ПОЛИЦЕЙСКИЙ РЕЛАКС
Как восстанавливают силы люди в погонах?
Излишне говорить, насколько опасна и трудна профессия человека, стоящего на страже закона. Про это даже песня из советского телесериала есть. И чтобы постоянно быть в хорошей профессиональной форме, сотрудникам правоохранительных органов надо не только работать. Необходимо правильно отдыхать. Как — правильно? Об этом знают в Центре восстановительной медицины и реабилитации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ставропольскому краю».
Футбол не лечится
Начнем по старшинству пациентов. Виктору Васильевичу Располыхину через четыре месяца исполнится 90 лет. Он долгое время прослужил в системе внутренних дел страны. Сейчас поправляет здоровье в Центре восстановительной медицины и реабилитации. Каждое утро прогуливается по государственному природному заказнику «Русский лес», читает журналы и следит за ходом Чемпионата Европы по футболу-2016. После поражения сборной России не спал почти всю ночь, страшно переживал, а сейчас даже не хочет вспоминать о том бездарном для нашей команды матче. Не хочет вспоминать потому, что позитивных впечатлений у него гораздо больше, и он по-настоящему радуется жизни.
Как-то в конце 60-х годов прошлого века в Бурмантово — самом северном поселке Свердловской области — встал на дыбы лагерь для осужденных (сейчас это одна из исправительных колоний ГУФСИН России). Тогда там служил конвоиром во Внутренних войсках МВД СССР Виктор Располыхин. Три дня бушевало пламя противостояния между тысячами сидельцев и правоохранителями. Что делали? Усмиряли, вспоминает Виктор Васильевич. Лагерь оцепили, потом пришлось заходить внутрь. Страшно не было, хоть и впервые с таким столкнулся. «А чего бояться-то? — улыбается ветеран, — действовали слаженно и профессионально. Случались и побеги заключенных, шли по следу, находили».
Дочь Располыхина — Марина тоже служила в системе МВД, прошла обе так называемые «Чеченские войны». В Урус-Мартановском районе попала в засаду и получила ранение в позвоночник. Зять Александр раскрывал преступления в уголовном розыске края. А внучка Анжела десять лет проработала в правоохранительных органах Чечни и недавно ее перевели в Ставрополь. Виктор Васильевич не исключает, что это он своим примером повлиял на выбор близких и родственников.
Теперь он собирается подать пример и в отдыхе: как только вернется домой, обязательно всем домашним живописует в ярких красках все прелести полицейского «санатория».
— Я в этом учреждении в первый раз, но очень доволен, — делится впечатлениями Располыхин-старший. – Со мной все врачи и персонал вежливы, получаю настоящее удовольствие от процедур. Ну а режим питания вообще потрясающий – еще бы, шесть раз в день. Не то, чтобы я слыл большим любителем поесть, но поесть вкусно и с пользой для здоровья — почему бы и нет?..
— На следующий год приедете? – поинтересовался я у него.
— Конечно! – встрепенулся ветеран, будто его задел мой вопрос. – И доживу!
— Да вы не выглядите на 90, совсем молодой — не соврал я.
– Это правильно – молодой! К врачам обратился только в 86 лет, когда нужно было делать операцию по удалению катаракты. И что вы думаете?! Пришлось медицинскую карточку заводить, ведь у меня ее просто не было! Никогда раньше не обращался к врачам. Впрочем, есть одна «болезнь» — футбол. Всегда бываю на стадионе, смотрю игру, когда переживаю, а когда и радуюсь. Про сборную России – ни слова, печальная страница истории спорта.
С Виктором Располыхиным мы познакомились недавно, когда я собирал материал для публикации о реабилитационном центре. Договорились, что сделаю его фотографию в беседке. Ветеран согласился и сразу же куда-то исчез. Пока мы общались с заместителем начальника медицинского учреждения Николаем Филоненко, пенсионер вдруг появился снова, и не один. У него в руке был стеснительно скрученный трубочкой еженедельник «Футбол», на обложке которого красовался ликующий капитан сборной России Василий Березуцкий, сравнявший счет с англичанами на второй добавленной минуте матча на Евро-2016. Эх, все-таки не забывает заядлый болельщик о таких моментах, не поддается эта «болезнь» лечению.
Вдали от шума городского
Сотрудник Пятигорского городского отдела внутренних дел Владимир (фамилию по его просьбе не называю) проходит реабилитацию после трехмесячной командировки на границе Нефтекумского района и Дагестана. Там дислоцируется сводный отряд ставропольской полиции «Восток», созданный в 2007 году как ответ правоохранительных структур на частые межэтнические стычки и бандитские нападения, не дававшие спокойно жить мирным и законопослушным гражданам. Отряд выполняет несколько важных задач: не допускает проникновения бандформирований и преступных групп, похищения людей, незаконного провоза оружия, боеприпасов и наркотиков. В зону его «юрисдикции» входят три района: Курский, Степновский и Нефтекумский. Это своего рода замок восточных ворот края.
Командировка у Владимира первая, было немало интересного. Но чего именно – не говорит.
— Давайте обойдемся без подробностей, — настаивает полицейский. – Ну, были мероприятия, выезжали, пресекали. А здесь вот восстанавливаюсь. Природа великолепная, тихо, спокойно, нервы отдыхают. Врачи и процедуры помогают. Люди здесь замечательные, спортзал хороший. Мы с ребятами в семь утра уже бегаем по лесу. Здорово! Реабилитация ощущается в полном смысле этого слова…
Немало лет в медико-санитарной части МВД России по Республике Калмыкия трудится врач функциональной диагностики Анна Лифарева. По ее наблюдению, сотрудники правоохранительных органов, такие, как Владимир, отличаются от полицейских из других подразделений. Они серьезные, ответственные и немногословные.
— И очень тактичные, — добавляет врач по специальности, но в Центре восстановительной медицины и реабилитации – обычный пациент Анна Андреевна. – Я обратила внимание на Владимира, но не знала, как зовут, пока вы не взяли у него интервью. Из Калмыкии полицейские тоже направляются в командировки в республики Северного Кавказа, мы их обследуем перед отправкой и после. Бывает, по 60 человек в день нужно продиагностировать. И как-то в прошлом году мне захотелось в очередной отпуск, отдохнуть не на переполненном пляже, а где-нибудь в спокойном местечке. Совершенно случайно узнала об этом «санатории». Сейчас приехала уже во второй раз. Скажу одно – тот, кто хочет по-настоящему лечиться и намерен поправить свое здоровье, здесь найдет лучшие условия.
Специально с нуля
Об условиях мне рассказал Николай Филоненко, проведя подробнейшую экскурсию по всем четырем этажам и прилегающей территории. Сразу подчеркнул уникальность медучреждения: если в других регионах под подобные объекты обычно адаптируют бывшие дома отдыха или санатории, то в Ставрополе все задумано и построено с нуля. То есть именно как Центр восстановительной медицины и реабилитации. И немалая заслуга в этом, как не без гордости заявляют сотрудники, начальника Главного управления МВД России по Ставропольскому краю генерал-лейтенанта полиции Александра Олдака. Ленточку здесь перерезали в декабре 2013-го.
В современном здании — 40 комфортабельных двухместных номеров со всеми удобствами и медицинские кабинеты, оснащенные первоклассным оборудованием. Атлетическую форму можно поддерживать в спортивном и тренажерном залах, также есть, где заняться кинезотерапией. В центре функционируют: инфракрасная сауна, кедровая бочка, бальнеологические ванны, проводятся физиотерапевтические процедуры и спелеотерапия. Полезно в «санатории» будет пациентам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим неспецифическими заболеваниями органов дыхания, системы кровообращения и психоневрологическими расстройствами. Лечатся в центре синдром хронической усталости и сердечно-сосудистые заболевания.
Лечебное созерцание
Самое удивительное, что во время экскурсии, заглядывая в разные медицинские кабинеты и помещения для релаксации, я реально почувствовал, как погружаюсь в какое-то «отдыхающее» состояние. Ну а полное удовольствие, по признанию собеседников-пациентов, они получают еще и когда наслаждаются тишиной, созерцают потрясающей красоты лес, слушают пение птиц. О безопасности «объекта» красноречиво свидетельствуют камеры наружного наблюдения по периметру территории, строгая охрана, расположенные рядом тренировочная база ОМОНа и база конной полиции. Я, к слову, смог наблюдать занятия с одной из лошадок. Она бегала по кругу, выполняя команды девушки-инструктора и почему-то с особым удовольствием и силой била передними копытами по луже.
Когда собрался уезжать, то снова встретил молодого душою «старейшину» Виктора Васильевича Располыхина. Прощаясь, он безапелляционно заявил:
— Я еще следующие пять лет сюда буду наведываться! А может, и на столетний юбилей вырвусь…
Игорь ИЛЬИНОВ
Фото автора
КСТАТИ
Как сообщил Николай Филоненко, за два с половиной года в лечебно-профилактическом учреждении санаторного типа общетерапевтического профиля пролечено 1172 пациента, из них полицейских – 672, в том числе участников боевых действий – 187, пенсионеров МВД – 238, членов семей стражей порядка – 296 (43 ребенка).