыми министерствами у предпринимателей есть коренные противоречия. Например, в санаториях КМВ решением минздрава запрещено продавать алкоголь, за счет которого санатории могли бы значительно поправить свои коммерческие показатели.
Все большую популярность в мире приобретает так называемое «гаражное» вино, которое производят микро-хозяйства. А в Ставропольском крае из-за тех самых административных барьеров в виде избыточных требований на сегодняшний день не выдано ни одной лицензии на производство такого вина.
Теневое предпринимательство
Застарелая проблема Ставрополья – налоги, которые идут в бюджеты других регионов, где зарегистрированы предприятия, которые реально ведут коммерческую деятельность в нашем крае. Никаких подвижек в решении этой проблемы Кузьмин пока не видит.
Особый вопрос – введение в крае курортного сбора. Он составляет 50 рублей в день на одного человека, в то время как в Краснодарском крае – 10 рублей, а Крым на этот год вообще отказался от его взимания. По мнению уполномоченного, эти средства должны идти непосредственно на улучшение туристической инфраструктуры, а не на затыкание финансовых дыр в ЖКХ.
Отвечая на вопрос «СГВ» о сути т.н. административных барьеров, он заявил, что их десятки – от таможни до фитосанитарной инспекции. Более того, некоторые местные самоуправления упорно медлят с введением электронного оборота документов, который позволяет сделать процесс взаимодействия чиновников и предпринимателей гораздо более быстрым и более открытым.
Закончил ответы на вопросы Кирилл Кузьмин на минорной ноте. По его мнению, более половины предпринимателей края не выходят из «тени» и не платят налоги. В вечном вопросе о «кнуте и прянике» он склонен применять в первую очередь «пряник»: стимулировать бизнес, в том числе с помощью различных льгот и налоговых послаблений.
Сергей ТАВРОВ
Фото ombsk.biz