НАУКА О ВЫСТРЕЛЕ
Июльской ночью 2013 года в Георгиевском районе преступник в маске проник в частный жилой дом через крышу. Пришелец сделал два прицельных выстрела в голову 16-летнего мальчика и 11-летней девочки. Парень умер в реанимации, а его сестра – на месте. Услышав шум, в комнату, где спали дети, ворвалась их мать. Пуля угодила ей в челюсть и застряла в зубе, а женщина осталась жива. Спасся и глава семейства, находившийся в тот момент в ванной. История дикая, ужасная и резонансная, в мгновение ока облетевшая все СМИ.
Баллисты экспертно-криминалистического центра в Ставрополе по найденным на месте происшествия пулям и гильзам определили, что у ночного гостя было мелкокалиберное ружье (мелкашка, как прозвали это оружие в народе). Специалисты установили модель, чем помогли сузить круг поисков. Правоохранители взяли детоубийцу.
ДНК, форензика и «Папилон»
10 июня Ставропольская полиция будет отмечать 96 лет со дня образования органов внутренних дел края. В структуре Главного управления МВД России по СК немало различных подразделений, и о каждом можно рассказывать много. Но в преддверии профессионального праздника мы посвятим нашу страницу экспертно-криминалистическому центру.
ЭКЦ состоит из нескольких отделов. И, на мой взгляд, полезным будет назвать их функции, чтобы понять, насколько серьезно в правоохранительных органах относятся к раскрытию преступлений. Подробно об этом поведал заместитель начальника центра полковник полиции Сергей Левшин.
Итак, организационно-методический отдел координирует всю работу, это «аппарат» четко слаженного механизма. Далее, отдел медико-биологических экспертиз, сюда входят: лаборатория ДНК и лаборатория исследования запаховых следов человека. В отделе инженерно-технических и химических экспертиз изучают наркотические и спиртосодержащие вещества, пищевые продукты, следы продуктов выстрела. Кстати, здесь же трудятся взрывотехники, корпящие над следами взрывов, и специалисты по автотехническим экспертизам, разбирающие по «полочкам» ДТП.
Отдел криминалистических учетов объединяет следы рук, изъятые с мест происшествия, с дактилокартами лиц, находящихся в автоматизированной дактилоскопической идентификационной системе «Папилон» СКФО и Республики Калмыкия. Ну а в ногу с высокотехнологичным современным миром идет отдел специальных экспертиз и технологий. Это новое направление в криминалистике, которое называют форензика – прикладная наука о раскрытии преступлений, связанных с компьютерной информацией, об исследовании цифровых доказательств, метода поиска, получения и закрепления улик. Если проще, то здесь «снимают» информацию с мобильных телефонов (изъятых с мест происшествий или у подозреваемых), обнаруживают вредоносные программы и «сканируют» компьютеры, участвовавшие в проведении незаконного игорного бизнеса. Кроме того, в отделе интенсивно развивается еще один тренд – радиотехнические экспертизы. Тема актуальная, поскольку именно с помощью радиометода преступники вскрывают автомобили и приводят в действие взрывные устройства.
Отдел экономических и строительно-технических экспертиз исследует документацию и тщательно разбирается в бухгалтерских хитросплетениях.
И, пожалуй, самый «широкоформатный» в плане спектра изучения отзвуков происшествий – это отдел традиционных криминалистических экспертиз и баллистических учетов. Тут занимаются техническим исследованием документов, следов рук, обуви, орудий взлома, транспортных средств, холодного и огнестрельного оружия, проводят портретные и почерковедческие экспертизы, а также баллистический учет.
Эффект пилотного проекта
Именно о баллистике хочется поговорить конкретнее. Потому что этот пилотный проект, запущенный 11 ноября 2011 года на базе ЭКЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, сегодня является примером для остальных субъектов страны. В то время здесь была создана единая региональная пулегильзотека (ЕРПГТ) по Северо-Кавказскому федеральному округу. Отдел укомплектовали наиболее подготовленными экспертами-баллистами Ставрополья, а в декабре 2012 года установили новейшее оборудование — автоматизированную баллистическую идентификационную систему «Поиск».
ЕРПГТ создали для того, чтобы, по словам Сергея Левшина, собрать для учета и изучения все пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий в СКФО. В Ставрополе был сосредоточен весь этот массив из многих тысяч «экземпляров» и создана электронная база данных. Подобная пулегильзотека, но несравненно большего масштаба, существовала только в Москве, в ЭКЦ МВД России. Ставропольская структура нарабатывала опыт четыре года, постоянно оправдывая доверие, и лишь после этого, в 2016-м, ЕРПГТ стали появляться по всей стране.
Что и говорить, работа тут проделана (да и делается ежедневно) поистине колоссальная. Достаточно привести такую статистику – в ЕРПГТ Ставрополя изучается две трети всех пуль и гильз, изъятых с мест происшествий в России! То есть на Северном Кавказе такого «недобра» больше, чем где-либо еще в стране. И ведь специалисты исследуют не только эти найденные «объекты», но еще и оружие, сданное добровольно и изъятое оперативным путем.
— Для нас главным является все: следы, оставленные на гильзах, и возможность сопоставить их с конкретным оружием, из которого они были выпущены, — поясняет заместитель начальника отдела традиционных экспертиз и баллистических учетов майор полиции Николай Мушаилов. – По индивидуальному «рисунку» — нарезу — мы можем установить тип, вид, модель и калибр пистолета, ружья или автомата.
С момента создания и по сегодняшний день сотрудники отдела традиционных криминалистических экспертиз и баллистических учетов ЭКЦ ГУ МВД России по СК по следам на пулях и гильзах установили почти 200 экземпляров огнестрельного оружия и дали информацию другим полицейским структурам на раскрытие более 300 преступлений. В том числе и резонансным.
Идентификация ствола
В декабре 2012 года в Нальчике был застрелен корреспондент и телевизионный ведущий. Его убили ночью на улице, когда журналист возвращался с работы. Молодой человек спешил на встречу со знакомой, жившей в частном секторе центральной части города. Девушка и стала свидетелем нападения. К парню подошли два незнакомца, задали несколько вопросов, уточнили его имя и в упор сделали три выстрела. На месте происшествия обнаружены гильзы диаметром 9 мм.
Буквально через несколько дней по оружию был установлен преступник, расправившийся с телеведущим. Им оказался боевик, находившийся в федеральном розыске. Баллистическая экспертиза дала следователям основания предполагать, что убийство было совершено из того же пистолета, что применялся при нападениях на сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим уголовное дело по факту убийства журналиста было соединено в одном производстве с другими уголовными делами.
Как видим, главным фактором в быстрой поимке преступника явилась баллистическая экспертиза. Да, это именно ставропольские полицейские сработали четко и в предельно короткий срок. И неизвестно, получилось бы все так удачно, если бы не созданная за год до резонансного убийства пулегильзотека в ЭКЦ ГУ МВД России по СК. Ведь до пилотного проекта во всей стране действовала лишь одна подобная структура – в Москве.
— Мы ту экспертизу провели за ночь, понимая особую важность ситуации, когда расследование убийства было на контроле Президента России, — вспоминает Николай Мушаилов. – Вот, с Сергеем Левшиным и нашими сотрудниками делали. Отдел представил оперативникам идентификационное заключение объединительного характера, что способствовало установлению оружия и затем — самого его владельца.
Кибрит, Томин и Знаменский
— Надо подчеркнуть, что мы всегда работаем в тесном контакте с сотрудниками уголовного розыска, дознания и следствия, — говорит Сергей Левшин. – Помните советский сериал «Следствие ведут знатоки»? Он-то продолжается в жизни и в реальном времени. Эксперт-криминалист Кибрит, оперативник Томин и следователь Знаменский. Эта связка совместного сотрудничества разных служб и сейчас остается классической, потому что мощная и эффективная, дает ощутимые результаты.
Еще пример такого сотрудничества. В начале 2014 года в Кировском районе погибли три родных брата. В массовом расстреле подозревались четверо жителей одного из сел Кабардино-Балкарии, находившиеся в федеральном розыске за убийства и незаконный оборот оружия. Правоохранители изъяли с места происшествия много пуль и гильз, провели баллистическую экспертизу, определили тип, вид и калибр стволов. Это оказались автомат Калашникова и сигнальный пистолет, переделанный для стрельбы боевыми патронами. Через год правоохранители КБР в ходе операции уничтожили бандитов. После этого имевшееся у боевиков оружие было отождествлено с пулями и гильзами, найденными в Кировском районе. Что и подтвердило причастность преступников к убийству братьев.
Впрочем, баллистика – это не всегда пули, гильзы и оружие, говорит Николай Мушаилов. Если таковых по разным причинам на месте происшествия не окажется, то эксперты-криминалисты будут работать с их следами. Пулевое отверстие в одежде или обуви жертвы, повреждение в дереве или стене тоже расскажут немало интересного.
Игорь ИЛЬИНОВ
МЕЖДУ ТЕМ
Некоторые «несознательные элементы» считают, что если у них оружие не имеет внутри ствола нарезы, то их не вычислят по тем же дробинкам или картечи, которые они выпустили, допустим, на незаконной охоте на животного. Ошибочно считают.
Действия браконьеров с гладкоствольным охотничьим гражданским оружием легко «читаемы» специалистами-экспертами. Маленькие дробинки поведают все. Но это касается не только браконьеров. Как-то в Пятигорске поскандалили двое парней, и один, не найдя убедительных словесных аргументов, решил использовать в споре помповое ружье. То была «иномарка» с хромированным стволом, имевшим три дульных сужения. Такие тонкости полицейские установили уже позже, когда сделали свою работу — изучив дробинки, извлеченные из ноги жертвы. Стрелявший скрылся вместе с итальянским ружьем. Но оперативники разыскали его, благодаря результатам экспертизы.