№ 46 (3725) 21.11.2018

ДЖЕНТЛЬМЕН СОВЕТСКОГО КИНО

Алексей Баталов: «Есть люди, которые вспомнят меня добром»

Народный артист СССР, Герой Соцтруда, лауреат Государственной премии СССР и двух Государственных премий России – это далеко не полный перечень званий и наград выдающегося актера, режиссера, сценариста, педагога и общественного деятеля Алексея Владимировича Баталова, который мог бы вчера отметить 90-летие, если бы не скончался в прошлом году.

«Москвич» вместо пиджака

Коренной москвич, он по случайности родился во Владимире 20 ноября 1928 года. Его мать актриса Нина Ольшевская поехала туда к родителям, которые были врачами, а после родов вернулась домой, в Москву. Его отец, Владимир Баталов, тоже был артистом МХАТа. Алексею не исполнилось и пяти лет, когда родители расстались. Вскоре мать вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова, и они переехали из маленькой комнатки, находившейся в производственном дворе МХАТа, в небольшую квартирку на Ордынке, в дом, где жили Ильф и Петров, Мате Залка и другие известные люди. Ребенок продолжал жить в атмосфере сцены и кулис, поскольку не только родители, но и многие родственники служили в театре, например, брат отца Николай Баталов и его жена знаменитая Ольга Андровская. Теперь к его окружению прибавились литературные знаменитости. В их доме бывали Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Юрий Олеша, Анна Ахматова… С отчимом у Алексея сложились прекрасные отношения, он говорил: «Чувства Ардова ко мне – это отцовство в квадрате». А затем родились братья – Михаил и Борис, которые еще сильнее скрепили дружную семью.

Во время войны мать с детьми эвакуировалась в Татарию, в город Бугульма, где оказалось немало приезжих актеров. Она собрала их и создала мини-театр, а 13-летний сын помогал ей, выполняя обязанности рабочего сцены. Затем ему стали доверять эпизодические роли. К окончанию войны семья вернулась в Москву. Для Алексея не было вопроса, куда идти учиться после школы, он это знал с пяти лет. Конечно, Школа-студия МХАТ, которую он окончил в 1950 году. Но пришел черед армейской службы, и Баталова «призвали» в Центральный театр Советской Армии, где он и служил три года. Анна Ахматова, к которой в семье относились как к родственнице, приезжая из Ленинграда, часто подолгу гостила у них. Однажды она заметила, что юный артист уж слишком бедно одет, и дала ему довольно крупную сумму на новую одежду. Алексей, научившийся во время службы в армии водить машину, случайно оказался на автомобильном рынке. Выяснилось, что денег хватало на подержанный «Москвич», который он и купил, назвав его «Аннушкой». Такую обновку «тетя Аня», как Баталов называл поэтессу, не одобряла, но лишь вздохнула и спросила: «Лешенька, а что, пиджака не было?» Баталов не придавал большого значения внешнему виду, зато был единственным молодым артистом МХАТа, куда он перешел из театра Советской Армии, который подъезжал к подъезду на своей машине.

Одно кольцо на двоих

Трудно объяснить, почему режиссеры долго не приглашали его на съемки. Еще в 1944 году, будучи школьником, он принял участие в фильме «Зоя» в едва заметной роли, и о нем забыли на десять лет. Но вот в 1954 году Иосиф Хейфиц пригласил его на роль рабочего Алексея Журбина в драме «Большая семья», повествующей о трех поколениях потомственных судостроителей. Артисту достался сложный персонаж, полный противоречий, но он с ним прекрасно справился.

К этому времени Баталов был уже женат. Его первый брак – достаточно романтическая история. Шестнадцатилетний Алексей (еще школьник) как-то зашел к другу и увидел там красивую девушку. Оказалось, что это та самая Ирочка Ротова, дочь известного художника, которую он знал в детстве по соседской даче, а потом долго не видел. Вспыхнувшее между ними чувство было так велико, что они решили сразу пожениться, но зарегистрировать брак в таком возрасте было невозможно. Тогда молодые люди купили одно кольцо на двоих и на обратной стороне выгравировали: «Алеша + Ира = Любовь». Жили молодожены то у одних, то у других родителей. Маленькую комнатку у Ардовых им часто приходилось уступать приезжавшей в гости Анне Ахматовой, тогда они шли к Ротовым.

Отец Ирины, готовя иллюстрации к книжке про дядю Степу, срисовал его с высокого Алексея. Когда молодым людям исполнилось по 18, они зарегистрировались. Но скороспелый брак оказался несчастливым, частые ссоры еще более усилились, когда Алексей стал сниматься в кино и подолгу отсутствовал дома.

Неурядицы в семейной жизни Алексея не очень волновали, он сосредоточился на работе – попробовав артиста в «Большой семье», Хейфиц пригласил его в новую картину «Дело Румянцева» (1955) на роль дальнобойщика Саши. Съемки начались в Ленинграде. Однажды вечером широко известный по «Кубанским казакам» артист Сергей Лукьянов, игравший в фильме Хейфица полковника милиции, предложил пойти в цирк: «Там цыгане выступают!» Алексея поразила юная наездница цыганка Гитана Леонтенко, танцевавшая и выполнявшая сложные трюки на лошади. А потом оказалось, что она его соседка в гостинице «Европейская», где они и познакомились. Девушка была на 12 лет младше, но им было интересно вместе. Актер загорелся новым чувством. Отношения с Гитаной он вынужден был скрывать, тем более что в 1955 году у них с Ирой родилась дочь Надя. Рождение ребенка семью не укрепило, супруги развелись, но встречи с Гитаной все еще оставались тайной для всех, так как ее родственники, тоже цирковые артисты, считали, что ее мужем должен быть только цыган. Лишь в 1963 году Баталов и Гитана поженились. Через пять лет, когда Алексею Владимировичу уже исполнилось 40, у них родилась дочь Мария. Из-за сложных родов у девочки оказалось ДЦП. Гитане пришлось прервать свою карьеру и заботиться о дочери, которая была прикована к инвалидному креслу. Алексей Владимирович, по молодости лет не чувствовавший себя хорошим отцом по отношению к первой дочери, теперь старался все свободное время проводить рядом с Машей. С Надей он виделся редко, она впоследствии окончила институт иностранных языков и стала переводчицей. А у Маши, казалось, не было будущего. Но родители так помогали ей, что и она получила образование, причем во ВГИКе, стала сценаристом, написала книгу, была принята в Союз писателей, по одному ее сценарию был снят фильм. На себе испытав все тяготы, связанные с больным ДЦП, Баталов стал помогать таким людям, и был избран почетным членом правления организации, оказывающей им помощь. И Мария Алексеевна тоже стала принимать активное участие в жизни детей-инвалидов.

Неподражаемый Гоша

События, происходившие в личной жизни Алексея Владимировича, наверное, сказывались на его работе, но период с 1957-го по 1975 год, когда он был актером и режиссером «Ленфильма», оказался очень плодотворным. Баталов продолжал сниматься у Хейфица: в 1958 году вышла картина «Дорогой мой человек», где он сыграл врача Устименко, в 1960-м – чеховская «Дама с собачкой», где женатый Дмитрий Дмитриевич Гуров встречает в Ялте замужнюю петербурженку Анну Сергеевну, вынужденную проживать с мужем в Саратове.

«Дама с собачкой» получила множество наград, а оба исполнителя главных ролей – большую известность. Для Саввиной, которая не собиралась становиться актрисой и училась журналистике, это был первый успех. Баталова уже хорошо знали по прежним фильмам, а настоящая слава пришла к нему в военной драме режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), где у него был великолепный дуэт с Татьяной Самойловой. Фильм о тех, кто не вернулся с войны, и о тех, кто их ждал, «вызвал бурю положительных комментариев», как писала пресса, и получил Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах.

С участием Баталова вышли также ленты «Ломоносов», «Мать», где он сыграл Павла Власова, «День счастья», «Бег», «Звезда пленительного счастья» (князь Трубецкой), «Чисто английское убийство» и другие, но выделить по значимости можно «Девять дней одного года», где у него была главная роль ученого-ядерщика.

На «Ленфильме» Баталов пробует себя и как режиссер: в 1959 году материалом для его фильма послужила гоголевская «Шинель», в 1966-м – сказка «Три толстяка», где он, играя канатоходца, сам ходил по проволоке и выполнял трюки, к чему его долго готовила Гитана, а в 1972-м вышел «Игрок» по Достоевскому.

Больше к кинорежиссуре он не обращался. Зато увлекся постановкой радиоспектаклей – его голосом озвучены «Герой нашего времени», «Казаки», «Ромео и Джульетта» и другие известные произведения. Позднее стал озвучивать мультфильмы: «Лягушка-путешественница», «Ежик в тумане», «Ключи времени»…

В 1975-м Баталов расстается с «Ленфильмом» и начинает преподавательскую деятельность во ВГИКе, где через пять лет был удостоен звания профессора. Он долгое время был художественным руководителем факультета актерского мастерства. В этот период он мало снимается из-за проблем с глазами – ему был противопоказан свет софитов. Наконец получил предложение от известного артиста и режиссера Владимира Меньшова сыграть в его фильме «Москва слезам не верит» главную роль – необычного слесаря Гошу. Необычного и по профессии, которая связана с наукой, и по умению себя держать на уровне среди друзей, где чуть ли не сплошь инженеры и ученые, и по раскованности без навязчивости и тем более без нахальства. В общем, кого бы ни играл Алексей Владимирович – простого парнишку, уходящего на войну, врача, водителя фуры, дворянина, слесаря и т. д., его герой неизменно был чист душой, обладал внутренней силой, сдержанностью и той интеллигентностью, которая была присуща самому актеру, за что его и прозвали джентльменом советского кино.

Меньшов долго подбирал исполнителя на роль Гоши, тщательно прослушивал актеров, хотя с самого начала был уверен, что она просто создана для Баталова. Роль слесаря-интеллигента сделала артиста не просто суперпопулярным, а горячо любимым всей страной. А потом пришло и мировое признание, когда мелодрама «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» (1981).

Баталов как-то сказал: «Есть люди, которые вспомнят меня добром». Хочется немного перефразировать: пожалуй, нет людей, которые не вспомнили бы его добром за удивительный талант и радость встречи с настоящим искусством.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх