НА КАЧЕЛЯХ ПАМЯТИ
Ушёл из жизни талантливый журналист Анатолий Чернов-Казинский, благодаря которому история Ставрополя сохранена для потомков
Печальная весть пришла на выходных: в субботу скончался самобытный журналист Анатолий Чернов-Казинский, трепетно относившийся к истории Ставрополья и всеми силами старавшийся рассказывать о ней интересно, увлекательно, порой и с юмором – деликатным, как и сам автор. Он и псевдоним выбрал себе символичный – по названию села Казинка, из которого был родом. Этому уголку, милому сердцу Анатолия Михайловича, он посвятил немало зарисовок и эссе, в которых через призму собственных воспоминаний о детстве и юношестве филигранно сумел передать весь колорит тех мест и времен. Тепло и душевно писал не только о родной Казинке – каждый рассказ Чернова пронизан такой искренностью, что читатель невольно и сам заражается к описываемым местам и героям той пылкой любовью, которую автор вкладывал в каждую свою строчку.
Защитить от забвения
Постоянные подписчики «Ставропольских губернских ведомостей» непременно помнят публикации Анатолия Чернова-Казинского, ибо их отличает особый стиль, если можно так выразиться, полужурналистский-полуписательский. Долгое время он вел рубрики «Знаменитые земляки», «Ставрополю 240 лет», в которых рассказывал об известных и малознакомых местах и людях края. Готовил статьи для рубрик «Культурная среда» и «Давайте почитаем!» о поэтах и литераторах, многих из которых знал лично не один год и даже десятилетия, дружил с ними. А иногда «поставлял» в редакцию материалы не по своему прямому «профилю»: отклонялся от обожаемой исторической темы в сторону другой, не менее любимой – юмористической. В этих шуточных эссе Казинский с легкой иронией и свойственной ему интеллигентностью, но все же тяжелым катком проходился по некоторым неприглядным явлениям нашей современности.
Серия публикаций в «СГВ» Чернова-Казинского стала как бы продолжением его многолетней работы в качестве преданного автора другой краевой газеты – «Ставропольской правды». Именно в этом издании он регулярно печатался в рубрике «По старым улицам пройдусь», которую очень любили читатели. Зачинщицей постоянного раздела газеты была уважаемая за свой талант написания интересных краеведческих материалов журналистка Тамара Коваленко, дело которой, собственно, и довелось после ее ухода принять и продолжить Анатолию Михайловичу. Впрочем, поправка: не «довелось», а «выпала честь», как выражался по этому поводу сам Чернов-Казинский. И действительно, так будет вернее, поскольку сохранение истории о Ставрополе и крае он воспринимал как крайне важную миссию, к собираемым фактам и их художественной обработке относился очень бережно, будто соприкасался с чем-то бесценным, но хрупким, требующим некой фундаментальной огранки, которая смогла бы защитить события минувших дней от забвения.
Тонкая атмосфера старины
Наверное, именно это стремление – закрепить собранные по крупицам детали о прошлом Ставрополя и его людях – сподвигло Анатолия Михайловича на издание книги «Пройдемся по Барятинской, свернем на Европейскую…». В ней собраны очерки автора о старинных улицах Ставрополя – центральных и окраинных, а также о горожанах — именитых и не очень известных, но тоже ставших исторически важными персонами, свидетелями времен, которых уже не вернуть, однако легко оживить в воображении благодаря искусному перу Казинского.
В основе сборника – авторские публикации Анатолия Чернова из «Ставрополки», но тщательно доработанные, обогащенные новыми штрихами, уточнениями, комментариями, репликами старожилов, личными воспоминаниями, отступлениями и дополнениями. Для подготовки этих рассказов пришлось перелопатить сотни архивных документов, опросить массу людей, так или иначе связанных с предметами изложений. Этот масштабный труд, как не раз подчеркивал Анатолий Михайлович, в одиночку он вряд ли бы осилил. Его надежными соратниками были сотрудница госархива Ставрополья коренная жительница города Елена Громова, которая не только помогала разбираться в документах, но и сопровождала Чернова в многочисленных походах по улочкам краевого центра в поисках все новых и новых открытий, а также друзья и коллеги Казинского — известные журналисты Анатолий Берштейн и Виктор Вовк, оказывавшие творческую поддержку.
Предисловие к книге написал опытный историк-краевед Герман Беликов, сам выпустивший свыше двух десятков изданий этой тематики и «благословивший» Чернова-Казинского на подготовку его неординарного сборника. Как справедливо отметил Беликов, отличие труда Анатолия Михайловича от других аналогичных исследовательских работ в том, что те в основном освещают глобальные исторические вехи, а Казинскому удалось рассмотреть и показать в них самую что ни на есть жизнь. И это на самом деле так, ведь он смог гармонично переплести и историю улиц и зданий Ставрополя, и судьбы людей разных поколений, живших и продолжающих жить здесь, таким образом передавая тонкую атмосферу старины живо, отчетливо, ярко — будто каким-то чудесным образом сумев уловить исторические моменты объективом фотоаппарата. Кстати, и в буквальном смысле: ценность изданию придает множество снимков из разряда уникальных, редких, которые уж вряд ли увидишь где-либо еще.
Очень жаль, что книга, в которой сконцентрирован столь богатый пласт исторических сведений, вышла весьма скромным тиражом. К 240-летнему юбилею Ставрополя Анатолий Михайлович мечтал выпустить еще одно издание, дополненное. «Ставропольские губернские ведомости» призывали депутатов, власть города поучаствовать в этом важном деле, профинансировать печать сборника. Увы, отклика не последовало. Однако есть еще надежда на то, что найдутся неравнодушные люди, которые смогут хотя бы переиздать книгу «Пройдемся по Барятинской…» увеличенным тиражом — с тем, чтобы как можно больше людей узнали о прошлом родного города. И вспомнили добрым словом человека, который посвятил всего себя этому благородному делу.
По-философски и с иронией
Есть и еще одна брошюра авторства Чернова-Казинского, уникальная в своем роде – «На качелях юмора». Она, пожалуй, очень хорошо обрисовывает саму натуру Анатолия Михайловича. Ведь этот журналист, с пиететом относившийся к серьезным темам краеведения и патриотизма и направлявший на их раскрытие свой основной творческий потенциал, так же мастерски мог и повеселить читателя – ему легко давались сатирические рассказы, юморески, стихотворные пародии. Наблюдательный Казинский умел разглядеть в подчас непростой жизни, наполненной вечной суетой, хлопотами и проблемами, нечто смешное и светлое, и своими меткими зарисовками как бы разбавлял будничное течение веселыми красками. Персонажами его юмористических очерков зачастую становились близкие знакомые, но никто и никогда даже подумать не мог обидеться на смешливого автора. Потому что и здесь он проявлял особую деликатность, как и всегда, по отношению к окружающим людям. Юмор Казинского – легкий, на грани иронии, да к тому же с философским посылом.
К себе самому он, между тем, примерно так и относился – по-философски и с иронией. Название сборника объяснил просто: в детстве, мол, пришедшемся на нелегкие послевоенные годы, не доиграл, на качелях не накатался. Вот и хочется наверстать упущенное — «На качелях юмора», куда со свойственной ему доброжелательностью с улыбкой между строк приглашал и читателей.
…Мы же, перефразируя это название, тоже озаглавили статью об Анатолии Михайловиче неслучайно. Как много этот талантливый журналист сделал для сохранения прошлого, так же хочется, чтобы о нем помнили как можно дольше. Ведь даже мужественно борясь со своими недугами, он продолжал готовить для читателей «СГВ» такие теплые своей энергетикой статьи об уютных улочках родного Ставрополя, воспоминания о выдающихся людях края, со многими из которых ему довелось быть знакомым, словом, по-прежнему приглашал всех на «качели». Качели доброй памяти. Сохраним же ее об этом замечательном человеке.
Елена НЕВИНСКАЯ
Фото автора и Анатолия Берштейна
ДОСЬЕ
Анатолий Михайлович Чернов-Казинский родился в 1941 году в селе Казинка Шпаковского района Ставрополья. Позже вместе с семьей переехал в Ставрополь, где и прожил большую часть своей жизни.
Окончил историко-филологический факультет Ставропольского государственного педагогического института. Как позднее сам иронично писал о себе, его, «человека среднего умственного достатка, …Творец наградил литературным даром». Этот талант Казинский всецело направил на сохранение памяти о прошлом и настоящем любимого города Ставрополя и его жителей.
Первая публикация А.Ч.-К., как сам журналист любил сокращать свои Ф.И.О., вышла в «Ставропольской правде» в далеком 1967 году. Впоследствии в этом и других изданиях, в том числе в «Ставропольских губернских ведомостях», было напечатано несколько сотен статей, очерков и эссе Анатолия Михайловича. Большинство из них легли в основу книги «Пройдемся по Барятинской, свернем на Европейскую…», вышедшей в свет в 2015 г.
Анатолий Чернов – член Союза журналистов.
Он тесно общался с выдающимися людьми Ставрополья, сохранял теплые приятельские отношения с талантливыми творческими личностями, многих из которых считал своими наставниками: известного маститого писателя Вадима Чернова, неординарных журналистов Ивана Зубенко и Николая Марьевского и др. В благодарность за их советы, дружбу и просто в знак уважения Анатолий Михайлович писал о них удивительно теплые очерки, ювелирно раскрывая характеры этих замечательных людей.
Умер Анатолий Михайлович на 77-м году жизни. Прощание с ним состоялось в понедельник. Почтить память А.Ч.-К. пришли его друзья и коллеги.
ОТ РЕДАКЦИИ
Редакция «Ставропольских губернских ведомостей» выражает глубокие соболезнования родным и близким Анатолия Михайловича Чернова-Казинского в связи с его смертью.
Мы благодарны ему за неоценимый вклад в дело сохранения истории Ставрополя. Светлая память вам, Анатолий Михайлович.