№ 01 (3578) 13.01.2016  

КОРОЛЬ ЭПИЗОДОВ

В новом фильме «Экипаж» колоритную роль сыграл ставрополец

В более чем 100 эпизодах художественных фильмов, множестве сериалов и ток-шоу снялся наш земляк, житель Ставрополя Николай Мертин. Примечательно, что ни один кастинг при этом он не прошёл. Мужчина, который только в 45 лет появился на телеэкранах страны, дал эксклюзивное интервью «СГВ».

CAM00068В 2011 году трудившийся в краевом центре грузчиком Николай отправился покорять Москву. В родном городе из-за кризиса не было работы, вот и решил он попытать счастья в столице. Однажды узнал, что у одной из станций метро набирали массовку в телепередачу, решил попробовать.

Первыми программами были «Тысяча мелочей» с Ольгой Будиной, где Николай сыграл роль тромбоцита, «Голос», где однажды его загримировали под одного из членов жюри Леонида Агутина, «Контрольная закупка», кулинарное шоу «Еда без правил», в котором весь сезон был официантом. А потом были и многие другие.

 

Закадровые фишки

Николай вспоминает: «В римейке фильма «А зори здесь тихие» играл прохожего. Костюм 40-х годов, белый плащ, кепка, грим. В фильме «72 часа» была роль «Гоп-стоп, мы вышли со двора». Одели байковые синие штаны, кофейного цвета свитер, пришлось выпить 20 бокалов лимонада и съесть 20 тарелок воблы типа с пивом, выкурить пачку «Беломора», хотя я не курю. В другом фильме про НЭП довелось сыграть старого доброго еврея. В картине «Мурка» играл в ресторане зажиточного одессита. Снимался с Ярославом Бойко в фильме «Осторожно, дети!»

Гримёры отметили универсальную внешность нашего земляка и сказали: «Очень типажное лицо, подходишь под разные роли. Бывает, с человеком мучаешься, и ничего не сделаешь». Зато настоящий кастинг Коля так ни разу и не прошёл, организаторы говорили – не типажный вид. Попадал на роли через массовку, проходило время, и режиссёры сами отзванивались. Как говорит Коля, «у бригадиров, набирающих массовку, хорошая память на лица, а наши фото у них в портфолио. И если ошибёшься – попадёшь в «чёрный список».

– А были курьёзы на съёмках?

IMG0105A– В фильме «Гагарин. Первый в космосе» (2013 г.) нас было 250 человек массовки, загримировали, что мама родная не узнает. Отбор строгий: с креативными стрижками и нарощенными ногтями дам не брали, не соответствовали эпохе. Сцена снималась на Красной площади, оцепленной полицией. Мы играли людей, завороженно смотревших в небо. Вот тогда был случай. Со съёмок самовольно ушёл мужчина в костюме. Нам, непрофессиональным актёрам, платили по тысяче рублей за день. Этот товарищ вернулся под вечер пьяный, в кармане шинели 25 тысяч рублей. У него спрашивают: «Ты где эти деньги взял?» А он: «Нелегалов штрафовал». Ходил по Москве в «ментовской» форме 60-х и проверял документы у азиатов-мигрантов. Те его боялись и давали деньги после фразы: «Здравствуйте, НКВД Москвы. Ваши документы». Но после этого съёмочные площадки Москвы для него закрыты навсегда».

Рассказал Коля и ещё одну «фишку»: «В Подмосковье снимали фильм «Истребитель». На съёмках забыли «эсэсовца». Сапоги, шинель, каска с гитлеровской свастикой, немецкий автомат «Шмайсер», точнее его муляж, 4 гранаты за поясом, полный патронаж. Он весь грязный, в гриме. Дело было в 20 км от Москвы. Представляете ошарашенные глаза таксиста, когда парень вышел на трассу? Дед «фашиста» бесплатно довёз до Домодедово. В метро «немец» достал из кармана карту «Тройка» (для оплаты за проезд в транспорте – Авт.) и на глазах у полицейских расплатился ею. Только когда сел в вагон, до них дошло, что едет мужик, вооружённый до зубов, но поезд ушёл. Передали по рации, и в районе «Кольца» его повязал ОМОН, актёра привезли в отдел внутренних дел. Пришлось бригадиру его выкупать». Николай сыграл в том фильме механика немецкого истребителя и военнопленного.

Кровавая роль

– Похожая история ведь была с вами после фильма «Экипаж», одного из лучших фильмов-катастроф современности, снятых за последнее время без компьютерных спецэффектов, с реальными взрывами?

– Я играл раненого окровавленного сотрудника аэропорта, где на руках меня носил сам Данила Козловский – звезда фильма «Легенда № 17». Это картина режиссёра Николая Лебедева о талантливом молодом лётчике. Одноименный советский фильм вдохновил создателей картины на современную историю со схожим сюжетом и новыми героями.

Трейлер фильма вышел в ноябре 2015 г. Собеседник раскрывает секрет съёмок: «После фильма «А зори здесь тихие» бригадир объявила: «Завтра вместо выходных все – в Жуковский. Будут тяжёлые съёмки, по слухам, фильма «Экипаж». Предстоят четыре ночи. Стоял ноябрь, минусовая температура, на улице холодно. Добираться пришлось своим ходом, с пересадками, еле нашли съёмочную площадку. Когда я попал на фильм «Экипаж», первые сцены ещё были ничего, пассажиры бегали с сумками по аэропорту. Там я в кадр попадал мельком. К восьми вечера собралось человек 250, всех поимённо переписали. Мне выдали розовый светящийся в темноте комбинезон, сапоги, каску, ну натуральный рабочий. Если помните советский фильм, это была сцена, когда самолёт садился в аэропорту Петропавловска-Камчатского, и у него во время землетрясения отвалился хвост. Должны были снимать под проливным дождём, а его как назло нет. Пригнали пять пожарных машин с водой и пять с пеной и два пожарных вертолёта. Отделили территорию, куда лилась вода. Сцена снималась две ночи. Спецодежда была непромокаемой, а девчонок, игравших в обычных вещах, под одеждой обматывали плёнкой.

Сижу и жду в жёстком гриме, когда вызовут на съёмочную площадку. У меня грязный вид замухрышки-рабочего. Подходит бригадир и спрашивает: «Хочешь на постоянную работу в этой картине играть раненого с перевязанной окровавленной головой?» Отвечаю: «Нет проблем». Ещё с одним мужчиной нас подвели к главному режиссёру Лебедеву. Отвели вновь к гримёрам, мне наложили на голову бинт, капнули чуть крови. Потом оказалось, бычьей. Тогда я даже не представлял, что позже мне придётся попробовать её на вкус. Пятно мне нарисовали так, будто целился киллер в висок, а попал между ним и ухом по косой. В первый день у меня забрали каску с головы и начали снимать, постоянно поливали водой. Так отработали две ночи. Грелись в военных палатках с тепловыми пушками и чаем с печеньем, в перерыв с часу до двух ночи была горячая еда. Платили тысячу рублей в сутки, но мы и не знали, что нам предстоит пройти. Лебедев отобрал 20 человек в «высшую касту» и велел обязательно быть на съёмках каждый день. И каждый раз мне добавляли всё больше крови. То меня на носилках выносили, то мы на трапе самолёта сидим: снимали мелкие подготовительные сцены. И тут мне объявили, что четыре дня меня не допускают до съёмок, берегут для особой роли. Меня поили-кормили, я спал в тёплом автобусе, платили за каждые сутки, но на меня уже стали коситься другие актёры».

Под конец четвёртого съёмочного дня Николая ведут к гримёру, намазывают большим количеством крови.

– Я уже выглядел, как шахтёр, побывавший на мясокомбинате. На улице минус пять мороза. Меня выводят на огромное поле. Взлётно-посадочная полоса, стоят два самолёта. На поле выгружено полгрузовика железных бочек, пригнали две иномарки, медицинские палатки. К советскому лайнеру поставили всю толпу. А меня поставили отдельно, – вспоминает актёр. – Льют кровь, она стекает и тут же замерзает. Понимаю, что во что-то вляпался, вокруг меня начинают кружить взрывники, каскадёры, минёры. Тогда стало по-настоящему страшно. С 9 вечера до 12 ночи гоняли нещадно, но без взрывов. Потом был перерыв, проходка той же сцены ещё несколько раз, что стало нервировать. В начале третьего на меня налили ещё крови, уже камера ездила по рельсам, никого из массовки нет, зато рядом толпа звёзд: Николай Лебедев, Владимир Машков, Данила Козловский, даже Никита Михалков приезжал. Пальцы у меня свело от мороза, на голове окровавленная чалма. Данила работал в одной тонкой белой рубашке, лётных брюках и ботинках. Каждый раз он меня «раненого» с повисшей рукой таскал на репетициях, где сцена отрабатывалась раз 20. Потом так же меня носил на руках актёр Сергей Темпо.

На грани экстрима

– И в чём же кульминация действа?

– Меня подвинули ближе к самолёту, рядом уже никого: ни звёзд, ни взрывников. Только впереди эти бочки с горючим. Я должен пройти, держась за голову и хромая, изображая раненого, между бочками и машинами. Подбежала бригадир: «Ты жить хочешь? Да, значит, выживешь». И тут голос режиссёра в рупор: «Жанна, ты людей из опасной зоны отвела?» У меня мурашки. В этот момент команда «Начали!» Делаю пару шагов, раздаётся взрыв, меня обдаёт горячей волной словно в духовке, лечу лицом в бетон. Я в ужасе, ведь меня не предупредили. Пытаюсь посмотреть, что рвануло, и тут ещё более мощный второй взрыв. Глаза залило кровью, во рту её вкус, я плююсь и уже не понимаю: это моя кровь или бутафорская? Сзади летит гарь, слышу лишь шелест шипящего металла, поднимаю голову и вверху ничего не вижу, кроме едкого дыма. Пытаюсь встать, вновь взрывная волна сбивает с ног. Когда всё-таки обернулся, увидел, что горят два лайнера, пламя этажей в пять. Ветродуи сгоняют всё это на меня. Я стою в ужасе и понимаю: с одной стороны горят самолёты, с другой – джипы, с третьей – все эти бочки. И я понимаю, что дорога только вперёд. Секунд 30 сижу в ужасе на корточах, нахожусь внутри огненного кольца и понимаю, что несколько секунд и сгорю. Делаю два шага, и тут бегут две медсестры: «Ты ещё живой?» Подлетает Лебедев и спокойно говорит: «Ты выживший в аду. Мы на камерах видели твою мимику, каждое твоё движение, даже как менялся цвет твоих глаз, ежесекундно».

Прозвучали слова «Спасибо, сцена снята!», и Николай после долгих ночей съёмок отправился окровавленный, в шоке, домой на метро, не стал даже смывать грим, так как жутко устал. На Таганке к нему подошли полицейские, долго не верили, что он со съёмок фильма, спасли лишь фото из телефона. Служивые отвели его в комнатку привести себя в порядок и отпустили домой. Ну а мы с нетерпением ждём премьеры фильма «Экипаж» в апреле с актёром из Ставрополя.

Ольга БОГАТЕЕВА

Наверх