РАВНЯЕТСЯ ДВАДЦАТИ ДВУМ ЛЮКСЕМБУРГАМ
27 лет назад Ставропольский край обрел нынешние границы.
3 июля 1991 года Карачаево-Черкесская автономная область отправилась в «свободное плавание», вышла из состава Ставрополья и стала самостоятельным субъектом Российской Федерации. Площадь нашего края уменьшилась на 14,3 тыс. кв. километров. И с тех пор границы Ставрополья не менялись.
В незапамятные советские времена была такая пьеса — «Равняется четырем Франциям» — Александр Мишарин написал. В названии пьесы имелся в виду Красноярский край. Именно там разворачивались события драматургического произведения. То есть названием имелось в виду, что территория Красноярского края в четыре раза превышает территорию Франции. Красноярцам такое сравнение, наверное, льстило, они гордились тем, что их край настолько огромен, что на нем четыре раза легко могло бы поместиться самое крупное государство Европы, если не считать СССР. Красноярский край и сейчас занимает огромную территорию, но площадь региона стала меньше, чем в тот период, когда драматург Мишарин создавал свое произведение. Ставрополье потеряло Карачаево-Черкесию, а Красноярску уже не подведомственна Хакасия. И теперь четыре Франции на территории сибирского края никак не уместить, как не старайся. Только три с половиной. А вот если бы Александр Мишарин написал свою пьесу не в 1986 году, а сейчас, и если бы сюжет разворачивался не в Красноярском крае, а в Ставропольском, какое название бы он ей дал? То есть, иначе говоря, с какими странами можно сравнить нынешнюю территорию края?
При слабых познаниях в географии можно взглянуть на карту России и Европы и понять: Ставрополье не может равняться четырем Франциям, и даже одной Франции. Пятая республика сильно уступает в размерах Красноярскому краю, но намного больше Ставропольского. Если не полагаться на визуальную оценку, а обратиться к цифрам, то можно сказать точно, что территория Ставрополья составляет сегодня менее одной десятой части площади Франции. Край занимает 66,2 тыс. кв. километров, а Франция — около 674,7 тыс. кв. километров.
Вряд ли Александр Мишарин назвал бы пьесу «Равняется одной десятой части Франции». Это сравнение не выгодное для субъекта державы, привыкшей к большим масштабам. Драматург бы к нему не прибег. Наверное, подобрал бы какую-нибудь другую страну для сравнения. Но какую?
Сегодня среди европейских государств наиболее близки Ставрополью по размерам две бывшие республики СССР — Литва (65,2 тыс. кв. км) и Латвия (64,6 тыс. кв. км). Есть еще и Дания (42,9 тыс. кв. км, без Гренландии и Фарер), Нидерланды (41,5 тыс. кв. км), Швейцария (41,3 тыс. кв. км), которые меньше нашего края и, к тому же, выгодны для сравнения, как благополучные, экономически развитые. Так что прозаик мог бы назвать свою пьесу «Равняется одной Литве» или «Равняется полутора Швейцариям».
Также допустимо сравнить Ставрополье с двумя Молдавиями (33,8 тыс. кв. км), двумя Бельгиями (32,5 тыс. кв. км) или с двадцатью двумя Люксембургами (2,9 тыс. кв. км). Всего в Старом Свете более двух десятков государств, которые уступают нашему краю по размерам.
Влад БОЧАРОВ