№ 36 (3613) 14.09.2016   Рекомендовано  

ЗА ЧЕЙ СЧЁТ ПИАР?

Кто финансирует избирательные кампании в Ставропольском крае?

Выборная гонка близится к завершению. До даты голосования — 18 сентября — остаётся всего несколько дней. Активность партий и кандидатов в депутаты достигает предела. Но на какие средства ведётся агитация, кто финансово помогает участникам выборов?

Миллионы от Фонда

Выборы в Госдуму РФ… Больше всего средств на свою избирательную кампанию в Ставропольском крае собрало региональное отделение «Единой России». В её специальный избирательный фонд поступило более 20 млн 533,5 тыс. рублей (на 06.09.2016 года). Из них 3 млн рублей пожертвованы неким Фондом народных проектов, зарегистрированным в Москве, а 33,5 тыс. рублей – частным лицом. Остальные средства – очевидно, деньги партии.

Деньги «единороссы» расходуют на размещение агитационных материалов, изготовление баннеров, оплату эфирного времени, рекламного места.

Даже в сумме все созданные избирательные фонды региональных отделений других партий гораздо меньше, чем «кошелёк» «Единой России». КПРФ собрала 948 тыс. рублей, из них 100 тыс. рублей – пожертвования одного частного лица.

В фонде «Справедливой России» — 677 тыс. рублей. Жертвователем «СР» выступило ООО «СтавПрицеп», которое внесло 327,8 тыс. рублей. Ещё 350 тыс. рублей поступили от двух граждан.

КПРФ уже потратила значительную часть своего избирательного фонда, и «Справедливая Россия» спустила на размещение агитации почти все деньги.

Ставропольские «Патриоты России» для своей избирательной кампании смогли саккамулировать 132 тыс. рублей, ЛДПРовцы, на удивление, ещё меньше – 100 тыс. рублей.

Всего в избирательные фонды региональных отделений политических партий поступило около 22,3 млн рублей.

Сами себе меценаты?

И в одномандатных округах с финансовыми возможностями единороссов — кандидатов в депутаты федерального парламента никто не может тягаться. Самые крупные избирательные фонды у представителей партии власти — депутата Госдумы РФ Ольги Казаковой (6,6 млн), депутатов краевой Думы Михаила Кузьмина (8,6 млн рублей), Елены Бондаренко (6,5 млн руб.) и Александра Ищенко (3,6 млн).

У трёх кандидатов из этой четвёрки спонсорами выступают и юридические лица, и граждане.

Среди жертвователей Кузьмину, Казаковой и Бондаренко — ООО «АРТ-Реставрация» (по 1 млн рублей) и ООО «Арника» (по 200 тыс.). ООО СП «Чапаевское» поддержало только прекрасных дам, перечислив им по 1,5 млн рублей. Отдельно Елене Бондаренко средства направило ООО «СУ-5 «ЮСИ» (3 млн). А исключительно для Ольги Казаковой раскошелился на 3 млн рублей Фонд поддержки будущих поколений. Кстати, в Челябинске один кандидат в депутаты Госдумы РФ от «Яблока» требует отменить регистрацию своего соперника единоросса. Одно из оснований — он незаконно получил деньги от этого самого Фонда поддержки будущих поколений, занимающегося благотворительностью.

Кампанию Михаила Кузьмина спонсировали ещё ООО «МТУ «КОНТУР» (3 млн) и ООО «МТУ «ТЕЛЕКОМ-С» (3 млн).

А вот Александр Ищенко, похоже, пиарится на свои собственные средства. Но он себе может это позволить: согласно сведениям о доходах и имуществе, которые кандидат в депутаты представил в крайизбирком, его банковские накопления превышают 180 млн рублей.

С единороссами по финансам трудно тягаться, но коммунисты пытаются. Не самый маленький избирательный фонд (2,35 млн рублей) сформировал депутат Госдумы РФ от КПРФ Виктор Гончаров. На его избирательную кампанию жертвовали только частные лица, которые перечислили в общей сложности 1 млн рублей.

Избирательный фонд, превышающий 1 млн рублей (1,9 млн), имеет соратник Виктора Гончарова по КПРФ – отставной генерал из Владикавказа Виктор Соболев. 150 тысяч рублей из этих денег — средства СПК колхоз «Терновский», который возглавляет депутат Думы Ставрополья Иван Богачёв.

На избирательные счета двух других представителей КПРФ — депутата краевой Думы Виктора Лозового и депутата Думы Ессентуков Валерия Смолякова — поступило соответственно 500 и 350 тысяч рублей.

На собственные средства, очевидно, проводит избирательную кампанию и экс-глава Ставрополья Александр Черногоров, представляющий на нынешних выборах либеральных демократов. На его избирательном счёте – более 1,3 млн рублей, которые он уже успел потратить на изготовление и распространение агитационных материалов.

Как по разнарядке

На избирательные кампании партий в Думу Ставропольского края на 6 сентября собрано 56,7 млн рублей. Из них 42,4 млн руб. – средства «Единой России».

В качестве добровольных жертвователей «ЕР» указаны шестеро граждан и 42 юридических лица. В основном это сельхозпредприятия края. Видимо, у ставропольских аграриев завелись лишние деньги. Наиболее часто фигурируют суммы 250 тыс. или 500 тыс. рублей. Но некоторые хозяйства перечислили на счёт «Единой России» по 1 млн и больше. Всё это, конечно, очень похоже на кампанию по указанию сверху, согласно разнарядке. В одном из хозяйств, выступивших спонсором «Единой России», «СГВ» рассказали, что в адрес сельхозпредприятия приходило письмо за подписью одного из руководителей края, крупного функционера «ЕР» с просьбой помочь. Пришлось раскошелиться.

А ведь, действительно, в этом году ставропольские аграрии получили рекордный урожай зерновых. Чья это заслуга? Под чьим руководством достигнуты успехи? Так почему не отблагодарить партию власти, не поддержать её на выборах?

Среди юридических лиц – добровольных жертвователей «Единой России» также Фонд поддержки будущих поколений (12 млн рублей) и ещё некий Фонд народных проектов (8 млн рублей).

А вот в качестве спонсоров избирательных кампаний других партий на краевых выборах рискнуло выступить всего одно предприятие – уже фигурировавший «СтавПрицеп». Оно поддержало региональное отделение «Справедливой России» и на федеральных выборах и на краевых. Размер помощи в данном случае — 650 тыс. рублей. Таким образом избирательный фонд справедливороссов составил более 6,8 млн рублей. ЛДПР смогла мобилизовать 5,4 млн рублей. А вот КПРФ, очевидно, на краевых думских выборах решила сэкономить. В избирательном фонде региональной организации коммунистов всего 835 тыс. рублей. Даже у «Зелёных» больше – свыше 1миллиона.

Совсем скромную избирательную кампанию – на 30 тысяч рублей — проводит «Яблоко». Но не всегда исход выборов зависит от размера «кошелька». Есть мнение, что денежные средства отчасти компенсируют недостаток морального ресурса партийной структуры или кандидата.

Влад БОЧАРОВ

Рисунок Владимира Ненашева

КСТАТИ

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Госдумы РФ не может превышать 40 млн рублей. В этой сумме не может быть более 50 процентов собственных средств политической партии или собственных средств кандидата. Касаемо граждан и юридических лиц, размер их добровольных пожертвований не должен превышать двух и 20 процентов от 40 млн рублей.

СПРАВКА

Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, или кандидат, баллотирующийся по одномандатному избирательному округу, обязаны по закону создать избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Это относится и к федеральным, и к региональным парламентским выборам. Источниками пополнения избирательного фонда могут быть средства партий и избирательных объединений, личные средства кандидатов, а также добровольные пожертвования.

Большая часть избирательных расходов приходится на агитацию, однако из средств фондов также могут финансироваться другие виды деятельности, связанные с предвыборной кампанией. Например, материально-техническое обеспечение и оплата деятельности избирательного штаба, сбор подписей, внесение избирательного залога.

МЕЖДУ ТЕМ

Информация о приходах и расходах избирательного фонда, превышающих определённые установленные размеры, должна подлежать обязательной огласке, размещаться на сайте избирательной комиссии.

Если это федеральная парламентская кампания, то суммы поступлений на избирательные счета региональных отделений партий, о которых избирателей уведомят через интернет, должны превышать: от юридических лиц – 50 тыс. рублей, от физических лиц — 20 тыс. рублей. Сумма расходов из избирательного фонда, которая обнародуется, — более 100 тыс. рублей.

Для краевых думских выборов цифры несколько отличаются. Информация размещается в интернете, если юридическое лицо добровольно жертвует на избирательную кампанию партии более 25 тыс. рублей, а гражданин – более 20 тыс. рублей. Расходная операция показывается при превышении 50 тыс. рублей.

Наверх