№ 12 (3589) 30.03.2016  

РАССКАЗЫ НА ХОЛСТЕ

Персональная выставка работ художника Валерия Арзуманова продолжает путешествовать по стране

«Юбилейную палитру», приуроченную к 65-летию народного художника России, уже видели жители Ставрополя, Пятигорска, других уголков края. Недавно её посещали благодарные зрители Еревана.

Я увидела неисчерпаемость тем и поисков художника Валерия Арзуманова на выставке в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. Экспозиция была, словно букет свежих цветов, собранных с разных полей. Когда просматривала отзывы посетителей, один запомнился особо: «Спасибо, что твоя душа поет в твоих работах». А мне кажется, она еще и говорит, общается с нами. При этом — то радуется, то грустит, то поет.

Красные кони

арзумановВзять три картины (триптих) «Казаки-некрасовцы». Яркие и необычные, они объединены общей темой. Более 200 лет назад предки донских казаков после жестокого подавления восстания Кондратия Булавина переселились в Турцию. Дали клятву, что останутся на чужбине и будут жить по заветам своего атамана Игната Некрасова. Казаки вернулись на родину только в 1962 году. Часть их поселилась в Левокумском районе. Там-то и побывал однажды художник.

Из беседы с мастером:

– Многие, увидев триптих, спрашивают меня про красного коня, игрушку, которая появляется в двух картинах. Нет ли здесь переклички с полотном Ивана Петрова-Водкина «Купание красного коня». У Петрова-Водкина и сам конь, и взнуздавший его всадник – образ революции. Красный цвет – знак возбуждения, опасности. На первой картине триптиха «Хранительница красного коня» на кровати сидит пожилая казачка. Её печалит, что молодые покидают общину, забывают о заветах атамана. Потому и озабоченность. Потом я попал на службу в маленькой церкви и был потрясен, что казаки-некрасовцы идут в храм семьями. Вторую картину я назвал «Вера». Потом побывал на празднике и встретил там счастливых людей. После дождя появилась радуга, которая стала ключом для создания заключительной картины «Обнимающие радугу». Радуга — символ красоты и счастья, как бы обнимает семью. Это надежда на будущее. Художественная метафора, думаю, ясна — изменения, которые входят в жизнь казаков-некрасовцев на родине, — не конец общине, а то новое, что для сохранения её целостности требуется принять. Главное — сохранить крепость семьи, веру и трудолюбие. За создание художественных композиций (жанровую живопись) коллеги-художники в последнее время берутся редко, говорят – несовременно. Если у художника есть тема, появляется необходимость найти адекватные средства художественного выражения. Благодаря своим учителям я понял неисчерпаемые возможности жанровой живописи. Глядя на картины Виктора Чемсо, стал пробовать себя, хотя жанровые композиции — самый сложный вид изоискусства, куда входит все:  натюрморт, портрет, пейзаж, смысловое решение.

Золотые шары

Арзуманов много и успешно экспериментирует в жанровой живописи. Взять самую «солнечную» его работу «Золотые шары Ставрополья». Для кого-то на холсте зафиксирован всего лишь эпизод из сельского быта, отдаленно напоминающий полотна советского времени, когда художники работали «на заказ». Но в «Золотых шарах…», если и есть какой-то заказ, то это — веление души. Девушки на полотне — не столько в трудовом порыве, сколько в радости от солнечного дня и  ощущения полноты жизни. Тыквы, которые действительно напоминают шары, — обильные «плоды жизни», будто впитавшие в себя живительную силу солнца.

Из беседы с мастером:

– Картина родилась из реального эпизода. Представьте — солнечная осень, целые пирамиды золотых шаров тыквы, золотое поле, а небо — необычное, серовато-фиолетовое. Когда я увидел все это, почувствовал в окружающем что-то немыслимое: реальность и волшебство одновременно. Как тут было не взяться за кисть?!

Разговор после боя

В своих картинах художник не выдумывает жизнь. Доискиваясь до первопричины явления, не пытается разъять её на геометрические «молекулы». Для него жизнь целостна и гармонична, как сама природа. Это видно уже в одной из студенческих работ Арзуманова «Без названия». Голубовато-мерцающий абрис сидящей женщины как бы слит с силуэтом ребенка. Юный художник предпочел никак не называть ту свою фантазию. Я бы назвала картину «Мать-природа», а моя подруга, увидев её, тихо произнесла: «Это Богородица».

Живопись для Арзуманова – и откровение, и лекарство от хворей души и тела. Вот «Авторский портрет с сороками». На картине тщательно выписанное лицо мужчины, погруженного в себя. Над ним стая птиц. И всё. Но работа буквально приковывает внимание. Разве любой из нас не оказывался один на один с предательством, обманом, потерей близких, болезнью?! Это тот самый момент, когда человеку нужна тишина. Однако с жестоким безразличием внешний мир вторгается в его сознание, травмирует, «выклевывает» его. С другим настроением написан «Бой». По диагонали крупного холста в смертельной схватке сшиблись петухи. Три краски: черная, белая и красная, но сколько экспрессии и… откровенной иронии.

Из беседы с мастером:

Эта картина написана в годы перестройки, когда наступило время сшибок на идеологической почве. Начались дискуссии, в которых оппоненты «краев не видели». Тогда и появился «Бой», где главное – не доказать свою правоту, а побольнее клюнуть соперника. Разве не то же самое происходит и сейчас во время политических телешоу. Но времена изменились. Бывшие оппоненты научились сосуществовать, и мы, художники, вспомнили, что есть много «мирных» тем, стали выезжать на пленэр, писать пейзажи.

Пейзажи Арзуманова по своему эмоциональному настрою в чем-то родственны работам его учителя, заслуженного художника России Павла Гречишкина. Но у Валерия Николаевича они еще и сюжетны. Красные, бурые, оранжевые деревья склоняются друг к другу, «шепчутся». Другие от возмущения взвиваются вверх. Третьи «ораторствуют». Художник назвал картину «Разговор». Или другое полотно – «Бессонница». Стволы окрашены в цвета ночи: здесь и плотная синева, и проблески тревожного красного. Словно фантастические сущности, они причудливо изогнуты. Прямо-таки живое сообщество. А насколько узнаваем пятигорский цикл. В нем сосредоточилась вся палитра южных красок.

Юбилейная палитра

Из беседы с мастером:

– Я немало поездил по регионам страны и могу утверждать: у художников Юга России есть свое лицо и темперамент. Способ самовыражения, кажется, подпитывает сама природа, разнообразная и многокрасочная. Та же казачья культура… Это, прежде всего, уникальная история, насыщенная героическими событиями. Возьмите костюмы кубанцев и ростовчан, посмотрите на искусство их мастериц! А какие великолепные краски у мастеров Дагестана. Это уникальный мир.

Арзуманов умеет радоваться успеху коллег и открытию новых талантов. В 1993 году он стал инициатором создания филиала краевого художественного училища, на базе которого в Пятигорске открылось первое в стране краевое училище дизайна. Сегодня оно входит в четверку лучших учебных заведений России, лаборатория по дизайнообразованию. Имя профессора, члена исполкома секретариата Всероссийской творческой организации Союза художников страны, члена-корреспондента Российской академии художеств В. Арзуманова, за достижения в области изобразительного искусства награжденного серебряной медалью академии, принадлежит не только Ставрополью, но и всей  России. Его работы находятся в отечественных музейных коллекциях и за рубежом. Казалось бы, чего еще можно желать? Но почивать на лаврах не в его характере.

Из беседы с мастером:

– Когда мне в 2008 году было присвоено звание народного художника России, на время наступил ступор. Что дальше? Вроде, все, что хотел– сказал… А вышел я из него благодаря директору Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зое Белой. Она позвонила и предложила сделать персональную выставку к 60-летию. Выставка – это ведь не только отчет о сделанном, но еще и поиск ошибок. Ты как бы видишь себя со стороны — что удалось, а где не дотянул… В музее прошла уже вторая моя выставка. «Юбилейную палитру» осенью повезу в Москву. А через пять лет обязательно подготовлю третью. Обещаю.

арзуманов-птицы

арзуманов-хра-кра-коня

Тамара ДРУЖИНИНА

Наверх