ПОСЫЛ ПРОТИВ ПОСУЛА
Как борются с коррупцией в структурах правопорядка?
Предупреждением случаев коррупционных проявлений в рядах сотрудников органов внутренних дел занимается специально созданная для этого структура — отделение по профилактике коррупционных правонарушений управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Руководит подразделением, появившемся в 2012 году на базе кадровой службы, подполковник внутренней службы Сергей Донец. Для того, чтобы хорошо знать, как предупреждать и бороться, сотрудники этой структуры прошли курсы повышения квалификации в Академии государственной службы при Президенте РФ. Собственно, «антикоррупционное отделение» возникло в период реформы МВД, дабы внести свою лепту в новый облик и сущность стражей порядка. Так что все закономерно.
Мздоимцы и лихоимцы
Кстати о законе. Прежде чем он обрел официальное звучание в ФЗ «О противодействии коррупции» от 2008 года, в нашей стране произошло немало интересного в этом плане. Сергей Донец приводит исторические примеры отечественной коррупции, имеющей глубочайшие корни. Первые письменные упоминания о «посулах» встречаются в летописях аж 14 века (посул – древнерусское название взятки). Традиционно в царской России взяточничество разделялось на «мздоимство» и «лихоимство». Чиновник считался «мздоимцем», если получал взятку за исполнение своих обязанностей. А «лихоимцем» был тот, кто совершал незаконные действия за взятку. Причем, «лихоимство» трактовалось как более тяжкое преступление и каралось более строго.
И тут такой нюанс. До 1715 года подношения государственным служащим являлись естественной практикой и основным их доходом, поскольку государевы люди не имели фиксированного жалования и кормили себя, как могли (значит, вот где истоки привычки, прижившейся на века?).
Первым настоящим «профилактиком» и борцом с коррупцией стал Петр Первый. Именно при нем был учрежден административный аппарат, чиновникам начали выплачивать жалование, а получение взяток расценивалось как преступление. Но тогда не был учтен главный – финансовый — вопрос: крупный канцелярский аппарат требовал на свое содержание больших денег, которых в казне нередко недоставало из-за частых войн. И для многих чиновников, особенно низшего ранга, получение взяток являлось предметом выживания. Потому и брали, даже несмотря на суровые наказания: впервые при Петре Великом их стали бить палками-батогами, клеймить, ссылать и казнить. И, как показывает летопись, бесполезно. Позже, в том числе во времена СССР и в «лихие девяностые», коррупция приобрела иные формы.
Шаги противодействия
С 2000 года в России наблюдается поэтапное, пошаговое принятие государственных мер в сфере противодействия этому злу. Если конкретно, то в 2006-м страна стала участником Группы государств против коррупции (ГРЕКО), ратифицировав международную Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. В 2008-м был принят федеральный закон «О противодействии коррупции», где впервые появилось детальное понятие этого общественного недуга. Думаю, уместно будет напомнить его расшифровку. Итак, коррупция – это не только злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки. Это еще и злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера. А также получение иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Ну и конечно, понятию «коррупция» отводится целый ряд соответствующих статей УК РФ. К тому же, законодательная база постоянно совершенствуется: федеральный закон «О прохождении службы в органах внутренних дел» 2011 года раскрывает такие понятия, как: требования к служебному поведению сотрудника, ограничения, обязанности и запреты, конфликт интересов. Что касается последнего, то есть интересный пример. В Андроповском районе на территории, подведомственной участковому, располагался магазин, принадлежавший его жене. Полицейский в силу своих служебных обязанностей вполне мог «крышевать» бизнес супруги. Хотя такой информации не было, но теоретически подобный вариант допускался. И чтобы ситуация не переросла в правонарушение, а там гляди и в преступление, участкового перевели на другой административный участок. Здесь даже не конфликт интересов, а возможность возникновения такового.
Конфликт интересов иллюстрирует и такая история. В Кочубеевском районе полицейский выехал на происшествие в составе дежурной следственно-оперативной группы. На месте выяснилось, что родной брат правоохранителя устроил шумную разборку со своей женой и угрожал ей убийством. Офицер по закону должен был написать руководству уведомление и сообщить обо всех тонкостях обстоятельства. Но не сделал этого, а здесь-то невооруженным глазом просматривается возможность того самого конфликта интересов – сотрудник мог бы в угоду личной (родственной) заинтересованности выполнить должностные обязанности ненадлежащим образом. Так что отделение по профилактике коррупционных правонарушений провело проверку и инициировало рассмотрение вопроса на заседании аттестационной комиссии ГУ МВД России по СК. Полицейский был привлечен к дисциплинарной ответственности.
В минувшем полугодии аттестационная комиссия главка провела два заседания, где рассмотрела и другие вопросы, влепив «дисциплинарку» еще одному коллеге. В районных же отделениях органов внутренних дел комиссии собирались десять раз, заслушали 48 сотрудников, у 35 выявили нарушения требований к служебному поведению и 18 привлекли к дисциплинарной ответственности.
Нетерпимость к взяткам
Мы говорили о законодательной динамике. Так вот, Президент РФ подписывает указ «О национальном плане противодействия коррупции» на каждый конкретный год. На основе этого документа в МВД РФ и в том числе в ГУ МВД России по Ставропольскому краю утверждается соответствующий план, в котором прописаны и действия отделения Сергея Донца. Он познакомил с главными направлениями в работе.
— Их, в общем-то, немало, и все они важные, — говорит подполковник. – Собираем и обобщаем сведения о доходах-расходах сотрудников органов внутренних дел, их близких родственников и несовершеннолетних детей, проверяем полноту и достоверность этой информации, стараемся не допустить конфликта интересов при исполнении коллегами служебных обязанностей, создаем в коллективах наших подразделений обстановку нетерпимости ко всякого рода подаркам и подношениям. Профилактика и в том, чтобы исключить прохождение сотрудником службы в непосредственной подчиненности (подконтрольности) своего близкого родственника. А вдруг тот начнет протежировать, покровительствовать или незаслуженно поощрять такого подчиненного? Ну и конечно, отделение обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами, СМИ и институтами гражданского общества…
Любопытно, какая она, обстановка нетерпимости к взяткам в полиции Ставрополья? Посмотрим на последние три года. В 2014-м 22 сотрудника сообщили о том, что их пытались подкупить. В 2015-м почти в три раза больше – 61 полицейский доложил о сделанных ему «выгодных предложениях». А лишь за полгода 2016-го таких рапортов уже 50. И, что показательно, существенно меняются суммы предлагаемых «даров». Если за весь 2014 год это были «какие-то» 158 тысяч рублей, то в 2015-м (высокая инфляция, мировой кризис, санкции) – 1 миллион 700 тысяч рублей. Впечатляет? Это еще что! Только за первое полугодие 2016-го не почитающие (да, наверное, и не читающие) закон граждане хотели повысить материальный уровень полицейских почти на два с половиной миллиона рублей. Отказавшиеся от взяток правоохранители поощрены благодарностями. Для них, как бы банально это ни звучало, честь дороже нечестных денег.
«Знаешь, кто мой папа?!»
Впрочем, есть и те, кто не прочь «подшабашить», пользуясь служебным положением и погонами: в 2016 году 59 человек привлечены к дисциплинарной и уголовной ответственности, 18 уволены за совершение проступков, порочащих честь сотрудника органов внутренних дел.
В числе «опорочивших» бывший сотрудник подразделения по борьбе с экономическими преступлениями Пятигорска. Взял 30 тысяч рублей, осужден к штрафу в 600 тысяч («заработал», называется). А убэповец в Ставрополе позарился на 200 тысяч рублей, которые предложил ему муж продавщицы одного из магазинов за прекращение в отношении нее проверки. И теперь экс-полицейский по решению суда «приобрел» два года лишения свободы условно и будет выплачивать государству штраф в 12 миллионов!
Серьезное наказание в сумме 600 тысяч рублей получил и участковый, не собравший в должном объеме материал для передачи в дознание по бытовому насилию в семье. За «закрытые глаза» или попросту бездействие положил в карман 15 тысяч, но отдаст несравнимо больше.
А в апреле произошел просто-таки классический случай отечественной действительности по сценарию «знаешь, кто мой папа?!». Сын одного из сотрудников территориального органа внутренних дел торговал в Юго-Западном районе мясной продукцией. А тут как назло вздумалось городской администрации вместе с полицейскими того же управления проводить проверку на предмет стихийной торговли. У отпрыска не было разрешения и других необходимых документов на этот вид деятельности, и он позвонил папаше. Родитель также по телефону «вышел» на руководителя службы ИАЗ (отдел исполнения административного законодательства управления МВД России по г. Ставрополю) управления МВД России по г. Ставрополю и попросил вмешаться. И тот вмешался — самолично приехал на место и запретил проводить проверку в отношении сына коллеги. Каков же итог круговой поруки? Против отзывчивого начальника отдела возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ за превышение должностных полномочий, а отец уличного торговца отделался строгим выговором и лишением месячной премии.
Проверка на достоверность
Сейчас отделение по профилактике коррупционных правонарушений проводит четыре проверки, три из которых по сведениям, поступившим из прокуратуры, и одну – по собственной инициативе. Все они касаются недостоверности и неполноты предоставленных сотрудниками органов внутренних дел сведений о доходах за 2015 год. А еще в связи с вхождением в систему МВД России таких структур, как УФМС и УФСКН, сотрудники управления по работе с личным составом изучают бывших работников миграционной службы и борцов с незаконным оборотом наркотиков. На стадии проверочных мероприятий выявлена причастность к предпринимательской деятельности двух представителей бывшего УФСКН.
Игорь ИЛЬИНОВ
Фото itogi74.ru