№ 41 (3720) 17.10.2018

С «АТОМОМ СОЛНЦА» В СЕРДЦЕ

Сергею Безрукову — 45

Пушкин, Моцарт, Чичиков, Высоцкий, Есенин… Столь разные образы покорились таланту Сергея Безрукова, которому завтра исполнится 45 лет. Этот возраст по праву считается временем расцвета жизненных и творческих сил, а значит, впереди у народного артиста России еще много интересных ролей.

В честь поэта

В отличие от некоторых нынешних звезд театра и кино Сергей не искал себя в профессиях инженеров, строителей, военных или моряков, он с раннего детства мечтал о сцене. Родился мальчик в семье талантливого актера и режиссера Московского театра сатиры Виталия Сергеевича Безрукова и Натальи Михайловны, которая работала некоторое время заведующей магазином, а потом посвятила себя заботам о близких. По воле отца, обожавшего поэзию Есенина, сына назвали Сергеем. Он сам мечтал когда-нибудь сыграть поэта на сцене, но так и не пришлось, однако все-таки в 26 лет создал его образ в фильме Серкова «Анна Снегина», даже и не предполагая, что сын потом воплотит его мечту и в кино, и на сцене.

Но пока мальчик рос, отец часто брал его с собой на работу, где Сережа, можно сказать, дышал атмосферой искусства. В школу он пошел в шесть лет и оказался самым младшим и невысоким в классе. Как сам вспоминал, постигал школьные науки охотно, старательно, получал в основном пятерки, поведение тоже было отличным. Но при этом, как многие его сверстники, играл в футбол, любил дружеские компании. Став подростком, научился играть на гитаре, чем привлекал внимание девочек. Он немного переживал из-за своего небольшого роста в 173 сантиметра, но это не мешало ему иметь успех у сверстниц, которым нравился симпатичный паренек с необыкновенной улыбкой. К тому же все в 402-й московской школе знали Сергея как активного участника художественной самодеятельности. Начав играть в сказке «Гуси-лебеди», он в 14 лет выступал уже в драматическом спектакле «Мой бедный Марат». Отец учил его относиться к самодеятельным выступлениям так же серьезно, как если бы это было на профессиональной сцене. Сережа следовал его советам и к окончанию школы в 1990 году уже имел неплохие навыки, с которыми пошел сдавать экзамены сразу в несколько театральных вузов, в том числе в Школу-студию МХАТ, куда он ходил на подготовительные курсы. Перед каждой приемной комиссией Сергей представал с гитарой и магнитофоном, читал стихи Есенина под собственный аккомпанемент, а также рассказы Зощенко и Шаламова, даже танцевал «цыганочку». И везде набрал высокие баллы, у него была возможность выбора. В числе претендентов, поступавших в Школу-студию МХАТ, Безруков стоял в списке первым. Олег Табаков, о котором говорили, что он очень строг по отношению к своим студентам, сам лично отбирал себе учеников. Когда Сергей узнал, что набрал высокие баллы и в Школу-студию МХАТ, он выбрал ее и был принят на курс Табакова.

Дорогу открыла «Табакерка»

Безруков с самого начала учебы в Школе-студии знал, куда пойдет после ее окончания. Конечно, в «Табакерку»! Тем более что Олег Павлович давал своему студенту возможность попробовать себя на этой, ставшей уже знаменитой сцене, Сергей принимал участие в некоторых спектаклях.

Окончил студию Безруков в 1994 году с красным дипломом и, к своей радости, был официально зачислен в труппу «Табакерки». С самого начала его театральная судьба складывалась довольно удачно. На него сразу обратили внимание критики и зрители в спектакле по пьесе Галича «Матросская тишина», где он исполнял одну из главных ролей. Затем таких же ярких ролей у него стало более десятка, а в постановке «Женитьба Фигаро» он играл в паре с самим Табаковым! Многие сравнивали его Фигаро с тем, который был создан на сцене Театра сатиры Андреем Мироновым, и находили, что Безруков был не менее интересен в этом образе.

В «Табакерке» не возбранялось принимать приглашения из других театров, если это не мешало основной работе, поэтому в свободное время Безруков выступал на чужих сценах и в антрепризных спектаклях. Ему приходилось перевоплощаться в самые разные образы. В проектах театрального агентства «Арт-Партнер XXI» он выступил в роли Бруно в «Искушении» и Емельяна в спектакле «Ведьма», сценарий для которого написал его отец. Совсем не походили на этих персонажей Моцарт в пьесе «Амадей» и Морис Тэбрет в «Священном огне», в которых Сергей перевоплощался на сцене МХАТАа. В Театре имени Ермоловой ему предложили сыграть роль поэта в постановке «Александр Пушкин», автором которой был опять-таки Виталий Сергеевич. Содружество отца и сына крепло, но вызывало разные оценки. Критикам и даже некоторым зрителям не понравился образ поэта, который был представлен слишком фривольным и, по мнению многих, недостоверным. То же самое, но в гораздо меньшей степени высказывалось и в адрес сценария и режиссуры спектакля «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», где Сергей впервые вышел на сцену в образе Есенина. Вопреки нелицеприятным высказываниям эта работа Безрукова получила высокую оценку – в 1997 году он был награжден за нее Государственной премией. Позднее образ Есенина на театральной сцене стал для Сергея Безрукова одним из основных, он играл его более семи лет подряд с неизменным успехом. И первым зрителем всегда являлся отец, который говорил: «Я хожу смотреть не на то, как ты играешь Есенина, я хожу смотреть на самого Есенина». Главное, он радовался, что сыну удалось сделать то, чего не смог сделать он сам.

В актерской судьбе Сергея Безрукова был интересный период, когда он участвовал в телевизионном комедийном шоу «Куклы» на канале НТВ. В этой передаче представляли с юмором политических деятелей новой, демократической России, появившихся в результате перемен, совершившихся в 90-е годы. Зрители актера не видели, поскольку он только озвучивал участников представления, и делал это один, разговаривая голосами одиннадцати(!) персонажей, среди которых были Ельцин, Зюганов, Жириновский и другие. Сочтя, что из «кукольного» возраста вышел, через пять лет Безруков проект покинул и сосредоточился на работе в театре и кино.

В 2013 году Безрукова назначили художественным руководителем Московского губернского театра. Благодаря его таланту и энергии здесь начали ставить интересные спектакли, и вскоре театр вошел в десятку лучших областных учреждений культуры. Как всякие неординарные натуры, Безруков все-таки пришел к мысли о том, что лучше ни от кого не зависеть, и, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, организует сейчас различные культурные мероприятия, антрепризные спектакли, а в начале этого года основал рок-группу «Крестный папа» и стал ее солистом, реализовав еще и свой музыкальный талант.

Обаятельный преступник

Особое место в жизни Безрукова занимает кино, которое и принесло ему широкую известность, но не сразу. Чуть ли не десять фильмов с его участием прошли незаметно, сам он выделял среди них «Крестоносец-2», «Китайский сервиз», «Азазель», отмечая: «Я всегда недоволен своими работами в кино». Так было до сериала «Бригада» (2001), где ему досталась главная роль криминального авторитета Саши Белого. В отличие от прежних, по преимуществу «солнечных» ролей главарь бригады был замешан на жестокости. И при этом убийца был наделен ореолом романтики, обладал своеобразной притягательной силой, по-своему понимая, что такое справедливость. Да он к тому же умел любить по-настоящему! Все это надо было сыграть убедительно, достоверно. На роль Белого пробовалось 300 претендентов, но утвердили Безрукова и попали в цель. А иначе и быть не могло, ведь авторы сценария писали его «под Безрукова», хотя все же сомневались, справится ли он с этой «бандитской» ролью. Не просто справился, а имел ошеломляющий успех вместе со своими «подельниками» — друзьями детства, которых сыграли Дмитрий Дюжев, Павел Майков и Владимир Вдовиченков. Чтобы эта четверка сжилась, продюсер проекта Анатолий Сивушов перед съемками отправил друзей на месяц в Дом отдыха. И они действительно так подружились, что на экране выглядели очень реалистично единой командой. Три года спустя актеру пришлось искать совершенно другие краски, чтобы сыграть совсем противоположную роль в сериале «Участок». Сельский участковый Кравцов – добрый, честный, принципиальный, настоящий народный герой, в связи с чем и сериал получил у зрителей звание «народного», а Безруков получил за него премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль в телевизионном кино». У народного артиста России много других наград как за роли в кино, так и за театральные работы. Но главное, что этот многогранный актер, обладающий не только большим дарованием, но и непостижимым обаянием, завоевал и продолжает завоевывать сердца зрителей. Он снялся в более чем сорока фильмах, из которых можно выделить еще сериал о Есенине (2005) по сценарию его отца. Он вызвал неоднозначные суждения, но все-таки запомнился зрителям яркой игрой артиста. Играл Безруков в фильме и Высоцкого, под которого его гримировали по самой последней технологии и сделали очень похожим. Кому-то внешний облик артиста показался несколько утрированным, искусственным, но к игре самого исполнителя претензий не было. Предстал он и в образе Иисуса в сериале по книге Булгакова «Мастер и Маргарита». Как говорят знатоки, «для каждого жанра и персонажа актер умеет найти особенные краски и эмоции».

В поисках счастья

Для биографии Сергея Безрукова кинематограф примечателен еще тем, что свел его с обеими женами. Первой его супругой была Ирина Ливанова, красивая, талантливая и умная актриса. В Ростове-на-Дону она получила театральное образование и работала вместе с мужем, Игорем Ливановым, в областном театре драмы. У них родился сын Андрей. Они переехали в Москву, где получили известность благодаря участию в кино. Семья жила дружно, пока Ирина не встретилась с Сергеем на съемках «Крестоносца-2». Она была на восемь лет старше, но это не стало препятствием для страсти, которая вспыхнула между партнерами по фильму. Вскоре они поняли, что это и есть настоящая любовь. В 2000 году Ирина и Сергей поженились, она сменила фамилию на Безрукову, которую носит и поныне.

Через несколько лет выяснилось, что у Сергея есть внебрачные дети – дочь Александра и сын Иван, и родились они в 2008 и 2010 годах, то есть в то время, когда Сергей состоял в браке с Ириной. Их мать – молодая актриса Кристина Смирнова. Ирина приняла этот факт как должное, поскольку у них с Сергеем общих детей не было. Он своих детей любит, помогает им, Кристина возит их к родителям Сергея – к дедушке и бабушке, которые всегда рады внукам. Сын Ирины в возрасте 25 лет трагически погиб. Все это сказалось на отношениях супругов, и они официально расстались после 15 лет совместной жизни.

Безруков снова женился, на режиссере Анне Матисон, с которой он познакомился еще в 2011 году, когда она занималась сценарием фильма «Елки-2», где актер снимался. Свои отношения, конечно, скрывали, а в марте 2016 года, после развода с Ириной, сыграли свадьбу. Сейчас у них есть дочь Маша, и, как говорят, «актер не скрывает своего счастья». Видимо, он доволен и тем, что у него теперь есть личный сценарист и режиссер, а это расширяет творческие возможности. Не исключено, что на этот раз он нашел ту самую женщину, которая ближе всего ему по духу, и их любовь окажется более продолжительной, чем прежде.

В свое время Олег Табаков отмечал, говоря о Безрукове: «Редко у кого из молодых судьба начиналась столь празднично. Как сказал бы драматург Виктор Розов, Сергей проглотил атом солнца… Он набрасывается на работу, как лев голодный. В нем не растрачен актерский пыл, который дан ему от природы». Надо думать, этот «атом солнца» попал в сердце актера и продолжает служить источником его неистребимой энергии и таланта.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Фото rk.karelia.ru

Наверх