№ 11 (3588) 23.03.2016  

ЮМОР ГЛУБОКОГО СМЫСЛА

27 марта исполнится 135 лет со дня рождения Аркадия Аверченко

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич

«Аркадий Аверченко! Вы произносите это имя, и тотчас собеседник начинает улыбаться. Аверченко – это синоним яркого,  добродушного смеха «веселой устрицы», беззаботной милой улыбки», — читаем в газете «Пятигорское эхо», освещавшей гастроли писателя на Кавминводах в 1915 году.

Литературная звезда Аркадия Тимофеевича Аверченко взошла стремительно, поразив читающую публику яркостью и величиной.

Сын разорившегося купца, Аверченко с пятнадцати лет зарабатывал себе на пропитание то писцом в транспортной конторе, то мелким чиновником в правлении рудников… Безотрадны воспоминания писателя о своей карьере. Первые юмористические рассказы юного писателя в харьковских газетах и журналах обратили внимание критики на их автора. Эти публикации совпали по времени с началом событий 1905 года, вызвавших к жизни десятки сатирических журналов, обличающих со своих страниц пороки самодержавной России.

Пришел, увидел, победил

Мечтая оказаться в водовороте событий, Аверченко, полный смутных сомнений, надежд и идей, отправляется завоевывать столицу. «Пришел, увидел, победил!» — эти слова достаточно верно характеризуют  встречу провинциального автора с литературным Петербургом. Год работы во второразрядных журналах, основание «Сатирикона» и – шумный успех, сопровождающий всюду многоликого Аверченко. Читатели разражались гомерическим смехом, «проглатывая» рассказы, подписанные аверченковскими псевдонимами: Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин, Волк, Ave. Неуемная фантазия и энергия редактора «Сатирикона» — все того же Аверченко – сумели собрать вокруг журнала лучшие силы литературной России. В нем печатались Теффи, Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, В. Маяковский, А. Грин. Одни эти имена говорят сами за себя.

Лучшие произведения юмориста, напечатанные в журнале «Сатирикон», вошли в сборники рассказов. До 1918 года их вышло более сорока: «Зайчики на стене», «Веселые устрицы», «Круги на воде», «Чудеса в решете», «О хороших в сущности людях» и другие.

Аркадий Аверченко бывал на Ставрополье в 1914 — 1915 годах – период пика своей популярности. Почти все, кто встречал Аверченко в пору его славы, вспоминают «крупного, дородного мужчину… в преувеличенно модном костюме с бриллиантом в сногсшибательном галстуке» (Корней Чуковский), «прекрасно выбритого, прекрасно одетого, немножко полного, красивого и ленивого господина» (Лев Гумилев).

Смей-тесь!

Листаешь старые подшивки газеты «Пятигорское эхо», хранящиеся в краевом архиве, и зримо представляешь атмосферу, в которую окунулся писатель-юморист, когда приехал с концертами на Воды.

«Началась полоса гастролей, — пишет в газете автор «Театральных набросков» некий Сен-Бри. – Летом там, в больших городах, жизнь замирает, становится сонной и непривычно тихой. Зато пульс ее переходит к нам на курорты и бьется в учащенном темпе. Летом у нас на курортах можно увидеть почти все, что есть выдающегося в Петербурге и Москве. Летняя театральная жизнь на курортах разнообразна и ярка…»

«… в Ессентуках промывают желудки, и человек рождается заново. Вот бы найти курорт, где промывают мозги, человек и жил бы дольше…»

А. Аверченко

И действительно, полосы «Пятигорского эха» за июль 1914 года пестрят афишами: «Большие концерты исполнительницы русских народных песен Надежды Плевицкой», «Полеты, «мертвые петли» и вся программа высшей школы пилотажа в воздухе перед трибунами А. Васильева и А. Кузьминского на двух монопланах «Моран», «Концерты русской королевы танго Е.Э. Крюгер и ее партнера П. Мак»… И вот в одном из номеров заметка: «На днях к нам приезжает популярный писатель-юморист Аркадий Аверченко. Всемирно известный, бесспорно талантливый приезжающий к нам гость дает сначала в Кисловодске, а затем и на остальных группах спектакли со своим участием. В программу спектаклей включены его одноактные пьесы: «Неразговорчивый сосед», «Загадочная телеграмма», «Старики», «Женская доля», «Новогодняя Пасха». Все пьесы будут поставлены под наблюдением автора. В заключение А. Аверченко прочтет ряд своих лучших рассказов из сборников «Одесситы», «Веселые устрицы», «Круги на воде» и другие. Спектакли с участием А. Аверченко представляют исключительный интерес и всюду пользуются огромным успехом».

В июне военного 1915 года писатель вновь давал концерты на Кавказских Минеральных Водах. Здесь в это время было по-особенному людно: почти все санатории стали госпиталями для раненых.

Курортная газета на первых полосах печатает военные сводки, а рядом с ними гастрольные афиши. Театральная жизнь не замирала.

Ко времени своих гастролей А. Аверченко уже успел по собственной инициативе побывать на фронте в качестве военного корреспондента. Он писал о зверствах германцев, о нуждах простого солдата, о процветании преступников-тыловиков.

Но, приехав на Кавминводы, писатель, давая концерты, обращается к довоенным темам. Об этом свидетельствует рецензия на его выступления, помещенная в газете «Пятигорское эхо» за 15 июня 1915 года: «Этот высокий человек с таким добродушным характером и насмешливым лицом приехал к нам в то время, когда сумерки сделались особенно тягостными и мрачными, когда так трудно было дышать в спертом воздухе и сказал только одно слово – смей-тесь! Мы послушно рассмеялись, и как-то сразу стало легче, веселее на душе. Он рассказал нам такие забавные вещи, он пустил таких веселых «зайчиков», он познакомил нас с забавными одесситами, с целым рядом очаровательных чудаков, которые так скрасили нашу жизнь…»

Далеко не зубоскал

В рассказах и фельетонах Аркадия Аверченко была редкостная разновидность юмора, которая прославила любимых им Марка Твена и О’Генри. Ее-то и почувствовали зрители, присутствовавшие на концертах в далеком 1915 году.

Об Аверченко иногда составлялось мнение как о добродушном весельчаке, зубоскале, любящем смех для смеха. От этого мнения предостерегает автор одной из рецензий: «У Аверченко над блеском внешнего юмора есть и глубина. Взять хотя бы его пьеску «На Волге». Разве это не чрезвычайно глубокий этюд. Разве не отразилась в нем вся нелепая недавняя Русь. Русь пьяная, Русь самодурная и вместе с тем своеобразно широкая, с размахом!»

А сколько у Аверченко любви к маленькому трудовому человеку, человеку труда подневольного, к веселому представителю богемы, сколько ненависти к заплывшему жиром обывателю.

Этот иногда резкий по контурам юморист умеет быть и таким трогательно нежным. У Аверченко есть рассказ про мальчишку, который идет на всякие довольно невинные фортели и, выудив ими деньги, окружает нежным вниманием больную мать. Веселый, уморительный, забавный рассказ, но когда вы его читаете, вы чувствуете невольную грусть и смахиваете вдруг набежавшую слезу…»

Тема детства была одной из главных в довоенном творчестве А. Аверченко. Отличительная черта юмора в его детских рассказах – удивительная душевная мягкость и ласковая любовная наблюдательность. Потому, наверное, сборники рассказов Аверченко о детях стали в России в 1910-х годах книгами для семейного чтения: Николай II был, по словам управляющего Царскосельским дворцом князя М.С. Путятина, «большим почитателем» автора «Зайчиков на стене». И нынешних родителей и детей эти рассказы могут многому научить.

Один из лучших сборников Аверченко – «Рассказы для выздоравливающих». Выступая с одним из рассказов на Кавминводах, он сожалел: «… в Ессентуках промывают желудки, и человек рождается заново. Вот бы найти курорт, где промывают мозги, человек и жил бы дольше…»

Примечательно, что во время гастролей А. Аверченко в 1915 году газета «Пятигорское эхо» опубликовала принадлежащую его перу зарисовку «Одна из красот Кавказа».

Июнь 1915 года – последний приезд писателя на Кавказ. Через четыре года он окажется в «белом» Крымском государстве. Затем Турция,  Константинополь. Настроения Аверченко приобретают в это время особый характер: юмор человека, изо всех сил борющегося с отчаянием. «Кровавым балаганом» назвал он события в России.

В 1922 году Аверченко переезжает в Прагу. Были в эти годы новые сборники, гастроли в Западной Европе с чтением рассказов и пьес. Но в произведениях последнего периода запечатлелись едкая горечь и патриотическая скорбь.

Аркадий Аверченко скончался 12 марта 1925 года в пражской больнице от болезни сердца и похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.

Но не хочется заканчивать рассказ о знаменитом писателе – юмористе на печальной ноте. Еще раз вернемся к его пребыванию на Кавминводах: «В Ессентуках прошла с громадным успехом гастроль Аркадия Аверченко. Под сплошной хохот прошли его пьесы: «Коготок увяз – всей птичке пропасть», «С корнем» и другие. Самого автора, выступавшего с рассказами, заставляли бисировать без конца». Таким запомнила его публика Кавминвод. И мы вместе с нею аплодируем редкому дару нашего соотечественника!

Елена ГРОМОВА

Наверх