СЛАБОЕ ЗВЕНО
Как поднять отечественное семеноводство?
К сожалению, селекционная и семеноводческая составляющие являются наиболее уязвимым звеном агропромышленного комплекса. Можно ли ускорить процесс замещения импортных семян отечественными? И что необходимо для этого сделать? Об этом шёл обстоятельный разговор на заседании общественного совета при министерстве сельского хозяйства края.
У разбитого корыта
От худого семени не жди доброго племени. Эта истина известна всем, кто трудится в аграрном секторе. В советские времена импортных семян не было вообще, семенами зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, сахарной свёклы обеспечивали себя сами. То есть страна не была зависима от импорта. В большинстве регионов работали селекционные центры, которые создавали новые сорта и гибриды. И была сеть учебно-опытных семеноводческих хозяйств, в задачу которых входило размножение новых сортов.
В 90-е годы государство фактически прекратило финансовую поддержку селекционных центров, семеноводство было полностью разрушено. Этим воспользовались зарубежные компании, которые предложили свои семена, достаточно урожайные и не очень дорогие. В итоге отечественное семеноводство оказалось у разбитого корыта.
Председатель общественного совета при министерстве сельского хозяйства Ставрополья Владимир Гаркуша напомнил, что дать аграриям качественные семена – одна из важнейших стратегических задач страны.
— Но растущий спрос на качественные семена пока невозможно удовлетворить за счёт отечественного производителя, — пояснил заместитель министра сельского хозяйства региона Андрей Юрьевич Олейников. И хуже всего обстоят дела с семенами сахарной свёклы. Зависимость от импорта здесь пока почти стопроцентная. То есть отечественных гибридов у нас совсем немного, отсюда и проблемы. Семеноводство сахарной свёклы – дело очень сложное и затратное. Всероссийский НИИ сахарной свёклы расположен в Воронежской области. Он работает, и отечественные гибриды им уже получены, но их пока крайне мало. Сейчас доля отечественных семян на рынке начала расти, уже есть несколько гибридов, с которыми институт работает на землях Крымского полуострова. Появилась надежда, что скоро всё наладится.
А вот импорт семян кукурузы, хотя и медленно, но всё же снижается. И в этом есть немалая заслуга расположенного в Пятигорске Всероссийского НИИ кукурузы. По утверждению заместителя директора института академика Владимира Сотченко, только на Северном Кавказе почвенно-климатические условия позволяют выращивать добротные семена этой культуры. Выведенные здесь гибриды востребованы во многих регионах страны, как сказал Владимир Семенович, – от Калининграда до Хабаровска.
По прогнозам специалистов, производство кукурузы в стране к 2020-му году должно вырасти почти в два раза – до 20 миллионов тонн. Значит ли это, что и потребность в отечественных семенах возрастёт? Владимир Сотченко уверен, что так и будет. Правда, чтобы получить 20 миллионов тонн кукурузного зерна, стране потребуется от 80 до 100 тысяч тонн гибридных семян. Возглавляемый им институт готов поучаствовать в производстве семян, дело это архиважное, но попутно хотелось бы решить одну серьёзную проблему.
На вопрос Владимира Гаркуши, что это за проблема и чем край мог бы помочь институту, Владимир Сотченко ответил:
— Для производственных нужд нам остро требуется земля, сейчас мы сидим, можно сказать, на голодном пайке. У нас много других проблем, но мы с ними справимся, а вот земельный вопрос своими силами решить не можем, требуется помощь. Сегодня коллектив института серьёзно работает с кукурузой, которая идёт на пищевые цели. Нами выведены сорта, отлично зарекомендовавшие себя для производства муки. А за 30 с лишним лет сортов выведено много. Одни хороши для степной местности, другие больше подходят для предгорной зоны.
Работая над выведением новых сортов и гибридов, селекционеры особое внимание обращают на климатические условия, в которых будет возделываться тот или иной гибрид. Очень важный аспект – влажность. На Ставрополье самый засушливый период наступает в июле. Это именно тот период, когда закладывается урожай кукурузы. И как считает Владимир Семёнович, необходимо уходить от поздних посевов, ставку следует делать на ранние сроки. Это проверено временем.
Свои даже лучше
Если говорить о качестве семян, оно не уступает зарубежным аналогам. Многие гибриды и сорта, выведенные селекционерами из Пятигорска, по целому ряду параметров превосходят своих «собратьев», предлагаемых известными зарубежными фирмами.
— Что же касается земли, вопрос не простой, решить его сразу не получится. Но это не значит, что он неразрешим совсем. Кто может помочь? Только Москва. Попытайтесь попасть на приём к министру сельского хозяйства страны. Если будете стучаться в дверь, рано или поздно её вам откроют, — напутствовал Владимира Сотченко Владимир Гаркуша.
Если говорить о возделывании кукурузы в масштабах страны, то по наблюдениям Сотченко, внимания этой культуре уделяется пока недостаточно. Под кукурузой занято всего около трёх миллионов гектаров. Для нашей страны это мало. А как выглядит на общем фоне Ставрополье? В прошлом году под кукурузу отвели 195 тысяч гектаров. Валовой сбор составил 641 тысячу тонн. А ведь было время, когда кукурузного зерна край получал значительно больше. Почему снизили? Сокращение посевов этой высокоурожайной культуры произошло из-за того, что в крае заметно снизилось поголовье скота – основного потребителя зерна кукурузы и силоса. Кроме того, на рынке появились фальсифицированные семена кукурузы, приготовленные из товарного зерна.
Они, конечно, дешевле гибридных семян, но и хорошей урожайностью не блещут.
Но не всё так мрачно в нашем семеноводстве. К примеру, по зерновым культурам отечественную селекцию многие специалисты считают даже сильнее зарубежной. Семенами многих зерновых культур, прежде всего пшеницы, риса, гречихи, Россия обеспечивает себя фактически на сто процентов. И аграриям нашего края есть из чего выбирать. К их услугам наработки нескольких НИИ Северного Кавказа. За последние пять лет только селекционеры Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра передали в реестр более 30 новых сортов озимой пшеницы. В основном это засухоустойчивые, высокоурожайные сорта. А 12 сортов дают преимущественно сильное зерно.
Именно на Ставрополье выведен безостый сорт озимого ячменя. Это пока единственный в стране безостый ячмень. Чем он хорош? Даёт до 80 центнеров зерна с гектара. Сорт новый, только что выведен. Теперь предстоит его районировать.
Как отметил Владимир Гаркуша, ставропольские аграрии уже довели сборы зерна до 9 с лишним миллионов тонн. И поставлена цель — не останавливаться на достигнутом, к 2025 году край планирует поднять планку до 12 миллионов тонн. Справимся? А почему бы и нет. Для этого следует среднюю урожайность зерна с гектара поднять до 50 центнеров.
Но ставропольские селекционеры успешно занимаются выведением не только зерновых культур. Им есть что показать и в селекции кормовых культур. Только зернового сахарного сорго выведено около 40 сортов. Выведен новый сорт магара, который очень нравится бурёнкам.
За семенами зерновых и кормовых культур на Ставрополье постоянно едут гонцы не только из соседних республик Северного Кавказа, но и с Алтая, из Казахстана, Киргизии. А в апреле делегация ставропольских селекционеров поедет в Монголию, аграрии которой просят помочь улучшить пастбища. А жизнь заставляет наших селекционеров активно заняться и своими пастбищами. В крае под ними занято 1,5 миллиона гектаров.
На заседании общественного совета прозвучала информация о том, что наши селекционеры слабо пропагандируют свои достижения. Вывести новый высокоурожайный сорт – лишь половина дела. Его необходимо грамотно и настойчиво продвигать. Зарубежные селекционеры об этом не забывают, потому они и успешнее, чем наши. На заседании прозвучало, что нередко отечественные семена оказываются дороже импортных аналогов, многим хозяйствам они просто не по карману. В итоге в землю часто ложатся некондиционные малоурожайные семена. И это негативно отражается на урожае. Как заметил руководитель филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю Вячеслав Дридигер, из-за того что используются некондиционные семена, страна недобирает примерно 15 миллионов тонн зерна ежегодно.
Николай ШЕБАЛКОВ
Фото Виктора Нестеренко