№ 20 (3750) 22.05.2019

АКТРИСА С «НЕСОВЕТСКИМ» ПРОШЛЫМ

Народная артистка России Любовь Полищук могла бы вчера отметить свое 70-летие, но ее жизнь оказалась намного короче.

За те годы, что ей отпустила судьба, она трудом и талантом сумела добиться успеха и стать одной из любимейших актрис российских зрителей.

На эстраду – из барака

В середине 60-х на одном из московских вокзалов можно было видеть совсем юную девушку, которой пришлось провести три ночи на скамейках в зале ожидания. Денег на гостиницу не было, их хватало лишь на то, чтобы наскоро проглотить что-нибудь в соседних закусочных. Убедившись в том, что на экзамены в театральные вузы она опоздала, Люба вернулась в родной Омск, где так мечтала стать артисткой.

Семья строительного рабочего Григория Мефодьевича и швеи Ольги Пантелеевны Полищук с тремя детьми жила в бараке. Люба, как старшая, следила за малышами, носила из колонки воду, даже колола дрова на зиму. И при этом любила петь, танцевать. Девочка была рослой, поэтому в балетную школу ее не приняли. Она пошла в школьный хор и стала там солисткой. У них даже телевизора не было, и Люба ходила смотреть кино к соседке, глухонемой старушке, ей пришлось выучить язык жестов, чтобы понимать, о чем говорят на экране. Это было в ее характере: если что-то не удавалось, она тут же находила выход. Так было и в тот год, когда поездка в столицу оказалась напрасной. Люба, имевшая хороший голос, сумела поступить в коллектив «Омичи на эстраде», выступавший от местной филармонии. Через некоторое время вместе с группой других артистов филармонии Полищук была принята во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства при Росконцерте, где осваивала разговорный жанр. В группе был и артист Валерий Макаров, которого она знала еще по выступлениям «Омичей на эстраде». Закончив учебу в 1967 году и поженившись, Любовь и Валерий вернулись в Омск, где Полищук стала вести театрализованные программы, читать комические монологи, которые писал для нее Марьян Беленький, а также выступать в шутливых сценках. У супругов родился сын Алеша. Родителям приходилось брать его с собой на гастроли, и не мудрено, что, воспитанный в актерской среде, он тоже стал артистом, которого сейчас все знают по многим фильмам.

Работа на износ

В ноябре 1971 года руководитель Омской филармонии Юровский возглавил Росконцерт. Желая пополнить столичные подмостки талантливыми артистами, он пригласил нескольких своих земляков, в числе которых была и Любовь Полищук, которая вошла в труппу Московского мюзик-холла. Здесь и проявились ее разносторонние способности. Артистка получила главную роль в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву». Монолог для нее написал известный юморист Михаил Жванецкий. Спектакль имел шумный успех, и московские зрители тепло принимали молодую исполнительницу главной роли. Творческий рост ее, конечно, радовал, но бытовые условия складывались не лучшим образом. Своего жилья не было, четырехлетнего сынишку не на кого было оставить, но главное, муж, не удовлетворенный своим положением в столице, запил. Пришлось с ним расстаться, что и произошло в 1976 году. Валерий вернулся в Омск и практически порвал все отношения с женой и сыном. Любови хотелось иметь свою квартиру, потому что было тяжело жить на съемных и спать с сыном на одном матрасе. Желая скопить деньги, она не отказывалась ни от спектаклей, ни от выступлений на эстраде, ни от гастролей, а когда появлялась возможность сниматься в кино, бралась за любую, даже самую маленькую роль. В таких случаях говорят: работала на износ.

Ее кинодебют состоялся в 1974 году в картине Григория Александрова «Скворец и лира», но он остался практически не замеченным. Лишь через два года она снова появилась на экране, в телефильме Марка Захарова «Двенадцать стульев»: Андрей Миронов в роли Остапа Бендера танцевал с ней экзотическое танго. Яркую внешность Любови Полищук по достоинству оценили зрители, а у начальства было другое мнение, оно объявило лицо актрисы «несоветским» и запретило снимать ее по крайней мере в главных ролях. Но оставались эпизоды, которые нередко производили гораздо большее впечатление на зрителей, чем образы героев. Она — контрабандистка в «Волшебном фонаре», Диана — в «Дуэнье», хозяйка «Вороного коня» — в фильме «31 июня», Жаннет — в «Приключениях принца Флоризеля», певица Берта — в картине «Тот самый Мюнхгаузен»… Снимаясь в кино, Полищук продолжала выступать на подмостках: из мюзик-холла она перешла в «Эрмитаж», в 1979 году была принята в труппу Московского театра миниатюр, где проработала семь лет, а в1990-м вошла в коллектив «Школы современной пьесы». Одновременно заочно училась в ГИТИСе на актерском факультете, который и окончила в 1985 году. Подросший Алеша находился в интернате, а мама по-прежнему зарабатывала деньги выступлениями на сцене и эпизодами в кино. Наиболее яркой оказалась роль Зины Мелейко в «Интердевочке», которую она «списала» с проституток, бывавших в их дворе. И вот, наконец, настоящая роль, полная драматизма, в фильме «Любовь с привилегиями». Полищук стала достойной партнершей Вячеслава Тихонова, который потом говорил, что ему было очень интересно работать с ней.

Последние съёмки

Еще в Театре миниатюр Любовь Григорьевна встретилась с художником-анималистом Сергеем Цигалем. В 1984 году они поженились, у них родилась дочь Мариэтта. Алексея забрали из интерната, и он стал жить в семье. Мариэтта, как и Алеша, пошла по стопам мамы, снимается в кино, ведет передачи на радио и телевидении.

В браке с Цигалем актриса чувствовала себя счастливой, ощущая настоящую мужскую поддержку. Казалось, впереди только радости. Но в 2000-м году Любовь Григорьевна попала в автоаварию и повредила позвоночник. Работу на сцене не оставляла, затягиваясь в ортопедический корсет. Через пять лет у нее выявили онкологическое заболевание. В Институте нейрохирургии имени Бурденко ей удалили часть позвоночника, заменив имплантатом. После этого она ездила в частную израильскую клинику на реабилитацию, но лечение не принесло успеха. Трудно даже представить, какой волей обладала эта актриса. Вернувшись в начале марта 2006 года в Москву, она продолжила съемки в фильме «Моя прекрасная няня», начатые еще два года назад. Чтобы не пришлось переснимать кадры с новой исполнительницей матери няни, Любовь Григорьевна, лежавшая в стационаре с саркомой позвоночника, в конце марта отпросилась из больницы на последний день съемок и отработала, используя сильные обезболивающие препараты. Поняв, что врачи уже ничем помочь не могут, Любовь Григорьевна выписалась из больницы и после нескольких тяжелейших месяцев скончалась в кругу родных 28 ноября на 58-м году жизни.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

ПРИВИЛЕГИИ – ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

Юбилей народной артистки России Любови Полищук совпал в этом году с «круглыми» датами нескольких фильмов, в которых она принимала участие. Сорок лет назад вышли картины «Приключения принца Флоризеля», «Выстрел в спину», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», 35 лет исполнилось ленте «Если можешь, прости», по 30 – фильмам «Интердевочка» и «Любовь с привилегиями» (режиссер Владимир Кучинский).

Последний из них наиболее интересен хотя бы потому, что здесь актриса играет главную роль, да и сама драма примечательна тем, что рассказывает о временах перестройки, которая предшествовала развалу огромной и, казалось, такой могучей в своем единстве страны. Действие начинается в одном из элитных крымских санаториев, куда на отдых приезжает бывший заместитель председателя Совета министров СССР Константин Гаврилович Кожемякин, роль которого исполнял Вячеслав Тихонов. Неженатого высокопоставленного пенсионера на вокзале встречает водитель санаторской машины Ирина, привлекательная женщина с открытым характером, с хорошим чувством юмора. Она значительно младше гостя, но уже далеко не юная. С привычной непосредственностью Ирина помогает Константину Гавриловичу войти в атмосферу курорта, проявляя при этом такт и достаточно тонкий подход к непростому отдыхающему. К концу срока путевки Кожемякин так увлечен Ириной, что предлагает ей руку и сердце, а вместе с этим прекрасную квартиру в Москве, доступ к дефициту и возможность жить в привилегированном обществе. Ирина соглашается, полагая, что ей, наконец, повезло. Сама она довольно легко сходится с высокопоставленными соседями, с родными мужа, но все-таки ей иногда дают почувствовать, что здесь «совсем иная сфера общения», что сюда нельзя пригласить человека «из другого круга», например, зятя Ирины, потому что он и дети Кожемякина «не поймут друг друга». Ирина одну за другой «глотает» горькие пилюльки такого рода, надеясь, что «все образуется». Она держится за эту семью еще потому, что с помощью мужа хочет узнать о судьбе своего отца, безвинно репрессированного и расстрелянного в 1952 году, после чего их семья была выслана в Воркуту, где умерла мать. Получить нужные сведения ей помогает знакомый генерал КГБ, и Ирина видит, что под документом о расстреле среди других фамилий стоит подпись ее нынешнего мужа, который, конечно же, не вникал, кого он отправляет на смерть: для таких, как он, люди были безликими. С этим Ирина примириться не может и порывает с мужем. Чтобы как-то сгладить свою вину, Кожемякин «выбивает» для Ирины квартиру в Москве взамен той, которую отобрали при высылке в Воркуту. Но при этом он бросает ей слова, которые и составляют суть драмы: «Вы всегда будете зависеть от нас!» Он имел в виду зависимость простых людей от номенклатуры и вообще от тех «хозяев жизни», которые в силу каких-то обстоятельств оказались «наверху». Актриса очень тонко передает все перепады душевного состояния героини, силу человеческого достоинства, которое выше всяких привилегий. Любовь Григорьевна убедительно доказала, что владела и незаурядным драматическим талантом. В 1990 году вышла телеверсия этого фильма под названием «Городские подробности», которая была представлена на кинофестивале в Сан-Франциско. Любовь Полищук получила приз в номинации «Лучшая актриса», и это было уже вполне заслуженное ею международное признание.

Комментарии
Наверх