№ 46 (3725) 21.11.2018  

ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ ИЛИ БЕСЕДЫ НАЕДИНЕ С СОБОЙ

До чего же я всё-таки люблю театральные загадки! – О чем это вы? – спросит зритель-завсегдатай, как и я, побывавший на премьере спектакля Ставропольского краевого академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова «Фирс», поставленного к открытию нового театрального сезона.

Предчувствую возмущение: «Какие там загадки? Обычная история. Хитрый авантюрист объегорил очередного «лопуха». Всё просто.

Действительно, просто, однако же и несколько досадно. Вроде как всё в спектакле есть: содержание, динамичные декорации, прекрасное музыкальное оформление В.Романова. И всё-таки ощущение такое, будто что-то от меня как зрителя утаили. И это «что-то» очень важно найти.

В чём «прикол»

Итак, встречаются после долгой разлуки друзья. Артем – богатый наследник, уже купил себе дом. Он делится с Александром мечтой: пожить на широкую ногу, ощутить себя ХОЗЯИНОМ жизни.

— А что собираешься делать? – спрашивает Александр. Артём только рукой машет: есть кое-какой «бизнес». Видно, что не ДЕЛО его волнует, а ДОМ, он хочет обставить его по-барски и по-барски зажить.

Как в болтовне молодых людей появилась идея, что Артему (подобно предкам дворянам) нужен слуга, уже не вспомнить, а свериться со сценарием не удалось. В интернете драматурга Георгия Сорокина (автора «Фирса») не нашла. Был Г.Сорокин, но жил он больше века назад и «Фирса» точно не писал. Автор пьесы и постановщик этого спектакля известный режиссер, народный артист РФ Юрий Еремин. Премьера, первый показ которой прошел не в столице, а у нас, в Ставрополе — это, как ни крути — прецедент.

Ерёмин — мастер яркой фабулы, умеющий «вытягивать» внутренний подтекст. Он может шокировать и удивлять зрителя, знает, как держать зал в напряжении. Но никогда не делает этого из спортивного интереса.

«Так в чем же «прикол»? — подумала я и … заново перечитала пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад». И кое- что стало проясняться. Первую «наводку» зритель получает, когда открывает программку и знакомится с действующими лицами. Спектакль называется «Фирс», но такого героя в спектакле нет. Слуга присутствует, однако зовут его Борисом.

Фирс-Борис

Когда открывается занавес, в полумраке мы видим не жилую комнату большого дома, а мрачное пространство, в центре которого громоздится конструкция, похожая на мост. Потом, когда зажжется свет, она окажется лестницей с переходом на второй этаж. А пока темно и звучит странная тревожная музыка, зритель чего только не нафантазирует! Скажем, что это МОСТ, по которому можно попадать из одного времени в другое. В репликах, фразах, цитатах героев то и дело проскакивают напоминания о «Вишневом саде». Его персонажи, в первую очередь престарелый слуга Фирс, как бы незримо сосуществуют рядом с Артемом, его невестой Ниной, другом Александром, слугой Борисом и девушкой по вызову Верой.

Подкованный зритель поддержит меня, что с точки зрения исторических реалий у двух пьес много общего. События чеховской лирической комедии (с элементами трагедии) происходят на стыке распада патриархальных дворянских гнёзд и наступления эпохи капитала. Мы тоже «пограничники»: социализм разрушили, но рынок, который, как уверяли, всё отрегулирует и создаст процветание, надежд не оправдал. Бедные стали беднее, а хозяева в разы богаче. ОНИ, бывшие (герои чеховской пьесы), и МЫ, сегодняшние (из «Фирса»), оказались в подвешенном состоянии.

…Крутится сцена, крутится время. В доме Артема качаются-покачиваются подвешенные на веревках стулья, столы, кресла и странная вещь, похожая на мешок (не денег ли!?). Когда его опускают на сцену, предмет становится тем, на чём сидят. «Трансформер» приобретает любую форму, удобную для «седока». Символ чудненький — вот он, денежный мешок: свалился тебе на голову, и ты оседлал его. Но надолго ли?

Маятник театрального действия, как бывает в жизни человека, вначале медленно раскачивается, но, взяв темп, набирает мощное ускорение. Для вернувшегося домой после службы в Афгане бывшего танкиста Артема – тепло дома и деньги в наследство – это ВСЁ, о чем может мечтать человек. Он думать ни о чем не в состоянии, кроме желанного покоя. Тут же вопрос к зрителю-театралу. Вам не показалось странным, как общаются приятели, которых в школе называли «Не-разлей-вода-оба-на-«А»? Будто замороженные.

— Здравствуй, Александр, — говорит Артем (артист А.Кошелевский). Друг отвечает ему в том же духе. Артем будто уже загипнотизирован одной, но пламенной страстью. Александр, которого играет молодой, по-

дающий немалые надежды артист О. Хомутов, пытается вернуть друга к действительности. Расспрашивает о невесте, планах на будущее. Но тот, словно сомнамбула, талдычит про одно: как обставить дом, что купить… Двух «А» уже нет. «Распались», разошлись, как в море корабли.

Слуга-хозяин

Конец акта, затемнение. Круг сцены снова приходит в движение, а вместе с ним и мебель, вздернутая вверх. Веревки сталкиваются, переплетаются, будто зловещие нити паутины; плетется сеть ИНТРИГИ. А вот и Паук. Это слуга Борис, которого Артем находит по объявлению. Элегантный как рояль, весь в черном. Говорит на нескольких языках, интеллектуал. ВСЁ умеет и ВСЁ знает.

Из коротких объяснений выясняется, что всю жизнь он служил при каком-то посольстве, понимает, как угодить любому «барину». Разве что взгляд исподлобья – быстрый, тяжелый да странная улыбка (мелькнула, и нет) способны насторожить.

Вот Слуга готовит обед; встав на колени, укутывает ему пледом ноги; готовит, убирает, чистит, подсказывает ответы на вопросы кроссворда. Артист И. Барташ не просто вошел, а каждой клеточкой «врос» в роль умного и циничного двуликого Януса, занял собой всё пространство. Заменил Хозяину всё и всех. Артёму не надо двигаться, спрашивать о чем-то, думать. В доме царит и разогревает пространство Человек-Паук, парализующий всё живое.

Первой заподозрила недоброе невеста Артема Нина (артистка О. Винникова в этом качестве весьма убедительна). Она пытается «пробудить» загипнотизированного жениха. Но не тут-то было! Чтобы устранить «соперницу», Борис подставляет хозяину девушку, вроде как свою племянницу, а на самом деле любовницу. Обворожительная малышка с пушистой косичкой и пластикой кошки (артистка Б. Шахназарян) окончательно лишает Артема разума. У них начинается роман. Только благодаря неожиданному появлению Александра, который становится свидетелем аферы, выясняется, с каким негодяем на самом деле связался его бывший друг.

Молодому человеку просто нужно стряхнуть с себя «морок», выгнать подонка в три шеи, но не тут-то было. Вот утративший лоск и вроде как раскаявшийся «грешник» умоляет хозяина снова взять его «на работу», и Артем идет на попятную. В итоге бывший слуга до нитки обирает хозяина. Жалкий, подсаженный на водочную иглу Артём уже сам заискивающе называет слугу барином и униженно бежит за тряпкой оттирать пятно на ковре.

Что это, если не притча, добротно сколоченный вывод про то, что горбатого могила исправит (это относится и к Слуге, и к Хозяину). Но притча замечательна тем, что подразумевает как минимум — внутреннюю глубину происходящего.

Ниоткуда, словно «бог из машины», на сцене снова появляется старый друг. Увидев происходящее, он в очередной раз пытается вразумить Артема. Протягивает ему руку. Тот почти принимает её, но вдруг в замешательстве замирает… А как же дом, стакан водки?.. «Здесь» это выдают, а что «там»? Неизвестность…

Бывший «хозяин жизни» будто потерялся во времени и пространстве. У него нет мечты, нет денег и дома. Последний акт. Немая сцена.

Удивительно, но если всё, что происходило в «Фирсе» раньше, как бы противостояло содержанию «Вишневого сада», то в финале два действия смыкаются-замыкаются на очевидном сходстве событий. Ни «добрая» барыня Раневская, растрынькавшая деньги по пустякам, ни её брат-сибарит Гаев, ни их многочисленные прихлебатели-вишневосадовцы – тоже как бы «зависли», без мечты, без денег, без надежды.

Не в этом ли единстве отгадка происходящего: режиссеру Ю. Ерёмину захотелось исследовать прецедент отношений Слуга-Хозяин во времени и пространстве?.. А что? Актуальность проблемы злободневна, как и сто лет назад. Хозяин – это человек, который платит нам деньги за работу. Хочет — будет вас держать, а хочет — выгонит. Но слуга сегодня может подкопить деньжат, запастись связями. Если ты не промах, смотришь, они и поменялись местами. Все возвращается на круги своя. Что в сухом остатке? Только то, что у тебя и раньше было за душой.

«Хищники» через столетие

К слову сказать, вы помните, как заканчивает свою жизнь престарелый Фирс из «Вишневого сада»? Я спрашивала об этом у студентов. Не ответили. Между тем Фирс – самая трагическая фигура в пьесе А.П. Чехова. Его, человека, который появлялся и исчезал по первому оклику хозяйки, оставили в заколоченном доме барыни Раневской. ДОМ и САД былого счастья продали. Уехали. А девяностолетний Фирс — человек-тень оставлен там умирать. Такова плата хозяев за безмерную преданность слуги.

Уже тогда это «обстоятельство» мало чего стоило. Зато ценилось умение делать быстрые деньги. Вот и задумаешься: первые предприниматели-капиталисты, отбросившие сантименты типа обязательств по отношению к своим благодетелям – не праотцы ли людей-Пауков? В числе нуворишей — первокапиталист Лопахин (в прошлом босоногий пацан из прислуги), купивший с молотка поместье госпожи Раневской. «Облезлый барин», говорун Петя Трофимов пророчествовал, обращаясь к нему: «…Вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот — как в смысле обмена веществ — нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается на его пути, так и ты нужен».

«Хищные звери» через столетие стали размножаться. Их популяция достигла опасных пределов. Но самое страшное, что этих «зверей» всё труднее отличить от людей, поскольку они умны, хитры, циничны и полностью освободились от слабостей типа нравственных принципов.

«Вечный студент» Петя Трофимов в «Вишневом саде», помнится, говорил воодушевляющие слова про то, что «человечество идет вперед и всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным. Только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину…». Сам Петя при этом работать не очень-то стремится.

Вот и мы — всё говорим, говорим…

А ПАУКИ «дело делают». Пьют чужую кровь, процветают и размножаются. Нынешние «Фирсы-Борисы» тихой смерти в запертом доме предпочтут похоронить самих хозяев. Предварительно подобрав под себя чужое имущество. И чем больше подгребут, тем более неподсудными будут. Впрочем, случаются и исключения…

Тамара ДРУЖИНИНА

Комментарии
Наверх