ЛЕГЕНДА ТЕАТРА И КИНО
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса
Казалось, он никогда не уйдет со сцены. Да и из жизни тоже. Но это все-таки случилось: на прошлой неделе народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин покинул этот мир и Центральный академический театр российской армии, где проработал 71 год. Что самое удивительное, это произошло на 102-м году жизни замечательного артиста.
От музыканта до слесаря
В большой семье Михаила Евгеньевича Зельдина, окончившего Московскую консерваторию, подрастало пятеро детей. И каждый должен был овладеть каким-либо музыкальным инструментом. Самый младший Володя научился играть на трубе, рояле и скрипке. Отец, работавший капельмейстером духового оркестра Томского пехотного полка в городе Козлове (ныне Мичуринск Тамбовской области), где родился будущий знаменитый артист, требовал серьезного отношения к музыке. Сам он, переехав с семьей в Тверь, где создал первый в городе симфонический оркестр, а в 1924 году и в Москву, получил известность как одаренный дирижер и в этом качестве даже участвовал в грамзаписи сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» в Киеве для фирмы «Артистотипия». Понятно, что своих детей он хотел видеть только музыкантами. И когда Володя, увлекавшийся танцами, хотел поступить в хореографическое училище при Большом театре, отец запретил.
Жизнь не всегда складывается по заранее намеченному плану. После смерти Михаила Евгеньевича Владимиру пришлось начинать трудовую биографию с трубача в оркестре Высшей пограничной школы, куда его принял друг отца. А через четыре года его поманило море, но в военное училище он не прошел по зрению. Надо было приобретать профессию, работать, и Владимир пошел… учеником слесаря на завод. Если бы не случай, так бы, возможно, и остался мастеровым человеком.
Судьбу решили… женщины
После работы Владимир любил прогуляться по Каретному ряду. Там и увидел объявление о наборе молодежи на актерский курс в производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС (впоследствии им. Моссовета), который располагался в «Эрмитаже». Молодой человек решил попробовать, хотя и не надеялся на успех. Однако через неделю после слушаний обнаружил свою фамилию среди принятых в училище.
И для него, как он потом считал, началось самое лучшее время. Владимир Зельдин учился любимому делу у опытных мастеров. С особенным удовольствием осваивал искусство танца под руководством бывшей балерины Веры Мосоловой и Галины Шаховской, которая впоследствии стала главным балетмейстером Московского театра оперетты. И освоил его так, что и в шестьдесят с лишним лет с большим успехом играл в спектакле «Учитель танцев».
В 1935 году Зельдин окончил обучение и стал служить в том же театре, где получил актерскую профессию. Через три года перешел в труппу Театра транспорта (ныне им. Гоголя) и стал играть в спектаклях, которые ставились по лучшим произведениям мировой литературы: «Коварство и любовь» Шиллера, «Без вины виноватые» Островского, «Комедия ошибок» Шекспира…
В спектакле «Генеральный консул» благодаря своей яркой внешности Зельдин получил первую заметную роль – рядового Гоглидзе.
И вот он, счастливый случай: на спектакль пришла ассистентка знаменитого кинорежиссера Ивана Пырьева, который собирался поставить комедийный фильм «Свинарка и пастух». Роль свинарки получила жена режиссера, уже известная кинозвезда Марина Ладынина, а с пастухом никак не могли определиться. Искали героя почему-то среди грузин, было сделано очень много кинопроб, но так ни на ком и не остановились. А тут вот он! Ассистентка доложила о своей находке Пырьеву.
Случай не раз определял дальнейший путь человека, особенно в актерской среде. Так получилось и с Владимиром Зельдиным. В 1940 году ему всего 25 лет, и он практически не известен. Пройти кинопробу, да еще на главную роль, конечно, с радостью согласился, но судьбу его решили… женщины. Пырьев из множества претендентов никак не мог сам выбрать артиста на роль пастуха Мусаиба. Тогда он собрал всех женщин съемочной группы в просмотровом зале, где были показаны все пробы, и предложил им выбрать того, кто больше всех походил на Мусаиба. Они единогласно выбрали Владимира Зельдина.
Пастух покорил всю страну
Начались съемки на натуре – в Кабардино-Балкарии. Молодой артист играл без дублеров даже тогда, когда надо было лихо скакать на коне по отвесной горной дороге, рискуя при малейшей неосторожности свалиться в пропасть. Как оказалось, ранее он окончил конноспортивную школу имени Буденного и получил Диплом ворошиловского всадника. Впрочем, он шел на риск и тогда, когда приходилось делать что-нибудь впервые. Съемки в горах всей группе давались нелегко: надо было ежедневно поднимать наверх на быках и ослах громоздкую аппаратуру, перегонять на съемочную площадку тысячи овец с пастбищ. К июню 1941 года первый и основной этап съемок был закончен. Но оставалось еще немало сделать, чтобы завершить историю чистой и светлой любви вологодской девушки Глафиры и пастуха с Кавказа Мусаиба, который благодаря таланту Владимира Зельдина представал перед зрителями настоящим рыцарем, смелым и великодушным.
Война прервала работу. Актеров мобилизовали и отправили в танковую школу. Неоконченная картина могла бы остаться навечно на полках, потому что, как вспоминал Владимир Михайлович, все уже были в воинских частях, и неизвестно, вернулись бы живыми с фронта. И вдруг через несколько недель всех участников фильма снова собрали. Оказалось, что Сталин приказал продолжить работу, считая, что в такое тяжелое время кинокомедия поднимет боевой дух. Сцены на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке снимались в две смены. Очень часто в этот момент начинались налеты немецкой авиации. Группе пришлось эвакуироваться в Алма-Ату, где картина и была закончена. Премьера состоялась в день общенародного праздника – 7 ноября 1941 года.
Романтичного и красивого Мусаиба полюбила вся страна, и к молодому артисту Владимиру Зельдину пришла всесоюзная слава. Он продолжал сниматься в самых различных фильмах, в числе которых и такие известные, как «Карнавальная ночь», «Десять негритят», «Укрощение строптивой», «Иван Грозный», «Повесть временных лет»… Перечислить все невозможно — в фильмографии Зельдина более 50 работ.
Ему было уже 96 лет, когда он начал сниматься в комедийном телесериале «Сваты». Как вспоминает юная актриса Анна Кошмал, вместе с Ольгой Аросевой они украсили картину своей талантливой игрой.
И в преклонные годы Владимир Михайлович был неутомим. Никогда не опаздывал на съемки, хотя приходилось ездить на Украину. Своей стойкостью он удивлял всю съемочную группу, которая, затаив дыхание, следила за этой живой легендой. Он никогда ни на что не жаловался, не требовал особых условий, а в одной из сцен легко танцевал вместе с молодыми актрисами, исполнявшими роли внучек. В другой сцене Зельдин должен был плавать в бассейне и одновременно громко говорить с партнерами, и он провел ее без дубля! Анна Кошмал рассказала, что, когда они готовились к концерту, посвященному юбилею «Сватов», он заявил: «Я принципиально не буду петь под фонограмму. Только вживую или никак!» Сказалась его удивительная театральная выучка, ведь на сцене он все делал вживую!
По балетному принципу
Многолетняя театральная деятельность Владимира Михайловича, еще более долгая, чем в кино, стала поистине легендарной. Свыше 80 лет на сцене. Из них 71 год в одном и том же театре! Да какие роли! Надо было петь, танцевать, фехтовать… Огромная эмоциональная и физическая нагрузка! И он прекрасно справлялся со всем, потому что никогда не пил, не курил, занимался разными видами спорта, а на сцену выходил, как сам говорил, на голодный желудок – по балетному принципу. Лишь однажды участвовал в застолье «с объеданием». Это было в тяжелом послевоенном 1946 году, когда после премьеры спектакля «Учитель танцев», где он сыграл главную роль – Альдемаро, для всех участников организовали бутерброды с настоящей колбасой. Но и тогда, как он признавался, «пришлось задействовать все свое актерское мастерство, чтобы есть лениво, не торопясь».
В быту Владимир Михайлович был неприхотлив, мирился с очень скромными условиями до конца своей жизни, несмотря на потрясающую популярность и огромные заслуги перед искусством страны.
С первой женой, Людмилой Мартыновой, он всего год прожил в гражданском браке. У них родился сын, который умер еще в младенчестве. Больше детей у артиста не было, а жен было еще две. Вторая, тоже гражданская, заслуженная артистка РСФСР Генриетта Островская снималась вместе с ним в фильме «Учитель танцев». Поначалу их семейная жизнь складывалась несколько странно. Генриетта жила в гостиничном номере, который снимал театр, а Владимир – в самом театре. Потом супруги, сын Островской от первого брака и ее мать поселились в комнате полуподвального помещения, где проживали и другие актеры. Через 15 лет брак распался. Возможно, этот союз сломили трудности быта. Зато в то же самое время Зельдин блистал на сцене, уходя за кулисы под несмолкаемые аплодисменты.
В официальный брак Владимир Михайлович вступил лишь в 1964 году с Иветтой Капраловой, окончившей факультет журналистики МГУ и работавшей специалистом Бюро пропаганды киноискусства при Союзе кинематографистов. Он ухаживал за ней два года. Хотя Иветта была чуть ли не вдвое младше, Владимир Михайлович очень ценил ее, называл своим «мозговым центром». А она считала, что вышла замуж за интересного, внимательного, очень доброго и верного человека. Они жили в небольшой 28-метровой квартире и арендовали дачу в Серебряном бору.
Все мысли супружеской пары были направлены на творчество Владимира Михайловича. На сцене за все годы службы в театре им было сыграно более пятидесяти ролей. И в преклонном возрасте он продолжал черпать вдохновение в собственном внутреннем мире. Друг семьи Юлий Гусман предложил Владимиру Михайловичу сыграть в постановке по мотивам бродвейского мюзикла «Человек из Ламанчи» и приурочить спектакль к 90-летию артиста. Как вспоминают очевидцы, в образе Дон Кихота артист потрясающе двигался и танцевал, хотя уже очень плохо видел. Все сто пять спектаклей прошли при полных аншлагах. В Книге рекордов Гиннесса Зельдин был записан как уникальный, единственный в мире актер, продолжавший работать на сцене в очень солидном возрасте.
Свой вековой юбилей Владимир Михайлович отметил выступлением на сцене. А в 101-й день рождения сыграл главную роль в посвященном ему спектакле «Танцы с учителем». И всего за месяц с небольшим до кончины принимал участие в концертной программе на Красной площади в честь 869-летия столицы. Его не стало, но память о нем будет жить еще очень долго.
Идиллия ДЕДУСЕНКО