№ 36 (3715) 12.09.2018

ПОЛПРЕД ГРАЖДАНСКОЙ ПЕСНИ

Так называли Иосифа Кобзона критики, а зрители с восторгом принимали его творчество

В списке Героев Труда Российской Федерации четыре деятеля искусства и среди них единственный певец, ушедший недавно из жизни. Иосиф Кобзон был поистине народным артистом, выдающимся представителем отечественной культуры. Он совсем немного не дожил до дня рождения – 11 сентября ему исполнился бы 81 год.

Победитель олимпиады

Иосиф Давыдович служил на сцене более 60 лет, имея в репертуаре свыше трех тысяч песен, и помнил наизусть не только тексты на нескольких языках, но и особенности музыкальной подачи каждой из них. Достичь совершенства в профессии ему помогли редкий талант и волевой характер.

Как и многие люди его поколения, детство и юность которых пришлись на трудные военные и послевоенные годы, он не был обласкан судьбой. Родился будущий певец на Украине, в небольшом городке Часов Яр в Донецкой области. Его мать Ида Исаевна, рано потерявшая отца-кормильца, вынуждена была работать с тринадцати лет, сначала на табачной плантации, затем – на деревообрабатывающей фабрике. В 1930 году молодую женщину с твердым характером избрали народным судьей. Иосиф Давыдович потом не раз говорил, что мать всегда была для него нравственным ориентиром и примером во всем.

Незадолго до войны семья переехала во Львов. Отсюда ушел на фронт отец – Давид Кунович, а мать с тремя детьми, братом-инвалидом и бабушкой эвакуировалась в Узбекистан, где они и дожидались освобождения родных мест. В 1943 году отца комиссовали из армии, но он к семье не вернулся, так как встретил другую женщину, с которой поселился в Москве. И снова матери пришлось решать все самой, опираясь на свой твердый характер. В 1944 году семья вернулась на Украину и поселилась в Краматорске. Здесь через два года Ида Исаевна вышла замуж за фронтовика Михаила Моисеевича Раппопорта, у которого было двое сыновей. Жили бедно, но дружно.

В Краматорске Иосиф пошел в первый класс. Он любил петь и посещал в школе кружок художественной самодеятельности. В 1946 году Кобзон стал победителем всеукраинской школьной олимпиады, и его направили в Москву, где он должен был выступить на заключительном этапе в Кремлевском театре. Иосиф исполнял популярную в то время песню «Летят перелетные птицы». Он знал, что в правительственной ложе сидит вождь советского народа – Сталин. Детей предупредили, чтобы они не смотрели туда, но девятилетний мальчик не мог преодолеть любопытство, он незаметно несколько раз взглянул на вождя и увидел, что тот улыбается. Через два года Иосиф опять выступал в Кремлевском театре в числе победителей олимпиады и снова видел Сталина, когда пел «Пшеницу золотую». Много лет спустя, когда Кобзон стал известным артистом, ни один торжественный концерт с присутствием членов правительства не обходился без его участия, за что завистники называли Иосифа Давыдовича «Кремлевским соловьем», даже не подозревая, что он «проложил туда дорогу» еще в детстве. Кстати, в ноябре 1967 года певец подготовил к 50-летию Октября сольную концертную программу из трех(!) отделений. В нее вошли известные революционные песни, например «Варшавянка», «Отречемся от старого мира», а также произведения 30-х годов и современных композиторов. 40 песен в одном концерте! Критики назвали певца «полпредом советской гражданской песни», а зрители принимали его программу с восторгом.

На пути к мечте

Но до этих памятных дней обычному советскому школьнику было еще далеко. Семья уже жила в Днепропетровске, Иосиф продолжал учиться, не отличаясь особым старанием. В 13 лет, находясь в селе у дяди, сделал на теле пять татуировок (в том числе «Не забуду мать родную»), чтобы его не дразнили городским трусом, после чего три дня пролежал с температурой под сорок. От мамы, конечно, за это досталось веником по спине. Потом, когда стал известным артистом, пришлось сводить «рисунки», что было нелегким делом.

В 15 лет начал курить втайне от родителей. Однажды его «застукал» отчим, которого он уважал и называл папой. Михаил Моисеевич, будучи добрым человеком, прочитал ему лекцию о вреде курения, а в конце дал двадцать копеек на сигареты и сказал, что лучше это, как и все остальное, делать открыто. Иосиф заканчивал семь классов и по совету мамы поступил в Днепропетровский горный техникум. Еще в школе он начал заниматься боксом и даже стал чемпионом Днепропетровской области в юношеском разряде, а затем и Украинской ССР; на его счету было 18 побед и только 4 поражения. Однако после одного случая, когда левша с меньшим весом, но более высоким разрядом сразу отправил его в нокаут, бокс Иосиф бросил, чтобы «поберечь лицо для самодеятельных концертов». Техникум Кобзон окончил в 1956 году, его призвали в армию, и весь набор направили на целинные работы в Кустанайскую область. Когда работы закончились, солдат отправили «дослуживать» в разные места. Кобзон попал в Закавказский военный округ, здесь обратили внимание на его голос и забрали в окружной ансамбль песни и пляски, где он и отслужил положенный срок. В ансамбле Иосиф впервые подумал об артистической карьере, о чем, вернувшись домой, заявил матери. В большой семье были материальные трудности, и мать хотела, чтобы Иосиф начал работать по специальности, но он настаивал на своем. Однако денег на дорогу не было, и Иосиф устроился лаборантом в химико-технологический институт. Заработав нужную сумму, поехал в Москву.

Шанс не упустил

В столице, совершенно никого не зная, Кобзон сдавал экзамены сразу в три вуза (где повезет!): в консерваторию, ГИТИС и Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. И везде был принят! Он выбрал «Гнесинку», где его готовили к оперной сцене, поэтому Кобзон пел партии Онегина, Фигаро, Елецкого… Но сам Иосиф предпочитал легкую музыку и мечтал выйти на эстраду, хотя в институте это запрещалось. Желая немного подзаработать, он устроился в цирк, где вместе с однокурсником пел в прологе и эпилоге.

Однажды композитор Аркадий Островский принес в цирк свои произведения для новой программы. Кобзон решил: это шанс! Он стал ходить за композитором, уговаривая взять его в авторскую программу. Тот отмахивался от «наглого студента», но потом все-таки дал ему домашний телефон. Иосиф звонил Островскому каждый день и умолял взять в концерт. Наконец Островский согласился, но поставил условие: «Найдите себе в партнеры тенора, и я попробую вас в своих авторских концертах». Кобзон взял в напарники Виктора Кохно, и они начали петь дуэтом. Эту молодую пару приметили и стали приглашать в свои концерты известные исполнители и композиторы. Тогда не было возможности записать песни на магнитофон, поэтому разучивали их вместе с авторами, которые объясняли, что бы они хотели услышать в своем произведении. Иосиф Давыдович считал, что это была колоссальная школа. К тому же открывался путь на радио и телевидение, куда композиторы отдавали свои песни. Платили молодым исполнителям мало, три – пять рублей за выступление, но Иосиф считал, что уже хорошо живет. В 1959 году его зачислили солистом Всесоюзного радио, где он проработал более трех лет, а потом приняли в «Москонцерт», с которым он расстался лишь в 1989-м. Мама, так не желавшая, чтобы сын стал артистом, теперь ходила к соседям, чтобы посмотреть его выступления по телевизору. И, конечно, гордилась им. Уже у всех на слуху были «А у нас во дворе», ставшая его первым сольным выступлением в концерте, и другие лирические песни, но все чаще репертуар Кобзона пополняли патриотические и гражданские произведения. С ними он ездил на самые различные конкурсы, где неизменно завоевывал призовые места и зрительские симпатии. Когда же потребовалось записать песню к сериалу «Семнадцать мгновений весны», обратились к Кобзону, и лучше него исполнить ее никому не удалось. Критики относят ее к его пяти знаковым песням, в числе которых также «Темная ночь», «С чего начинается Родина», «Я люблю тебя, жизнь», «День Победы». Но в его неповторимой манере исполнения каждая песня становится знаковой.

Многочисленные гастроли прервали его учебу в «Гнесинке», но потом он все-таки вернулся туда, получил диплом и даже преподавал некоторое время, организовав курс эстрадной песни. Его ученицами были Ирина Отиева, Валентина Легкоступова, Валерия…

По законам мужества

Однако сегодня мы говорим о нем не только как о певце, но и как о человеке с четко выраженной гражданской позицией. Он никогда не отказывался от выступлений в опасных зонах. Уже через полтора месяца после аварии на Чернобыльской АЭС Кобзон выступал перед ликвидаторами ее последствий в клубе, откуда можно было видеть реактор. Слушатели находились в масках, а ему невозможно было петь в респираторе. Когда концерт закончился, оказалось, что явилась вторая смена, затем – третья… Этот концерт длился около четырех часов. Певец потом признавался, что в конце выступления почувствовал, «будто стружка попала» в горло. Народный артист

СССР девять раз выступал перед советскими воинами в Афганистане, нередко под угрозой обстрела. В острых ситуациях он проявлял такое мужество, что даже враги относились к нему с уважением. Все мы помним, что именно Кобзон пошел на переговоры с бандитами, захватившими зал, наполненный зрителями, на Дубровке во время спектакля «Норд-Ост». Ему пришлось разговаривать с головорезами, находившимися под действием наркотиков, но все-таки он убедил их отпустить женщину и троих детишек.

Его волновала ситуация в родном ему Донбассе. Он не только приезжал туда с концертами, но и регулярно передавал землякам гуманитарную помощь. Миротворческая деятельность, помощь людям стала принципом его жизни и как депутата Госдумы РФ, и делом совести. Иосиф Давыдович всегда помнил слова матери: «Не жалей себя и не жалей ничего для других, потому что добро обязательно вернется». Три года назад на собрании в Московском доме национальностей члены региональной общественной организации «Землячество донбассовцев» избрали Кобзона председателем правления этой организации. В центре Донецка знаменитому земляку еще при жизни поставили памятник.

Будем помнить

В то время как певческая карьера складывалась удачно, семейная жизнь Иосифа Давыдовича не ладилась. Первый раз он женился на молодой, но уже популярной певице Веронике Кругловой и прожил с ней два года. Второй его женой была Людмила Гурченко, брак с которой продлился три года. Потом он пытался построить отношения с Людмилой Сенчиной, Ольгой Вардашевой, другими представительницами сцены… Наконец познакомился с девушкой, далекой от этой сферы, которая была на 13 лет младше него. Нинель Дризина окончила технологический техникум общественного питания. В 1971 году титулованный певец привел ее в обычную «двушку» на первом этаже, где жили также его мать и сестра, которых он давно забрал к себе. Чтобы супруги чувствовали себя свободнее, знакомый врач выделил им палату в своей больнице. Кобзон решил купить свое жилье – дачу и занял много денег. Ему пришлось чуть ли не ежедневно давать по два – три концерта, но за три года он с долгами разделался. Молодая жена сумела создать настоящий семейный очаг и родила двоих детей – сына Андрея и дочь Наталью. Оба получили хорошее образование, но не имеют отношения к артистической профессии. Дочь вышла замуж за гражданина Австралии, у нее четверо детей. Сын в Москве занимается бизнесом, женат, имеет троих детей.

К концу жизни у знаменитого певца, обладателя многочисленных званий и наград, казалось, было все для покоя, в том числе и двухуровневая квартира в столице, но подвело здоровье. С тяжелой болезнью он много лет мужественно боролся, продолжая выступать на сцене, только она оказалась сильнее. Певец умолк, но еще долго будет звучать его голос, оставшийся в самых разных записях. И благодарные ему люди будут помнить бесстрашного гражданина, человека, который всегда был готов прийти на помощь.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх