ОХОТА НА НЕЛЕГАЛОВ
ГИБДД проверит весь пассажирский автотранспорт в крае
На территории Ставрополья началась профилактическая операция «Автобус – нелегальный перевозчик». Она стартовала 10 апреля и закончится 30 апреля.
Необходимость проведения операции ГИБДД объясняет резким ухудшением ситуации с аварийностью пассажирского автотранспорта, в том числе осуществляющего свою деятельность нелегально.
Плохая статистика
По итогам прошлого года количество ДТП по вине водителей автобусов выросло на 100%, количество погибших – на 20%. В прошлом году за различные нарушения инспекторы ГИБДД составили около 15 тысяч административных материалов на водителей пассажирского транспорта.
За три месяца этого года таких материалов уже порядка 3 тысяч. Рост числа аварий с участием пассажирских автобусов за первый квартал 2017 года — 30%.
Притом, что в целом статистика по аварийности для всего автотранспорта в крае говорит о положительной динамике. И за прошлый год, и за первый квартал 2017 года. И аварий стало меньше, и количество погибших и раненых тоже снизилось.
— Мы приняли решение о проведении профилактической операции, и нашу инициативу поддержали все заинтересованные ведомства и учреждения, — сообщил на брифинге в Управлении ГИБДД по Ставропольскому краю главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Алексей Сафонов.
По словам Алексея Сафонова, сотрудникам ГИБДД в рейдовых мероприятиях будут помогать представители отделов полиции и заинтересованных ведомств. Это позволит привлечь к ответственности максимальное количество нелегальных перевозчиков, а также выявить недостатки в организации междугородних и внутригородских перевозок.
Рейды по выявлению нарушителей будут проходить не только в населенных пунктах, но и на федеральных и региональных трассах, на дорогах муниципального значения.
Поможет ГЛОНАС
Заместитель министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Дмитрий Евтушенко согласился, что проблема, поднятая ГИБДД, злободневна. По мнению замминистра, нелегальные перевозчики так вольно себя чувствуют потому, что есть пробелы в 220 федеральном законе (Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ). Но в Госдуме РФ вроде бы рассматриваются поправки в этот закон. После того, как изменения будут внесены, станет понятнее, как бороться с нелегальными перевозчиками.
Заместитель начальника Ространснадзора по СКФО Валерий Изосимов назвал основную причину ДТП на пассажирском автотранспорте – несоблюдение режима труда и отдыха. Водители работают в уставшем состоянии, засыпают за рулем.
Представитель Ространснадзора считает, что снизить аварийность на пассажирском транспорте можно за счет обязательной установки на всех автобусах, включая школьные машины, аппаратуры ГЛОНАС, которая позволяет в режиме он-лайн контролировать и местонахождение водителя, и скорость движения, и отклонения от маршрута.
Валерий Изосимов напомнил, что расследования теракта на автовокзале Невинномысска (это произошло десять лет назад) показало, что водитель остановился в неустановленном месте и подсадил двух безбилетных пассажиров, которые пронесли в салон бомбу.
В пользу применения ГЛОНАС в автобусах говорит опыт Московской области. После Олимпиады в Сочи автобусы, оснащенные ГЛОНАС, которые обслуживали участников Игр, были переданы в этот регион. Так вот, по информации запреда правительства Московской области, за счет ГЛОНАС буквально в 10 раз удалось снизить количество нарушений, совершаемых водителями автобусов во время движения на линии.
Заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по Ставропольскому краю Максим Микилин напомнил об уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и за оказание услуг, опасных для жизни и здоровья потребителей. Под действие последней статьи УК РФ могут подпадать как легальные, так и нелегальные перевозчики пассажиров. При гибели двух и более лиц по вине перевозчика ему может грозить уголовное наказание — до 10 лет лишения свободы.
Больше жесткости
Федеральный закон № 294 (О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) предоставляет «каникулы» предпринимателям, ограждает их от плановых проверок. Однако любое совершение ДТП, повлекшее смертельный исход или тяжкие последствия, это основание для внеплановой проверки перевозчика. Об этом предупредил и.о. начальника отдела по защите прав предпринимателей прокуратуры края Владимир Головко.
Прокуратура легко санкционирует Ространснадзору эти внеплановые проверки, результаты которых показывают, в каком плачевном состоянии находятся транспортные средства, как происходит допуск водителей к прохождению медосмотра и все остальное.
Депутат Думы Ставрополья Сергей Шевелев взглянул на проблему нелегальных перевозок через призму террористической угрозы. Парламентарий уверен, что нелегальные перевозки пассажиров и грузов косвенно создают бОльшие возможности для проведения террористических актов. Дума Ставрополья в апреле 2015 года предлагала поправки в федеральное законодательство, ужесточающие деятельность незаконных перевозчиков. Они были поддержаны 12 регионами Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, на себе испытавших ужасы терактов. Однако Госдума РФ не поддержала этот закон.
— Но мы будем и дальше продолжать работать в этом направлении, — пообещал депутат.
А главный государственный инспектор безопасности дорожного движения в регионе пообещал ужесточить работу полиции по отношению к нелегальным перевозчикам и к тем, кто действует легально, но нарушает правила дорожного движения, порядок перевозки пассажиров, подвергает угрозе их жизни и здоровье.
Владимир ФИЛАТОВ
Фото Виктора Нестеренко
ЦИФРЫ
В 2016 году на дорогах Ставрополья произошло 95 автоаварий с участием пассажирского транспорта, в которых 150 человек получили травмы и 12 человек погибли. С начала 2017 года таких ДТП зарегистрировано уже 16, в них 1 человек погиб и 17 ранены.