НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ШУРИК
30 мая всенародно любимому актеру Александру Демьяненко исполнилось бы 80 лет
50 лет назад в Москве состоялась премьера эксцентричной комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», и в главном герое зрители сразу узнали незадачливого студента Шурика из фильма «Операция «Ы», вышедшего двумя годами раньше. В обеих лентах каждый его шаг превращался в необычное и удивительно веселое приключение. 30 мая исполнителю этой роли народному артисту России Александру Демьяненко исполнилось бы 80 лет, и он мог бы отметить сразу два юбилея – свой и знаменитой кинокомедии. Сегодня это делают почитатели талантливого актера.
Саша еще в детстве выбрал себе профессию. Его отец Сергей Петрович, в прошлом студент ГИТИСа, был актером оперного театра в Свердловске, и сын проводил там почти все свободное время, приобщаясь к искусству. Александр поддерживал отношения с отцом даже тогда, когда Сергей Петрович ушел из семьи и женился на другой женщине, которая родила ему двух детей – Володю и Надю. Этот брак оказался некрепким, отец вернулся в первую семью, и скоро у Саши появились сестры Наталья и Татьяна. Несмотря на семейные «катаклизмы», все дети отлично ладили между собой.
Таланту прощается многое
Мечтая о сцене, Александр с удовольствием посещал кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где играл в спектаклях, учился в музыкальной школе по классу фортепьяно. В 1954 году в Свердловск приехала приемная комиссия МХАТа, и Александр, только что окончивший среднюю школу с углубленным изучением немецкого языка, попытался поступить на учебу в прославленный театр, набиравший новых студентов, но… провалился. С горя поступил на юридический факультет университета, но через полгода понял, что это не его путь, и, бросив учебу, стал готовиться «в актеры». В следующем году вместе с друзьями поехал в Москву. На всякий случай поступал сразу в два вуза – ГИТИС и Щукинское училище. И в оба приняли! Он выбрал ГИТИС, который и окончил в 1959-м.
Странная особенность его характера, вернее, непредсказуемость, наверное, досталась ему от отца, человека увлекающегося и всегда готового на неожиданные поступки. Студент, так горячо мечтавший об учебе в столичном театральном вузе, вдруг исчезал надолго с занятий, а потом оказывалось, что он уехал домой «погостить». Его могли бы и отчислить, но жалели, потому что видели несомненный талант, и требовали хотя бы не пропускать занятия по актерскому мастерству.
Интеллигентный очкарик
Первый опыт работы в кино Александр получил еще будучи студентом второго курса. Известные режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, завершавшие трилогию о комсомольцах («Тревожная молодость», «Павел Корчагин») кинолентой «Ветер», взяли Демьяненко на роль скромного интеллигентного юноши, который, однако, в нужный момент проявлял твердость характера. Этот образ и стал типичным для молодого артиста в последующих фильмах. Александр уже работал в Московском драматическом театре имени Маяковского, когда Алов и Наумов снова пригласили его сняться в их фильме «Мир входящему». Здесь артист был все тем же интеллигентом-очкариком, только в образе выпускника училища младшего лейтенанта Ивлева, который в последний день войны выполнял, к его разочарованию, не боевое задание – доставлял в госпиталь беременную немецкую женщину. Однако дорога оказалась такой напряженной, что потребовала от необстрелянного офицерика большой выдержки и ответственности.
Лидия Шапоренко (беременная немка Барбара) до этого уже снялась в двух фильмах, причем в одном из них («Первое свидание») играла главную роль. Я помню эту красивую девушку по спектаклям в Ставропольском театре драмы, где она работала некоторое время, и именно в шестидесятые годы, то есть во время съемок в кино. Всего с ее участием вышло шесть фильмов, но в основном это была театральная актриса, которая потом из Ставрополя переехала в Пензу.
Фильм «Мир входящему» имел большой успех не только у советских зрителей, но и за рубежом, он получил множество призов на фестивалях, в том числе на самых престижных в Венеции и Брюсселе. Исполнители получили широкую известность, а Демьяненко к тому же закрепился в образе скромного интеллигентика. В лирической комедии «Карьера Димы Горина» он сыграл честного кассира. Следом вышла комедия «Взрослые дети», где Александр вместе с Лилией Алешниковой представлял молодую семейную пару, которая вынуждена была жить с родителями.
Кино все больше затягивало Александра. И когда его пригласили на работу в «Ленфильм», где он в основном и снимался, да еще квартиру в Ленинграде дали (!), он оставил театр и Москву. Съемки продолжались. Вот он журналист Сироткин, распутывающий финансовые махинации («Порожний рейс» Владимира Венгерова) или следователь по особо важным делам Поликанов, молодой, неопытный, но стойкий (детектив «Государственный преступник» Николая Розанцева). На героев Демьяненко нельзя было смотреть без улыбки, потому что в них всегда было что-то не от мира сего. Лишь позже стало ясно, что уже тогда во всех ролях сказывался несомненный комедийный талант этого актера.
В тисках славы
Все у Александра складывалось так удачно, что, казалось, и мечтать больше не о чем. Он был известен, постоянно снимался. И в личном плане повезло: женился на подруге юности Марине, с которой еще в Свердловске вместе в кружок самодеятельности ходил. Когда вышел фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», Демьяненко оказался буквально в тисках славы.
Режиссер Леонид Гайдай искал исполнителя на главную роль в ленте из трех небольших частей по сценарию с первоначальным названием «Несерьезные истории». Он пересмотрел уже сорок претендентов и всех отверг. И тут кто-то из съемочной группы подсказал, что на «Ленфильме» есть артист, который вполне подходит на роль интеллигентного растяпы, потому что и сам немного такой. Гайдай решил убедиться, сел на поезд и поехал из столицы в Ленинград. Увидев Александра Демьяненко, он сразу понял, что наконец-то нашел незадачливого Владика (по сценарию). Единственное, что его не устраивало, это жгуче черные волосы артиста, по замыслу режиссера он должен быть блондином.
Начались съемки, артиста осветляли с таким усердием, что на коже головы появились волдыри. Связанные с этим неприятности и боль приходилось терпеть, а в остальном создание образа Владика, который теперь уже превратился в Эдика, не требовало от артиста напряжения – он был как бы самим собой, просто жил на съемочной площадке. И опять кто-то из съемочной группы сказал: «Да какой он Эдик? Это Шурик». Гайдаю так понравилось, что имя навсегда закрепилось за персонажем, который кочевал из одного фильма этого режиссера в другой. «Мне не пришлось играть Шурика, — рассказывал потом Александр. — Просто существовал в предлагаемых обстоятельствах. Мы с Шуриком были похожи в отношении к жизни, к людям». А многие кинокритики считают, что Шурик – это на самом деле сборный образ режиссёра и артиста. Оба были в жизни похожи на него: нелюдимые очкарики, неразговорчивые, даже порой хмурые, но очень обаятельные, и шутить умели без тени улыбки.
Приключения Шурика, как известно, продолжились в «Кавказской пленнице» и были еще нелепее и смешнее. Облик студента нисколько не изменился. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» вновь появляется знакомый персонаж, только чуть повзрослевший, и уже не студент, а инженер, изобретающий машину времени. По сценарию у него было другое имя – Николай Тимофеев, но режиссер решил, что он будет Александром, который сохранит полюбившийся зрителям образ Шурика.
Эта роль была настолько яркой, что затмила все предыдущие и последующие, а всего на счету Демьяненко 112 киноролей! После Шурика это были в основном небольшие эпизоды в лентах самых разных режиссеров. Сам артист признавался, что потом почти возненавидел своего героя. Он не любил публичности, а его узнавали на улице, обращались на «ты» (как к Шурику), даже хлопали по плечу. Все это было ему крайне неприятно. Но однажды Шурик даже помог ему. Как вспоминал артист Олег Белов, он и Демьяненко ехали в командировку в Германию и, как делали многие, утаили часть денег от таможенников. Предстояло пройти досмотр. Таможенник, увидев «Шурика», разулыбался и сказал: «Досматривать не буду, поезжайте так». И тут подвыпивший Александр заявил: «Какое имеете право? А вдруг я везу контрабандные деньги? Я должен вам открыться». И достает утаенные деньги. Растерявшийся таможенник зашипел: «Уберите!» Тогда Демьяненко попросил принести чего-нибудь выпить. Таможенник тут же вышел, и Белов испугался, что он приведет начальство. Однако тот вернулся с двумя бутылками шампанского и сказал: «Не обессудьте. Ничего другого ночью достать невозможно».
В кино и на сцене
Свои непредсказуемые поступки артист ничем не объяснял, он просто принимал решение, не задумываясь о последствиях. Так однажды, прожив вполне благополучно с Мариной 16 лет, он собрал вещи и молча ушел к другой женщине. Ею оказалась режиссер дубляжа на «Ленфильме» Людмила, у которой была дочь лет тринадцати, ставшая впоследствии известной актрисой Анжеликой Неволиной. Как вспоминает Людмила, Александр явился с одним чемоданчиком и шутливо произнес: «Я к вам пришел навеки поселиться». Прожили они вместе 24 года, ни разу не сказав друг другу обидного слова. Не имея своих детей, Александр Сергеевич гордился падчерицей, с которой у него были отличные отношения. Свободное время он чаще всего проводил на своей любимой даче, где читал книги и слушал музыку.
Маленькие эпизоды в кино его, конечно, не удовлетворяли, и он, как говорят, с головой ушел в озвучивание и дубляж иностранных фильмов. Еще в советское время его голосом говорил Донатас Банионис, а теперь заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Роберт Де Ниро и другие. Озвучивал он и мультфильмы. Работа составляла смысл его жизни, поэтому он брался за все, только чтобы не было простоев. Он часто выступал в антрепризах. Долгое время был артистом петербургского Театра комедии им. Акимова, а когда в середине 90-х там сменился режиссер, перешел в театр «Приют комедианта», где сыграл в двух спектаклях, ставших настоящим событием. Роли были совершенно разного характера, и обе Демьяненко отыграл с блеском.
В 1999 году ему исполнилось 62 года, он не переставал напряженно трудиться, хотя часто беспокоило сердце, на что он старался не обращать внимания. Однако врачи настаивали на операции, которую назначили на 23 августа. За день до этого Александр Сергеевич скончался. Все, кто видел его в кино и на сцене театра, помнят и будут помнить талантливого артиста.
Идиллия ДЕДУСЕНКО