РУССКИЙ МИР В ЛИЦАХ, ИЛИ «НЕДОМАШНИЙ» ДОМАШНИЙ ТЕАТР
Много лет мне не приходилось бывать на спектаклях Малой сцены Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова. Да и поставлено их не много. Работа заслуженного артиста РФ Александра Ростова «Я — истинный голос русского народа» по рассказам В. Шукшина – негромкий, но запомнившийся прецедент. В почти домашних условиях Малого зала со считанным количеством зрительских мест закоперщику этого «предприятия» удалось сделать серьезную актерскую и режиссерскую заявку.
Пример и давняя любовь
Инсценированные самим Александром Ростовым рассказы Василия Шукшина объединены по «кинематографическому» принципу кадров и дублей. Сам себе режиссер, актер, постановщик декоративной и музыкальной части, Александр — настоящий «многостаночник», но такой, который в каждой из взятых на себя обязанностей — профессионал. Для него писатель, актер и режиссер Василий Шукшин – и пример, и давняя любовь, автор с неповторимой индивидуальностью, писатель, глубоко любящий свою малую родину, тот, кто пишет на разрыв сердца, честно, открывает читателю и зрителю жизнь души российской глубинки.
Этот мир населяют как светлые, наивные «чудики», так и грубые, жестокие высокомерные особи. Через гнев, боль, через любовь, которой пропитано все, о чем пишет Шукшин, в сценах-«кадрах» спектакля раскрывается сама суть – сила и слабость русского человека.
Игра, как жизнь
В созданном Александром Ростовым спектакле всего четыре актера, подобранные режиссером «под себя» — тоже «многостаночники». За минуты, отделяющие один «кадр» от другого, успевают не только переодеться, но и подготовить себя к перевоплощению. Зрители покатываются со смеху, наблюдая за ужимками Бабы-Яги в исполнении опытного артиста И. Калинина. Поражаются тому, как буквально на глазах актриса Е. Днепровская из кокетливой, милой (несмотря на усатость) невесты Змея Горыныча («До третьих петухов) в другом отрывке («Микроскоп») является нам в облике деревенской старушки. В «Сапожках» актриса играет сразу две противоположные по сути роли: начинает со злой продавщицы, а заканчивает доброй и благодарной супругой. А чего стоит Иван-дурак из сказки Шукшина «До третьих петухов» в исполнении совсем молодого артиста
М. Подзолко. Заводящийся с пол-оборота, находчивый на слово и быстрый на дело, свою роль он проводит весело, лихо, задорно.
К слову сказать, в этом отрывке Александр Ростов играет Змея Горыныча — личность скользкую и опасную, но по-современному социализированную, готовую к общению, как бы даже «со своей мудростью». Его герой — всегда нечеловечески спокойный, самодостаточный, безукоризненно вежливый. Каждый его поступок обеспечен нерушимостью свода правил, принятых Горынычем самим для себя – самого сильного (сколько таких пуленепробиваемых «змеев»-начальников мы ежедневно встречаем в жизни). Они всех учат жить, могут и сентиментальность допустить, но если вдруг что — внятно объяснят: «Не ерничай, а то голову откушу». Однако и у этого персонажа есть своя «ахиллесова пята» (уязвимое место, значит). Любой прецедент, не укладывающийся в привычные рамки Горыныча (типа его усатой невесты), способен полностью дестабилизировать огнедышащее существо. На этом–то Иван и сыграл, когда понадобилось немедленно уйти от его цепкого глаза и жаркого дыхания.
Из другого мира Глеб Капустин (кадр «Срезал»). Ростов в этой роли – деревенская знаменитость, развлекающая публику сражениями на «интеллектуальном» фронте. Собранный в комок, злой, ехидный, он ловит прибывших в село новичков и безжалостно их опускает («срезает»). Шапкозакидательство как проявление «пролетарской агрессии», остро подмеченное Василием Шукшиным, передано артистом с чувством юмора и напором. Другое дело — его Андрей Ерин, открывающий тайны микромира, увиденного через микроскоп. Простой деревенский парень тут же и загорается наивной идеей о спасении человечества «от микробов». Заметим, его Андрей мечтает не себя спасти, а как минимум — землю, человечество. Не зря вслед за Достоевским иной западный человек тут же и напомнит нам про нас: «Широк русский человек, надо бы сузить».
Весь спектр сомнений и радостей переживает еще один герой Ростова — Сергей Духанин, отдавший все деньги за приглянувшуюся ему немыслимо дорогую обувку для жены («Сапожки»). Первый раз в жизни – за такие деньги такой подарок и даже не ко дню рождения, а просто так. И пусть «пипеточки» оказались супруге не по ноге, пусть положены в сундук, пока не подрастет дочка. Через искреннюю игру актеров зрители почувствовали и счастье, и великую благодарность тихой, работящей супруги Сергея. Вновь пережитое ими чувство первой любви перекинулось от актеров к зрителям и заставило их стоя благодарить маленький коллектив, доставивший им большую радость. Доброта русского человека, которая распространяется как на сирого — убогого, так и на раскаявшегося грешника безоглядна, нерасчетлива, и в этом её высота. Так думалось мне после спектакля, наполненного глубокими смыслами, юмором и верой в человека.
Тамара ДРУЖИНИНА
Дословно
Из интервью с Александром Ростовым после спектакля:
— Спектакль называется «Я – истинный голос русского народа». Меня как-то спросили, почему такое «совковое» название? И я ответил — это не «совковое» название, а всего лишь одна из попыток языком театра сказать свое слово, а может быть, и посильно защитить Русский мир. Но без умничанья и высокопарности, а по-домашнему, доступно и честно.
Есть такое понятие — Русский мир. Это не только наша страна, это весь мир, где есть русские (в смысле все мы, россияне) люди. К сожалению, те, кто пытается говорить об этом, размышлять по этому поводу, в последнее время подвергаются со стороны определенных сил обструкции. Прежде всего, мне хотелось выразить свою позицию, рассказать зрителям, как я это понимаю, поразмышлять о загадке души русского человека. И еще поговорить про то, как в противоречиях и катаклизмах проявляется чистая душа моих соотечественников из глубинки.