№ 35 (3714) 05.09.2018  

УДАРНИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА

Выставка знаменитого гравера открыта в Ставрополе.

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка Гюстава Доре. Представил выставку заместитель директора музея Александр Колбасников, который рассказал о творчестве Доре.

Этот французский художник получил заслуженную известность, прежде всего, своими иллюстрациями. Выдающиеся способности к рисованию проявились в нем в самом раннем возрасте.

По словам Александра Колбасникова, «Эпоха, в которой он жил, оказалось той питательной средой, в которой возрос его талант. Это была середина 19 века, время начала расцвета во Франции капитализма».

За свою не очень длинную жизнь Доре создал более 80 тысяч рисунков, гравюр и картин. Но прославился он все же, прежде всего, как гравер. Александр Колбасников подсчитал, что если это количество работ разделить на количество дней, в течение которых творил мастер (а он прожил 51 год), то получается, что каждый день Доре создавал порядка пяти произведений. Заметим, его первый изданный альбом литографий «Подвиги Геркулеса» вышел, когда автору было всего пятнадцать лет. Причем у Доре не было ни учителей, ни классического художественного образования.

Зато с самого раннего возраста он обладал огромной работоспособностью и дисциплиной. Его рабочий день был всегда поделен на три части: утром он занимался графикой, в полдень – живописью, а вечером – снова графикой.

Доре так и не получил формального художественного образования, однако он проводил многие часы в Лувре и Национальной библиотеке, где изучал картины и гравюры старых мастеров.

Гравюра на дереве, которой занимался Доре, создается с помощью склеенных дощечек твердых пород дерева (бук, самшит), отполированных до зеркального блеска. Штихелем (резцом) гравер прорезает эту поверхность и таким образом получает сочетания светлых и темных линий. В мастерской у Доре обычно были готовы к работе около 20 таких досок, и он ходил от одной к другой доске, постепенно заполняя их изображениями.

Гюстав Доре любил те сюжеты, где существует простор для театральности, драматического действия, динамичности. Глубоко философские темы – не для него. Вот почему он отказался, например, от иллюстрирования библейского «Апокалипсиса». Он неразрывно связан именно со своей эпохи, в отличие, положим, от Леонардо да Винчи, который опередил свое время.

«Потерянный рай» Мильтона, басни Лафонтена, сказки Перро, Ветхий и Новый завет, «Дон Кихот» Сервантеса – все эти книги до сих пор выходят с иллюстрациями Гюстава Доре, который является, пожалуй, самым известным книжным иллюстратором в мире. Его стиль всегда узнаваем, его не спутаешь ни с кем другим.

Сергей ТАВРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх