№ 21 (3649) 31.05.2017  

НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА

Четыре века ставропольского казачества представлено на выставке в Ставрополе

25 мая в краевом центре состоялась презентация историко-документальной выставки «Казачество Ставрополья: из века в век». Экспозиция подготовлена государственным архивом Ставропольского края и характеризует военную службу, традиции и быт казаков. Председатель Совета стариков Центрального районного казачьего общества Ставрополя Александр Якушев на открытии выставки отметил: «Этот год богат на казачьи даты. Самая большая – это 440 лет Терскому войску, затем — 240 лет Кавказской линии, 240 лет шефу Терского войска Алексею Ермолову. Радует, что казаки сами активно участвуют в формировании выставок, несут документы из семейных архивов, а это значит, что история казачества будет и дальше пополняться новыми фактами, фото и другими документами. Это важно и для сегодняшних казаков, и для будущих поколений».

Председатель комитета Ставропольского края по делам архивов Елена Долгова подчеркивает, что одной из главных задач выставочного проекта является ознакомление жителей края с архивными документами, разносторонне отражающими историю казачества на Ставрополье с 17 века до наших дней. Подобные выставки одновременно открылись еще в десяти городах и районах края. Они подготовлены сотрудниками муниципальных архивов. И это объяснимо, потому что казаки на Ставрополье проживают повсеместно. Они здесь коренные жители.

Среди участников выставки, представивших уникальные исторические документы, — три федеральных архива, Российский государственный архив социально-политической истории, Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, Государственная публичная историческая библиотека России, краевое общественное движение «Ставропольское казачье войско».

На острие сабель

Выставку в крайгосархиве открывает грамота царя Михаила Романова терским казакам, датированная 1615 годом. В ней царь благоволит казакам в их долге, их деятельности на благо российского государства и выражает пожелания дальнейших успехов.

Опору государственности увидела в казачестве во второй половине 18 века императрица Екатерина II. По ее повелению началось строительство Азово-Моздокской оборонительной линии из 10 крепостей, редутов и форпостов. В экспозиции представлен документ, в котором императрица пишет Потемкину о выделении средств на это строительство. «Границы Российского государства проходят по острию казачьих сабель», — подчеркнула Екатерина Великая. На эту линию переводились казаки, которые и строили эти крепости вместе с солдатами двух регулярных полков: Владимирского драгунского и Кабардинского пехотного. Назначенные к переселению хоперские казаки были частью Донского казачьего войска. Их задача состояла в защите присоединенных к России земель после русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В начале 19 века все поселения вдоль Азово-Моздокской оборонительной линии получили статус казачьих станиц.

Казаки-мужчины вместе с семьями занимались хлебопашеством и одновременно несли службу по охране границ. Десятки интереснейших уникальных документов рассказывают о заселении и освоении казачеством территории Северного Кавказа, их воинской службе, быте, семейных традициях. Это поколенные росписи, родословные, ревизские сказки, фотографии казачьих семей. Здесь же редкие печатные издания по истории казачества из фондов Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова и госархива Ставропольского края. Особое место на выставке отведено истории Хоперского казачьего полка, который считается одним из основателей и активным участником строительства Ставропольской крепости.

Процесс заселения Северного Кавказа казачьим сословием вселял уверенность в прочном закреплении региона за Россией. Лев Толстой, чья повесть «Казаки» знакома нам со школьных лет, с большим уважением отзывался об этом особенном народе, среди которого ему довелось пожить в период службы на Кавказе. Ему принадлежит утверждение: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

Дисциплина, ловкость, хорошая выучка, смекалка, умение не поступаться честью и достоинством, верность присяге и патриотизм снискали казачеству уважение во всех кругах общества. Император Александр I именно казакам доверил защиту своей семьи, по его указанию из казаков Юга был сформирован императорский конвой. Это было элитное подразделение. Входившие в него казаки три года проходили службу в Петербурге. После этого отправлялись на Кавказ для последующей службы. Весь 19 век конвой исполнял роль защиты императора и императорской фамилии. В годы первой мировой войны этот конвой занимался охраной Царского села, а затем ставки императора. Конвой был распущен в марте 1917 года сразу после отречения Николая II. Документы и фотографии, связанные с деятельностью этого уникального охранного подразделения, представляют большой интерес для посетителей выставки.

Казаки не только охраняли государственные земли, но и сами были крупными землевладельцами. Они жили общинно своим укладом, сами выбирали себе начальников – атаманов. Не было у них ни князей, ни рабов. Казачья демократия. Однако основанная на воинской дисциплине, традициях православия и уклада жизни отцов и дедов. Существовало неписаное правило: «Старший сказал – закон».

Трагические страницы

История казачества в России и на Северном Кавказе, в частности, одновременно и героическая, и трагическая. Казаки воевали на всех фронтах Первой мировой войны. Большинство их поддержало Февральскую революцию. В то же время они участвовали в подавлении большевистских восстаний. Октябрьский переворот многие встретили настороженно. В 1917 году был принят Декрет Совета народных комиссаров, отменявший правовые основы привилегированного положения казаков и ликвидировавший льготы в наделении казаков землей. Революционными солдатами был расстрелян атаман Терского войска М. Караулов. Казачий юг стал плацдармом борьбы против Советов. Большевистская власть ответила директивой, объявлявшей красный террор, т.е. беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного истребления.

Само большевистское руководство, с одной стороны, понимало, что казаки были опорой царского режима. Но с другой — не сбрасывалось со счетов, что казачество – это серьезная военная сила. В 1919 году по территории Кубани, Дона, Ставрополья курсировал агитпоезд, который назывался «Красный казак». Его задачей было пропагандировать большевистские идеи и склонять казачье население на сторону красных. Фотографии поезда, образцы агиток говорят, что новая власть серьезно озаботилась привлечением казачьего сословия на свою сторону.

В 1919 году Сталин подписывает документ об образовании Первой Конной армии, известной как армия Буденного, в которую вошли многие казаки. Эта армия воевала с белогвардейцами. В Белом движении тоже было немало казаков. И многие ушли за рубеж, навсегда порвав связь с Родиной, где к власти пришли большевики. После Гражданской войны была проведена перепись населения. Советское правительство в графе народность разрешило указывать «Казак». На территории Северо-Кавказского края о своем казачьем происхождении заявили свыше двух миллионов человек. Это составляло почти треть населения всего Северо-Кавказского края.

Снова по обе стороны фронта

В апреле 1936 года ЦИК СССР отменил ограничения в отношении службы казаков в Красной Армии. Через год в Северо-Кавказском военном округе была сформирована Сводная кавалерийская дивизия в составе Донского, Кубанского, Терско-Ставропольского казачьих полков и полка горцев. А когда началась Великая Отечественная, казаки-ветераны Гражданской войны города Ворошиловска (Ставрополя с февраля 1943 года) обратились к бывшим красным партизанам, красногвардейцам с призывом сформировать добровольческую кавалерийскую дивизию. В конце июля 1941 две дивизии из казаков кубанских и ставропольских станиц были объединены в кавалерийскую группу Льва Доватора.

В ходе этой войны 308 казаков стали Героями Советского Союза. Большинство – посмертно. Как и в Гражданскую, против Красной Армии вместе с врагами воевали белоказаки. Тысячи их вместе с семьями ушли за рубеж, так и не приняв советскую власть. Но и на чужой стороне не нашли себе счастья. О трагедии казаков-эмигрантов написаны тома художественных и документальных произведений. Дмитрий Стригунов, атаман Ставропольского казачьего войска, будучи на выставке, сказал: «Для казаков очень важно знать свой род, свою историю. Независимо от того, хорошая она или плохая». А первый атаман Ставропольского краевого Союза казаков, кандидат исторических наук Петр Федосов сообщил, что недавно передал сюда на хранение свой личный архив. В нем, в том числе, эмигрантские журналы, изданные в Париже, Канаде, США в 1930-1990 годах. Эти уникальные издания тоже представлены на выставке и доступны для ознакомления посетителям.

Сегодня казачество поддерживается государством. Усиливается его роль в профилактике терроризма, гармонизации межнациональных отношений. В 2013 году была создана окружная казачья дружина из числа казаков, изъявивших желание нести государственную и иную службу. Сейчас около 230 казаков вместе с полицией охраняют общественный порядок в городах и районах края. Проводятся фестивали традиционной казачьей культуры, спортивные турниры. Казаки уже не делятся на белых и красных. Однако до сих пор не решен вопрос с реестровыми и нереестровыми. В архивной выставке принимали участие нереестровые. И было странно, что не пришел никто ни от Думы края, ни от правительства. Неужели властям нужна лишь казачья полусотня для охраны? А, между тем, на выставке были ветераны казачьего движения. Уж они-то историю знают. И знают, как важно избегать розни среди казаков.

Галина СЕРГУШИНА

Фото предоставлено госархивом Ставропольского края

КСТАТИ

Многие из пришедших на выставку останавливались перед фотографией жениха и невесты в венчальных нарядах. Казачка в воздушном белоснежном платье, кружевном головном уборе выглядит как принцесса. А жених – респектабельный молодой человек. Среди казаков было большинство зажиточных. Они, как правило, имели большие семьи и много работали. Отсюда – достаток.

Важным казачьим обычаем, за которым следила община, было гостеприимство. С этим был связан и обычай куначества, распространенный на Северном Кавказе. Казаки вступали в куначеские отношения с горцами. Часто между кунаками устанавливались родственные отношения путем заключения браков.

Казаки переняли у горцев моду на бурки, черкески с газырями на груди для патронов, удобную обувь – чувяки и ноговицы. Власти отреагировали на эту моду, высочайшим повелением введя обмундирование и вооружение «черкесского образца» для всех линейных казаков.

 

Наверх