№ 24 (3703) 20.06.2018  

НЕТ ПЕНСИОНЕРА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ?..

Правительство остановилось на самом жёстком варианте пенсионной реформы, несмотря на массовое недовольство россиян

На прошлой неделе стало известно о том, что кабмин РФ выбрал наиболее неприятные для большинства жителей страны режим и параметры пенсионных преобразований. Возрастная планка выхода на заслуженный отдых с нынешних 55 лет для женщин и 60 для мужчин, скорее всего, передвинется вперед на 8 и 5 лет соответственно. То есть представители слабого пола будут иметь право оформить пенсию по достижении 63 лет, а сильного – после 65.

Решение не окончательное, но то, что его примут в верхах, высоко вероятно — к большому сожалению всех тех, кто аргументировано выступал против подобного непопулярного и болезненного для населения шага.

Под шумок ЧМ-2018

Примечательно, что мнение россиян при этом почему-то в расчет вообще не берется. А по данным авторитетного исследовательского центра «Ромир», категорически не приемлют повышение пенсионного возраста 92% граждан РФ. Что может измениться после того, как резонансный законопроект начнут рассматривать в Госдуме, и, как нам обе-щают, тема получит широкое обсуждение?.. Число несогласных уменьшится в разы?

Вопрос ведь и без того на самом острие общественного внимания: достаточно промониторить соцсети и многочисленные гневные комментарии к новостям пенсионной тематики, чтобы ясно понять – народ, мягко говоря, реформу «не одобрямс». Только до этого, как и до соцопросов аналитических холдингов, властям, видимо, дела нет. Они очень спешат «рассмотреть вопрос оперативно» — под шумок ЧМ-2018, который мог бы отвлечь интерес масс, да и спустить на тормозах возможный поток протестов, тем более что в этот период официально под запретом всевозможные митинги, пикеты, демонстрации и другие формы публичных мероприятий, не связанных со спортом.

Между тем депутаты-справороссы уже заявили о том, что не будут поддерживать правительственную реформу. Позиция эсеров – изменения не принесут ожидаемых плодов даже в стратегической перспективе. Коммунисты же, напомним, изначально относились к этому вопросу отрицательно. По крайней мере, они выступали за отсрочку повышения пенсионного возраста, ратуя за введение моратория на изменения подобного рода до 2030 г.

Отчасти эта идея, но несколько видоизмененная, судя по всему, заложена в проект ради обещанного псевдомягкого перехода – прибавлять будут по полгода за год. «Часики затикают» уже в следующем году и, таким образом, 63-летний пенсионный рубеж для женщин мы настигнем окончательно в 2034 г., а 65-летний для мужчин еще раньше – в 2028-м. О том, насколько велико число не доживающих до пенсии россиян, а также о других весомых аргументах против повышения пенсионного возраста, «СГВ» не раз писали на своих страницах.

Где волшебная кнопка?..

Напомним, такими же стремительными темпами власти намерены нарастить и показатели средней продолжительности жизни россиян – с нынешних 72 лет до 80-ти к 2030 году. Здравомыслящий человек при этом понимает, что такие победные цифры не коснутся конкретного Иван Иваныча в предпенсионном возрасте, которому некто всемогущий вдруг волшебным образом удлинит его жизнь, а будут достигнуты преимущественно за счет дальнейшего снижения младенческой и материнской (при родах) смертности в стране и ряда других факторов.

КСТАТИ

По данным, озвученным вице-премьером РФ Татьяной Голиковой, в России среди официально безработных 48,7% — молодые люди в возрасте 20-34 лет.

По сведениям Росстата, в 2017 г. в нашей стране 3966 тыс. безработных в возрасте 15-72 лет. Из них в СКФО – 500 тыс. (почти 13% от общероссийского числа), в т.ч. на Ставрополье – 70 тыс. чел.

Заявления же о том, что россияне будут массово омолаживаться в силу растущей доступности высокотехнологичной медицины, всерьез рассматривают разве что очень состоятельные люди. Ибо, как это ни грустно, даже косметический «ремонт» внешности, скажем, накачка губ для эффекта припухлости, а тем более пластическая коррекция фигуры многим российским женщинам не по карману: свою скромную зарплату они вынуждены тратить на более насущные нужды – еду, лекарства, коммуналку. Что уж говорить о глубинных процессах, влияющих на состояние организма в целом, а не только на внешние признаки молодости?

Подайте на лечение…

Нам с воодушевлением рассказывают с высоких трибун о том, что уже очень скоро в стране настолько разовьют персонифицированную медицину, в том числе с использованием био- и молекулярных технологий, что можно будет даже восстанавливать отдельные органы, а серьезные недуги блокировать еще на генетическом уровне. Однако пока даже на не очень сложные операции нашим соотечественникам мы, кто сколько может, собираем деньги, откликаясь на социальные ролики по ТВ. И, увы, общенародного милосердия в виде материальной помощи таким семьям с миру по нитке порой не хватает для спасения того или иного тяжелобольного ребенка. И это — настоящий позор богатой недрами стране и ее «дальновидным» чиновникам.

Да что там: редко кто не сталкивался с ситуацией, когда банального талончика к узкому специалисту в поликлиниках приходится подолгу добиваться буквально с боями. И в том числе по этой причине многие без устали работающие россияне не обращаются к докторам до последнего, пока гром не грянет. А как грянет – глядишь, состояние уже настолько запущено, что у человека накапливается целый букет хронических заболеваний. И это требует уже постоянного медицинского наблюдения, которого, опять же подчеркнем, явно недостаточно уже сейчас. Кроме того, работа на износ и дефицит врачей зачастую оборачиваются настолько серьезными последствиями для здоровья трудяги, что ему и вовсе впору оформлять пенсию по инвалидности. Этого ли добиваются своими светлыми намерениями наши власти?

ВАЖНО

В Интернете набирают обороты всевозможные ресурсы по сбору подписей против болезненной пенсионной реформы. Самый массовый отклик наблюдается на площадке Change.org – петицию против повышения пенсионного возраста на момент верстки «СГВ» на этом сайте уже подписало около двух миллионов россиян.

Акция организована Общероссийским объединением профсоюзов Конфедерация труда России. Ключевой аргумент в петиции заключается в том, что дефицит пенсионного фонда формируется из-за теневой занятости, и именно на решение этой глобальной проблемы должны быть нацелены все усилия.

В общем, непонятно, каким чудесным пенделем собираются пнуть наше здравоохранение, чтобы благодаря его интенсивному развитию россияне смогли бы так быстро, как хотят власти, достичь 80-летней продолжительности жизни. Пока складывается стойкое ощущение, что, наоборот, период дожития, как принято называть время нахождения на пенсии, нам хотят максимально урезать, а то и совсем не допустить до него. А что? Народ уже не стесняясь использует печально знаменитый парафраз – «Нет пенсионера – нет проблемы». И, соответственно, никому ничего выплачивать за доблестный посмертный труд не надо.

К слову, сейчас унаследовать страховую пенсию умершего родственника нельзя, да и получить накопительную часть проблематично. Право на пенсию по потере кормильца имеют только объективно нетрудоспособные члены семьи, которые находились на иждивении умершего пенсионера.

Старики-бультерьеры

Сюда приплюсуем еще один существенный негативный фактор, которым сторонники реформы пытаются манипулировать со знаком плюс. Якобы, когда отодвинут пенсионный возраст, никакого напряжения на рынке труда не будет. Чиновники нам втолковывают, что конкуренции за рабочие места между молодежью и пожилыми быть априори не может. Первые, мол, задействованы в быстро развивающихся отраслях, а вторые – в традиционных, фундаментальных сферах, таких, как сельское хозяйство, например, или промышленность.

Реляции, прямо скажем, довольно лукавые и спорные. Хотя бы потому, что указанные и им подобные рабочие сферы требуют, прежде всего, активной силы, крепкого физического здоровья, что объективно характерно все-таки для более молодых людей, нежели для стариков, которым махать кувалдами по мере приближения к пенсии все тяжелее.

Еще по теме Пенсии: повышение возраста

Но даже если предположить, что такое условное разделение действительно, будет ли столь же здоровым процесс омоложения кадров, смены профессиональных поколений в разных сегментах рынка труда? Как избежать молодежной безработицы, если старики, фанатично пытаясь противостоять вытеснению со своих рабочих мест, будут в них впиваться мертвой хваткой, буквально как бультерьеры — всеми зубами и когтями? Ведь лишившись лет эдак в 50-60 работы, максимум, что им светит до назначения пенсии, это унизительное пособие по безработице, которое не меняется уже на протяжении 10 лет и составляет максимум 4900 руб., а минимум – 850. Причем сроки получения такой государевой поддержки ограничены одним годом. А дальше – хоть помирай…

Что же до гарантий по исключению дискриминации по возрасту при трудоустройстве пожилых – их попросту нет. В открытую, конечно, никто не отказывает в работе из-за того, что кандидат стар или имеет ораву детишек. Но многие по опыту знают, что эти факторы зачастую оказываются решающими.

Дедлайн для здравого смысла

И все же слабая надежда на то, что здравый смысл восторжествует, а власти проявят настоящую заботу о россиянах, стремясь избавить их от бедности за счет иных ресурсов, еще есть.

Уже 14 июня, когда прояснилась конкретика по поводу параметров пенсионной реформы (63/65 лет), губительной ее назвали представители многих социальных институтов. Например, свою четкую несогласную позицию выразила группа депутатов Заксобрания интеллигентного Питера. Тогда же стало известно о том, что не поддерживают пенсионные изменения профсоюзы врачей и учителей, которых тоже напрямую может коснуться реформа. Солидарное мнение профсоюзов о неприемлемости условий пенсионных преобразований озвучил глава ФНПР Михаил Шмаков в минувшую субботу, когда в правительстве РФ по этому вопросу состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Представители же бизнеса в целом согласились с грядущими переменами. Теперь пакет документов будет передан в Госдуму. Рассмотрение законопроекта депутатами предположительно начнется с 19 июля, после того, как завершится процедура его рассылки в регионы.

Поэтому пока у народа есть некий дедлайн для того, чтобы успеть хотя бы как-то повлиять на итоговые властные решения. Чем больше наберется противников грядущих жестких пенсионных преобразований, тем выше шансы на их пересмотр. В этой связи отметим, что КПРФ собирается организовать народный референдум, а ориентировочно 28 июля провести всероссийскую акцию протеста.

Декоративное доверие

Впрочем, люди, массово комментируя в соцсетях эту самую острую сегодняшнюю тему, склоняются к тому, что народные волнения приведут лишь к имитации бурной общественной дискуссии с вытекающим из нее конечным результатом, который, собственно, и ожидают власти.

Будет эдакая игра в плохих и хороших полицейских, которые, прощупав степень накала в социуме, в итоге на радость всем слегка смягчат реформу, например, ограничившись повышением пенсионного возраста не на 8 и 5 лет, как сейчас, а на пару годков меньше. И население, упоенное тем, что оно достучалось до небес, что его «услышали», возрадуется своей «победе». А власть проведет запланированную реформу, что называется, малой кровью.

Только вот даже при таком, на первый взгляд, позитивном развитии сценария вряд ли у кого-то не останется горького послевкусия от осознания того, что диалог верхов и низов носит откровенно декоративный характер, а доверие между сторонами ну очень хрупкое и оно вот-вот может попросту рассыпаться.

Елена НЕВИНСКАЯ

МЕЖДУ ТЕМ

Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков высказался о том, что для женщин собираются поднять планку пенсионного возраста чересчур высоко: достаточно пятилетнего увеличения, а не восьми.

Любопытно, что минтруд РФ аргументирует именно восьмилетнее повышение тем, что в нашем социуме необходимо обеспечить и укрепить гендерное равноправие и равномерную домашнюю нагрузку на членов семьи.

Считают ли такие тезисы справедливыми сами женщины, которые, только вынашивая одного ребенка в течение девяти месяцев, несут довольно ощутимые издержки здоровья, а затем, в течение всей жизни выполняя наряду с основной работой еще и домашнюю, изнашивают ресурсы организма гораздо интенсивнее, чем мужчины? Вопрос из разряда риторических.

Наверх