№ 41 (3720) 17.10.2018

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТИЛЬ

Директор сельской художественной школы делает замечательные коллажи из текстиля и учит этому детей

Елена Бубнова

С работами Елены Бубновой я впервые познакомился в музее села Донского. Там была представлена экспозиция одежды начала 20 века, которую носили женщины села. Это так называемый воронежский стиль, так как заселялось Донское выходцами из Воронежской губернии. Один костюм особенно понравился, и что удивило – почти как новый. Неужели так хорошо сохранился в бабушкином сундуке?

-Это, действительно, не старая вещь, а новодел, — рассказала директор музея Анжелика Стрелова, — но он, ручаюсь, соответствует исторической правде, потому что шила его Елена Бубнова, директор нашей художественной школы. А она – большой специалист по текстилю, так как окончила в Петербурге промышленно-художественную академию по этому профилю.

Прекрасно образована

Я попросил Анжелику Васильевну познакомить меня с Еленой. И вот договорились встретиться с ней на ее территории – в художественной школе села Донского, где она работает директором.

В холле учебного заведения, кстати, сверкающего новым ремонтом, обратил внимание на интересное панно, посвященное дню рождения села Донского. Это коллаж, где есть элементы аппликации, рисунка, еще какие-то неизвестные мне техники. Вроде бы хаотическое смешение, а в целом получается – гармония. Старая церквушка Святой Троицы, над ней три ангела – воплощение тройственной сущности Бога, на земле — деревца, цветочки, свечи.

Потом посмотрел еще несколько работ Елены Владимировны. Чувствуется единый стиль и вкус. Несмотря на то, что в работах трудно выделить сюжет, они достаточно абстрактны, декоративны, но эмоции вызывают положительные. Собственно, в этом и цель настоящего искусства – будить в человеке хорошие начала. Вспомним Пушкина: «Чувства добрые я лирой пробуждал…» Сказал об этом автору, человеку, бесспорно, талантливому.

— Талант художнику, конечно же, нужен, но ему так же не помешает хорошее образование, которое развивает, облагораживает природные данные, – говорит Елена Владимировна, — мне с этим повезло. Посчастливилось учиться в Художественно-промышленной академии имени Мухиной, сейчас – имени Штиглица. Это вуз, в котором готовят настоящих художников-дизайнеров для промышленности, например, текстильной. Я как раз училась на специальности «художественный текстиль». Так мы изучали не только рисунок, но и ботанику, чтобы, например, со знанием дела создавать растительные орнаменты, этнографию, чтобы разрабатывать ткани в народном стиле, и многое другое.

— Бытует мнение, что в дизайнеры идут люди, не умеющие хорошо рисовать…

— Ерунда. Нас учили технике рисунка, как в любом художественном вузе. Мы выезжали на пленэры, сдавали экзамены по технике рисунка. Среди выпускников нашего вуза много выдающихся художников. Работая в художественной школе, я поняла, что никогда не надо делать скоропалительные выводы о способностях человека и тем более ребенка. Были случаи, когда я брала детей просто из сочувствия, не заметив никаких способностей. Он просто учился рисовать, а этому можно научить практически любого, а потом желание совершенствоваться, любовь к рисованию делали чудеса, стал проявляться дремавший где-то глубоко талант. Поэтому мы сейчас берем в школу всех, а там будет видно.

Научить видеть красоту мира

Когда Бубнова вернулась на Ставрополье, под нее даже хотели открыть в художественном училище специальность – художественный текстиль, и она готова была учить студентов этому интересному виду дизайнерского искусства. Но поступило предложение возглавить в Донском детскую художественную школу, и она согласилась.

— Ни разу об этом не пожалела, — говорит Елена Владимировна, — в городе, конечно, больше возможностей стать известной, куда-то пробиться, но не меньше шансов и потеряться. А здесь я вижу, что полезна людям, помогаю детям научиться видеть красоту мира. А людей талантливых в сельской местности много, и желание развить свой талант здесь даже сильнее, так как сельские дети не избалованы изобилием всяких курсов, кружков, школ, ценят то немногое, что имеют. Поэтому я чувствую свою нужность, вижу отдачу от своего труда. Посмотрите на наши классы. Везде новая мебель, свежий ремонт. Нет недостатка и в учебных пособиях, реквизите. Администрация села финансирует школу достойно.

Елена Владимировна показывает мне работы ребят, чтобы проиллюстрировать вышесказанные слова.

Вот, например, Аня Мальгинова. Как раз она преподала директору урок — не спешить с оценками талантливости по первому впечатлению. Поначалу была обыкновенной ученицей, но своим упорством развила у себя способности. И потом директор выдвигала ее на губернаторскую стипендию для одаренных детей

Все дети учатся изобразительному искусству в целом, а не по специализации. Они постигают основы рисунка, живописи, лепки, конечно же, работают и с тканями.

Елена Владимировна показала мне, как ткутся жаккардовые ткани. В свое время она работала на гобеленовом предприятии под Петербургом и знает секреты этого старинного и сложного ремесла. Также дети осваивают роспись красками по ткани по технологии батика и другим методикам.

— Елена Владимировна, бытует мнение, что современная молодежь гуманитарно образована плохо, не знает истории, литературы, не интересуется искусством. Так ли это?

— Может, общая тенденция и имеет место, но думаю, что степень гуманитарного невежества молодежи сильно преувеличена. Просто раньше все общество было более однородным, а сейчас оно контрастней, хоть в материальном, хоть в образовательном плане, поэтому крайности режут глаз. Но я вижу огромный интерес детей к изобразительному искусству. Если раньше у нас учились два-три десятка детей, то сегодня 130. Родители готовы возить своих чад из отдаленных сел. Словом, слухи о бездуховности нынешней молодежи явно преувеличены. Много сельских семей, которые хотят дать своим детям хорошее образование, и ребята тоже стремятся к знаниям. Много выпускников нашей школы пошли по художественной стезе, став дизайнерами, модельерами и, кстати, неплохо зарабатывают. Но, конечно, растить художников – это не самоцель школы. Главное — дать детям эстетическое развитие, которое пригодится им в жизни.

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Наверх