«ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ», ИЛИ 15 ЛЕТ СПУСТЯ
В Ставрополе открылась персональная выставка художника Владимира Рябчикова.
Экспозиция организована Ставропольским краевым музеем изобразительных искусств совместно с московскими и ростовской художественными галереями.
Это вторая персональная выставка художника Владимира Рябчикова в краевой столице. Первая состоялась 15 лет назад. В сегодняшней экспозиции «Высокие отношения» собраны 94 работы из разных циклов и выставок, они отражают 25 лет творчества художника. За это время автор создал свой стиль и свою эстетику.
По стопам отца
Владимир Рябчиков родился в Мариуполе (тогда город назывался Жданов). Учился в металлургическом институте. Но металлургом не стал, да и не мог стать. Это было не его призвание. Его путь – путь художника. Отец тоже был художником. Рисовал наглядную агитацию на заводах, писал лозунги. Огромными буквами. Родитель предостерегал сына, чтобы тот не шел по его стопам, поскольку художники, по его тогдашней уверенности, живут очень плохо. В смысле – бедно. Но Владимир не мог избежать своей судьбы. Сын смотрел, как рисовал отец, и размышлял, как это будет делать он.
Попытка поступить в Одесское училище имени Грекова провалилась. Приятель, с которым они поехали в Одессу, прошел, а Владимир – нет. Но образование все равно получил: учился в Ростовском государственном педагогическом университете. В 1994 году он окончил художественно-графический факультет РГПУ.
В начале 2000-х Владимир Рябчиков был уже достаточно известным в Ростове-на-Дону художником. Его называли «самым первобытным художником» Ростова за использование им в своих работах принципов пещерной живописи, характерного для неё скелетно-контурного рисунка.
Но хотелось совершенствоваться, развиваться дальше. Поэтому художник распрощался с Ростовом и уехал. Сегодня Владимир Рябчиков живет в Москве. Постоянно участвует в групповых выставках в России и за рубежом (более 200 выставок), ежегодных международных художественных симпозиумах в Европе и Азии.
Картины Владимира Рябчикова, помимо государственных музеев Ростова-на-Дону, Ставрополя, Майкопа, Норильска, находятся в московских галереях, в частных собраниях и музеях Европы, Азии, США. Наибольший интерес к картинам Владимира Рябчикова проявили на сегодня, пожалуй, китайские коллекционеры.
Рогатые звери и обнажённые женщины
Какие сюжеты выбирает для своих полотен Владимир Рябчиков? Рогатые звери, как на стенах древних пещер, размером с реального быка. Необычные натюрморты с предметами-символами и фруктами-символами: грушами, лимонами, морковками, перцами и креветками. Множество изображений любимой дочки Маши, которой сегодня 10 лет и которая уже тоже художница. Обнаженные девушки с крыльями и необычными прическами. Сценки из жизни Буратиноидов — деревянных человечков с длинным носом, похожих на Буратино. У Рябчикова есть целый цикл «Буратиноиды».
Искусствоведы причисляют его живопись к постмодернизму. Главные особенности этого стиля – противопоставление реализму, отрицание норм, применение готовых форм, а также ирония.
Галеристы предлагали Владимиру Рябчикову работать в русле каких-то модных трендов. Это бы давало шансы на больший коммерческий успех. Но художнику удалось сохранить себя.
Он признает: «Пытался пробовать, два раза, но не получилось». И пришел к выводу, что самое разумное — следовать своим путем.
Тем более что он все равно успешен, его полотна продаются. На сайте Международной галереи современных художников «Новый стиль» стоимость картин Владимира Рябчикова доходит до 5 млн рублей.
«Созерцание и задумчивость – мои спутники»
Стиль художника ярко выражен. Он легко узнаваем. Принципы его творчества — красиво и безмятежно.
Владимир Рябчиков говорит о себе, что вечные его спутники — созерцание и задумчивость. Все, что вокруг, уже наполнено глубоким смыслом, его задача только войти в резонанс, погрузиться в спокойствие и умиротворение. Картины художника так или иначе связаны с его детскими воспоминаниями. Они несут в себе суть явлений, которые невозможно объяснить, но можно только искренне и бескомпромиссно принять.
«Все образы на моих полотнах призваны передать именно это состояние, — цитирует Владимира Рябчикова искусствовед Ставропольского музея изоискусств Ольга Бендюк. — Мои персонажи находятся в собственном пространстве. Они далеки от суеты и обыденности. Им не надо что-то доказывать, к чему-то призывать, они вне времени».
Влад БОЧАРОВ
Фото Виктора Нестеренко
СПРАВКА
Владимир Васильевич Рябчиков – член Союза художников России, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, живописец, график, фотограф.