НАСЛЕДИЕ АЛЕКСАНДРА ЯЩЕНКО
24 февраля — 140 лет со дня рождения яркого правоведа и философа
В ряд уроженцев Ставрополя, прославивших родной город, по праву можно поставить юриста, правоведа, философа, библиографа Александра Семеновича Ященко. Имя его на протяжении долгих десятилетий было забыто в России, в том числе и на его малой родине. И радует, что оно вернулось, как вернулись имена писателя И. Д. Сургучева, публициста, писателя Я. В. Абрамова.
«Вполне безупречен»
Согласно записи в метрической книге Варваринской церкви Ставрополя, родился Александр 24 февраля 1877 года в семье делопроизводителя 73-го Крымского пехотного полка коллежского секретаря Семена Григорьевича Ященко и его супруги Харитины Ивановны. В 1879 году Семен Григорьевич перешел на службу в Ставропольскую казенную палату, в 1891-м, став титулярным советником (гражданский чин IX класса по Табели о рангах, дававший право на дворянство), был определен в дворянское сословие. Об этом свидетельствует «Список дворян Ставропольской губернии, Терской и Кубанской областей». Сыновья Семена Григорьевича Арсений и Александр получили потомственное почетное дворянство.
Окончив Ставропольское духовное училище, в 1891 году Александр Ященко поступает в Ставропольскую духовную семинарию. Проучившись там три года и, видимо, не чувствуя призвания к служению церкви, он переводится в Ставропольскую мужскую гимназию. В краевом архиве имеется прошение от 3 августа 1893 года титулярного советника С. Г. Ященко на имя директора гимназии: «подвергнуть сына моего Александра приемному испытанию и поместить в 7-й класс». На запрос директора гимназии об ученике А. Ященко ректор семинарии сообщил, что «по своим нравственным качествам он вполне безупречен».
Сохранились и другие документы, связанные с А. Ященко, в том числе написанные его рукой. Это прошение ученика VIII класса Александра Ященко о допуске к испытаниям на аттестат зрелости в мае 1895 года, сам аттестат, выданный 8 июля того же года, список учеников, назвавших высшие учебные заведения, в которые хотели бы поступить после окончания курса (Александр назвал математический факультет Московского университета). Хранится в архиве и такой автограф А. С. Ященко, как прошение на имя директора гимназии о ходатайстве перед высшим начальством о назначении Кавказской стипендии для поступления в вуз из-за отсутствия средств к образованию. Несмотря на дворянское звание семья, по всей вероятности, имела скромные материальные возможности. Получил ли юноша стипендию, сведений нет, но в год окончания гимназии он поступил на математический факультет Московского университета. В 1896 году перевелся на юридический факультет, что не удивительно, так как оценки в аттестате говорят о его склонности к гуманитарным наукам.
Успехи в учебе Александра были оценены, и после окончания курса в 1900 году он был оставлен при университете на кафедре международного права для подготовки к профессорскому званию.
В кругу единомышленников
Еще в студенческие годы А. Ященко знакомится с представителями новаторских течений в искусстве – Ю. Балтрушайтисом, В. Брюсовым, Г. Чулковым. Вместе с ними он часто бывает в литературном салоне
В. А. Морозовой. Варвара Александровна Морозова слыла благотворительницей и меценаткой, разделяла либеральные взгляды своего гражданского мужа В. М. Соболевского – редактора газеты «Русские ведомости». Салон Морозовой посещали А. Блок, А. Белый, В. Соловьев и другие. В таком окружении формировалось мировоззрение молодого Александра Ященко.
Карьера его складывалась весьма удачно. В 1905 году он был командирован университетом на два года во Францию для завершения магистерской диссертации. Возвратившись в Россию, читал лекции в Московском университете в качестве приват-доцента. 16 декабря 1908 года
А. С. Ященко защитил диссертацию на степень магистра международного права. В январе 1909-го избран приват-доцентом, а в сентябре того же года экстраординарным профессором Юрьевского университета по кафедре энциклопедии и философии права.
Примечательно, что в июле 1911 года А. С. Ященко представлял Россию на Всемирном конгрессе рас в Лондоне, где выступил с докладом «Роль России в сближении Востока и Запада». Тема актуальна и в наши дни.
В Юрьеве (ныне Тарту) молодым ученым была подготовлена докторская диссертация, защищенная 1 февраля 1913 года в Московском университете. Тема ее, как и магистерской, посвящалась вопросам федерализма: «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства». После защиты А. С. Ященко переходит на юридический факультет Петербургского университета.
В петербургский период Александр Семенович университетскую карьеру сочетает с выступлениями в качестве критика в литературных журналах. Свободное время проводит в кругу друзей – известных деятелей литературы и искусства, писателей Ф. К. Сологуба, А. Н. Толстого, поэта
А. А. Блока, популярной в те годы актрисы Л. Б. Яворской, открывшей в Петербурге «Новый театр»… Поэт, теоретик искусства К. А. Эрберг, оставивший мемуары, вспоминает А. С. Ященко в маскараде у Сологубов: «Друзья приходили кто в чем хотел и вели себя как кто хотел. Помню артистку Яворскую (Барятинскую) в античном хитоне и расположившегося у ее ног Алексея Н. Толстого, облаченного в какое-то фантастическое одеяние из гардероба хозяйки; помню профессора Ященко в одежде древнего германца, со шкурой через плечо; Ремизова, как-то ухитрившегося сквозь задний разрез пиджака помахивать обезьяньим хвостом; помню и самого Сологуба без обычного pince-nez и сбрившего седую бороду и усы, чтобы выглядеть моложе».
В 1917 году, покинув революционный Петроград, А. С. Ященко становится профессором Пермского университета. А дальше произошел кардинальный поворот в его судьбе. Весной 1919 года в составе советской делегации в качестве эксперта по международному праву он был направлен в Берлин для обсуждения параграфов Брестского мира. Не разделяя позиции большевиков, в Россию А. С. Ященко не вернулся.
Берлинский период
Начался берлинский период в биографии Александра Семеновича. В Берлине он сблизился с общественным деятелем, адвокатом, философом В. Б. Станкевичем, организовавшим политическую группу «Мир и труд». Группа проповедовала «культурное примиренчество» (частичное примирение с большевистским режимом РСФСР). Ященко стал одним из ее деятельных участников, сотрудничал в журнале Станкевича «Жизнь». Выступал на общественно-политические и литературные темы в газете «Голос России» и журнале «Русский эмигрант». Он становится одним из руководителей «Русских курсов заочного преподавания», организованных при берлинском отделении американского Христианского союза молодых людей, редактирует выпускаемый курсами журнал «Вестник самообразования».
По инициативе А. С. Ященко в 1921 году в Берлине был образован «Дом искусств». Здесь собирались на литературные вечера писатели, поэты, художники, другая творческая интеллигенция не только из эмигрантов, но и из России. В те первые годы Советской власти выезд из страны был достаточно свободным. Перед собравшимися выступали С. Есенин, И. Эренбург, К. Федин, Б. Пастернак, В. Маяковский и многие другие.
Но наиболее яркой страницей берлинской деятельности А. С. Ященко считается основание им в 1921 году журнала «Русская книга», переименованного позже в «Новую русскую книгу». Для журнала характерно было то, что его программа отличалась принципиальной беспартийностью: «Для нас нет, в области книги, разделения на Советскую Россию и на эмиграцию. Русская книга, русская литература едины на обоих берегах. И мы будем стремиться к тому, чтобы наш журнал получил доступ и в Россию. Для того чтобы наилучшим образом достигнуть этой цели, мы будем оставаться вне всякой политической борьбы и вне каких бы то ни было политических партий».
В раздел журнала «Судьбы и работы русских писателей, ученых и журналистов за 1918 — 1920 гг.» Александр Семенович сам пишет много очерков. Для исследователей, историков русской литературы этот раздел и сейчас продолжает служить незаменимым источником сведений о жизни и творчестве литераторов-эмигрантов.
К сожалению, из-за финансовых трудностей в 1923 году журнал «Новая русская книга» прекратил свое существование. Но остался бесценный архив, состоящий из многочисленных папок с письмами и рукописями авторов, подшивками газет и журналов, выпускаемых русскими во всех концах света, который был перевезен во Францию. Во время оккупации Парижа немцами большая часть архива бесследно исчезла, сохранившаяся находится в библиотеке Гуверовского института в Калифорнии (США). На основе этих документов написаны книги товарища и соратника А. С. Ященко по журналу Р. Б. Гуля о Дзержинском, Тухачевском, Бакунине.
Достоин памяти
Закрытие «Новой русской книги» было очень болезненным для Александра Семеновича, он больше никогда не возвращался к литературно-общественной деятельности. Тоскуя по России, Ященко какое-то время еще надеялся вернуться на родину, поэтому, наверное, и перебрался ближе к ее границам – в Литву. Осенью 1924 года он назначается на должность заведующего кафедрой международного права юридического факультета Каунасского университета. Здесь в то время работали несколько его друзей и коллег, русских профессоров, в том числе В. Б. Станкевич. В годы пребывания в университете Ященко выпустил несколько работ по международному праву.
В 1932 году в Берлине произошла встреча А. С. Ященко с А. Н. Толстым (впервые после возвращения выехавшим в Европу), после которой Алексей Николаевич отметил в дневнике: «Ященко проворонил Россию…»
Умер А. С. Ященко 10 июня 1934 года в Берлине. Перед кончиной, уже тяжело больной, он успел завершить мемуары «Годы странствий».
Сегодня А. С. Ященко вернулся из небытия. По его трудам пишут рефераты, защищают диссертации.
В 2009 году в Ставрополе в Институте Дружбы народов Кавказа состоялись посвященные ему научные чтения. Их участники отмечали, что научное и литературное наследие А. С. Ященко является достоянием отечественной науки и культуры и требует дальнейшего изучения и популяризации. Его научные идеи могут внести вклад в общественные дискуссии, посвященные поиску современной модели государственного устройства России.
Участники чтений обратились к руководству края и г. Ставрополя об оказании содействия в увековечивании памяти А. С. Ященко.
В Ставрополе на ул. Горького, 14 (бывшей ул. Поспеловской, 25) сохранился родительский дом А. С. Ященко. По спискам недвижимых имуществ в г. Ставрополе удалось установить, что участок с деревянным домом приобретен семьей в начале XX века. До этого родители жили в Инвалидном переулке (ныне ул. Добролюбова), где и родился Александр. В новой усадьбе вместо деревянного дома был выстроен каменный. Это одноэтажное из красного кирпича здание, характерное для частных построек старого Ставрополя, с рядом прямоугольных окон по фасаду. Совсем недавно его украшал узорчатый кованый козырек над бывшим входом, которого уже нет. В этот дом приезжал Александр Семенович навестить родителей. В Ставрополе встречался с братом. Арсений Семенович служил приставом Ставропольского уездного полицейского управления. Не раз краеведами высказывалась мысль об установлении на доме по ул. Горького, 14 мемориальной доски для увековечивания памяти знаменитого земляка. Будем надеяться, что это время придет.
Елена ГРОМОВА
КСТАТИ
Словесный портрет нашего земляка приводит в мемуарном издании Р. Б. Гуль: «Профессор А. С. Ященко был колоритной фигурой. И полной противоположностью В. Б. Станкевичу, типичному интеллигенту, немного не от мира сего. Ященко – крепкий жилец, без всяких интеллигентных «вывихов». Среднего роста, крепко сшитый, физически сильный…» По словам того же Гуля, Ященко имел обыкновение называть себя «оппортунистом» («человеком, приспосабливающимся к обстоятельствам»).