№ 29 (3708) 25.07.2018

«ВОЛЧИЙ БИЛЕТ» ДЛЯ НЕУГОДНЫХ ТРУДОГОЛИКОВ

Работодатели просят ввести в оборот новую статью, по которой можно будет увольнять сотрудников

Очередная потрясающая новость взбаламутила наших сограждан на прошлой неделе: бизнес-сообщество обратилось в федеральное министерство труда с предложением внести поправки в Трудовой кодекс, согласно которым можно будет расторгать с работниками трудовые отношения с формулировкой «в связи с утратой доверия». Любопытно, что в минтруда идею восприняли положительно, хотя и подчеркнули, что к ее воплощению нужно подойти осторожно, чтобы не было разного рода перехлестов и спекуляций.

Универсальный инструмент

Сейчас к числу «нехороших» статей, из-за которых уволенному впоследствии будет довольно проблематично устроиться на другую работу, относятся такие, как: грубое нарушение работником своих обязанностей (подразумеваются прогулы, пьянство на работе), проф-непригодность, хищение, растрата. Причем последние две причины должны быть подкреплены соответствующим решением суда или постановлением уполномоченного лица. Все они прописаны в статье 81 Трудового кодекса, и опытные кадровики знают эти пункты и подпункты назубок. Увидев в трудовой книжке соискателя ту или иную запись, рекрутер сразу поймет, стоит ли брать такого работничка с сомнительной репутацией или лучше воздержаться от этого. Теперь, судя по всему, в арсенале работодателей появится еще один повод для избавления от неугодных сотрудников. И, кажется, новая статья обещает стать универсальным инструментом.

Понятно, что и сейчас увольнение «по статье» — явление достаточно редкое. Обычно, даже если работник действительно плох как профессионал или наворотил каких-то ужасных дел, стороны, дабы не трепать друг другу нервы и не усугублять ситуацию, договариваются расстаться мирно, со стандартной формулировкой «по собственному желанию». Но ведь часты и такие ситуации, когда, скажем, начальник просто хочет убрать подчиненного — из личной ли неприязни или в расчете пристроить на освободившееся теплое местечко знакомого. И тогда включаются негласные, но мощные и действенные ресурсы в виде всякого рода придирок по мелочам, раздачи заведомо невыполнимых поручений, чрезмерно дотошного контроля – до тех пор, пока человек сам не сдастся и под таким давлением не напишет заявление на уход.

Даже и не рыпайся

Если же попался «крепкий орешек» с железной психикой, чтобы его добить, могут рьяно использоваться вроде бы законные методы, но с хитрыми подставами. Опоздал на 5 минут – составили акт, потом еще один, третий, десятый. Таким образом, в итоге у работодателя, владеющего стопкой бумажек с доказательствами, накапливается достаточно оснований для того, чтобы сотрудник уже никак не смог отвертеться от увольнения – теперь точно с возможностью занесения в трудовую книжку соответствующей статьи.

Восстановить справедливость упорному работнику, не желающему быть униженным и оскорбленным, хотя и сложно, но можно. Обратившись, например, с жалобой в трудинспекцию или прокуратуру, которые, тщательно изучив обстоятельства, могут отстоять права обиженного. Конечно, в случае успешного разрешения конфликта смысл продолжать работать дальше в такой неблагонадежной организации отпадает по понятным причинам. Но если в Трудовом кодексе действительно появится статья «утрата доверия» — пиши пропало. Ибо делается это, скорее всего, именно для того, чтобы у работников, с которыми по тем или иным причинам сводят счеты, не было возможности даже начинать какие-то споры или судебные тяжбы.

«Чёрная метка»

Есть у этого предполагаемого нововведения и обратная сторона. Вернее, как объясняют инициаторы, первоочередная и единственная цель – обрести рычаг, с помощью которого можно будет увольнять недобросовестных, непорядочных сотрудников, которые своими действиями только вредят предприятию. Речь, в том числе, и о так называемом промышленном шпионаже, когда за мзду работник сливает ценную информацию фирмам-конкурентам. А также о нелицеприятном поведении и поступках человека, которые попросту дискредитируют организацию, негативно сказываются на ее имидже и репутации, честном имени и, кроме того, несут ощутимый ущерб.

В этих контекстах, кстати, «утрата доверия» применяется в нашей стране – норма закреплена все в той же 81 статье ТК, пункт 7 и подпункт 7.1. Применить ее могут к тем сотрудникам, кто непосредственно соприкасается с деньгами или ценностями, несет за это полную материальную ответственность, но не справляется с этой «ношей», будучи в финансовом смысле человеком нечистоплотным. Речь, например, о кассирах или экспедиторах, имеющих прямой доступ к деньгам фирмы и распоряжающихся ими буквально на свое усмотрение.

Подпункт же 7.1 введен был в 2012 г., он касается в основном госслужащих (в том числе правоохранительных структур) и направлен на борьбу с коррупционной составляющей и кумовством. Впрочем, и здесь не исключены случаи элементарного сведения личных счетов, разного рода подстав, причем как по отношению к добропорядочным гражданам, так и к тем, кто нетрудовыми доходами, откатами и взятками не делится «с кем следует». Такого мздоимца — реального ли, мнимого — проще всего устранить с помощью «черной метки» (ст.81, п.7 и пп.7.1 ТК), полностью перекрыв ему дальнейшую карьерную дорогу, чем доказывать его вину, скажем, через суд. Ибо тогда могут вскрыться довольно неприятные нюансы и в деятельности самого работодателя.

Право на вседозволенность?

Теперь, похоже, и бизнес хочет развязать себе руки, добиваясь введения статьи в ТК «утрата доверия» в отношении работников коммерческих предприятий. Многие эксперты уже охарактеризовали эту формулировку как официальное право на вседозволенность, ведь под нее можно будет косить кого и за что угодно. Особенно же это опасно в свете предстоящих пенсионных преобразований, когда людям надо будет всеми силами держаться за свои рабочие места, дабы не оказаться в финансовой дыре до выхода на пенсию, а работодателям будет дана такая во всех смыслах универсальная палочка-выручалочка для увольнения «лишних» людей.

Пока минтруд рассматривает это предложение, в социуме нарастает дискуссия и по поводу морально-этической стороны вопроса. Ведь что означает утрата доверия по своей сути и по отношению к кому – понятно, однако с чьей стороны оно может быть утеряно, тут нужно еще разобраться. Одно дело, когда неблагонадежный сотрудник откровенно вредит родному предприятию, получая за это еще и зарплату, и совсем другое, когда, например, владея какой-то важной информацией о нарушениях (в производстве, бухгалтерии, охране труда, наконец) он сообщит об этом в соответствующие органы. Если факты не подтвердятся, конечно, хорошо, но такое «стукачество» однозначно не понравится злопамятному работодателю. Выходит, честный и порядочный человек в поисках правды и, возможно, стремясь предотвратить опасность для общества, вполне может пострадать лично, потеряв работу на основании утраченного доверия своего нанимателя.

Между тем на инициативу бизнесменов уже отреагировали профсоюзы. Глава ФНПР Михаил Шмаков назвал ее коротко и ясно – «это бред». Но в министерстве труда идея находится в стадии обсуждения. Вероятно, если соответствующая поправка и будет внесена в Трудовой кодекс, то параллельно будет оговорен и круг сфер экономической деятельности, подпадающих под эту норму. Иначе мы получим некий театр абсурда, когда какой-нибудь мелкий предприниматель, выпекающий пирожки, сможет шантажировать своих немногочисленных и низкооплачиваемых подчиненных увольнением по новомодной статье. Хотя какие там могут быть коммерческие тайны или лазейки для коррупции?..

Инга САМОЙЛОВА

Рисунок Владимира Ненашева

КСТАТИ

Депутаты Госдумы рассматривают законопроект, согласно которому россияне смогут получить дополнительные дни оплачиваемого отпуска – для прохождения диспансеризации.

Пока речь идет о предоставлении одного дня раз в три года. Разработчики законопроекта ссылаются на то, что наши мужчины живут меньше женщин по причине распространенности среди них хронических серьезных заболеваний – сердечно-сосудистых, инфекционных и др. При этом недуги могли бы выявляться своевременно, если бы население более активно участвовало в диспансерных осмотрах. Но многие избегают этого, потому что не имеют возможности взять отпуск за свой счет.

Непонятно, каким образом можно пройти целый ряд обследований за один день. Однако, как говорят в кулуарах Госдумы, количество дней может увеличиться – до двух. Или даже до трех.

На данный момент законопроект принят в первом чтении. Ожидается, что второе рассмотрение состоится осенью.

Тем временем еще некоторые поблажки для работников с недугами могут появиться благодаря инициативе депутата Василия Власова. Он предлагает вменить в обязанность работодателей освобождать сотрудников, которые страдают сердечно-сосудистыми патологиями, от работы в периоды, когда на улице стоит аномальная жара. Парламентарий подчеркивает, что именно в это время повышается риск инсультов, и надо по возможности не провоцировать такие негативные последствия работы сердечников в зной.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Федеральные власти собираются выделять 5 млрд рублей в год на профессиональную переподготовку россиян предпенсионного возраста. Таким образом, как и было обещано, будет решаться вопрос занятости этой категории трудоспособного населения, испытывающего трудности в поисках работы по своей профессии.

При этом пока непонятно, последует ли за переобучением гарантированное трудоустройство новоявленных пожилых специалистов.

Также любопытно, каким образом государство сможет качественно переобучить человека за 500 рублей в год. Ведь именно эта сумма получается, если 5 млрд руб. разделить на 10 млн чел., которым сейчас 60-64 года, т.е. это те, кто с проекцией на будущие параметры пенсионной системы, по идее, могли бы оказаться на пороге пенсии. А россиян в возрасте от 55 до 65 лет – около 28 млн.

Наверх