№ 28 (3656) 19.07.2017  

КОГДА ДЕРЕВЬЯ СТАНУТ БОЛЬШИМИ

Фермер-пенсионер возрождает персиковые сады

Фёдору Аполохову скоро исполнится 70. Фермерствовать он начал уже выйдя на пенсию. А поскольку всю жизнь занимался садоводством, то решил продолжить любимое дело.

Без гербицидов и пестицидов

Земля у Аполохова — в Шпаковском районе, участок ему достался неровный, очень холмистый, для выращивания зерновых культур не очень пригодный. А вот для сада такие земли – вполне подходящие.

Кстати, на пенсию Фёдор Фёдорович уходил с должности заместителя директора Ставропольской опытной станции по садоводству, так что опыта в выращивании плодовых деревьев ему не занимать. В своё время и кандидатскую диссертацию на эту тему защитил.

А начал он с того, что заложил небольшой плодопитомник. Помимо традиционных яблонь и груш, выращивает саженцы абрикоса, черешни и персика. И мечтает со временем вырастить большой сад, в котором особое место фермер отводит именно персику. У него своя технология возделывания этой культуры. Отработал её давно, ещё когда трудился на опытной станции. Фермер мечтает вернуть персик в сады Ставрополья. Он того заслуживает. Оказывается, в крае не осталось ни одного гектара персиковых садов. По мнению Фёдора Фёдоровича, эту несправедливость необходимо устранить. Он считает персик украшением любого сада, его плоды очень полезны.

И сад этот уже заложен. Правда, он пока не очень большой, но с каждым годом его границы расширяются. Есть в этом саду деревца черешни, абрикоса, кусты чёрной смородины, крыжовника. И есть очень любопытные экземпляры. Например, гибрид черешни с вишней. Плоды у него нежные, с небольшой кислинкой, необыкновенно вкусные, по словам фермера, просто тают во рту.

Сад у Фёдора Аполохова не совсем обычный ещё и потому, что плодовые деревья выращиваются без применения химикатов. Никаких гербицидов и пестицидов и в помине нет. Фермер обходится даже без минеральных удобрений. Поэтому всё, что выращивается в этом саду, – это экологически чистая продукция.

А разве можно в наше время обойтись без применения химических препаратов? По мнению Фёдора Фёдоровича, не только можно, а необходимо. Век химизации проходит, на смену ему идёт век биологизации, биотехнологий. Фермер считает, что интенсивное земледелие подошло к той черте, когда без снижения химической нагрузки и без оптимизации структуры почвенной микрофлоры экономически эффективное и экологически безопасное земледелие вести невозможно.

И он доказывает это своими делами. Качество тех же абрикосов, персиков или яблок, выращиваемых в саду фермера Аполохова, на все сто процентов выше, чем у фруктов, привозимых из Турции, Египта или Польши. Напичканные химикатами, заморские фрукты теряют не только свой аромат, но и вкус. Понятно, что пользы от таких фруктов никакой, только вред.

Фазаны против улиток

Ну а как же бороться с вредителями сада? Фёдор Аполохов давно и не без успеха применяет не химические средства защиты, а так называемых энтомофагов. Как пояснил фермер, энтомофаги – это насекомые-антагонисты. Деревьям и плодам они не причиняют никакого вреда, а насекомых и их личинок уничтожают. То есть с удовольствием их поедают. К примеру, с персиковой тлёй без особых усилий расправляется паразитическая оса. И вообще в саду фермера с утра до вечера поют птицы. Кроме воробьёв, синиц завелись дрозды и фазаны, нисколько не опасаясь людей, бегают ёжики. Они тоже охотятся за насекомыми. Фёдор Фёдорович заметил, что весной в саду было много улиток. А сейчас их нет, оказывается, они – любимое лакомство фазанов.

Добиться природного равновесия не так-то просто. И главная трудность заключается в том, что надо научиться управлять популяцией вредителей за счёт поддержания полезных организмов.

Биологический метод используется и для опыления садов. Эту роль исполняют пчёлы. Есть они и в хозяйстве Федора Аполохова. На первый взгляд, большого дохода пасека не приносит. Майского мёда в этом году пчёлы собрали немного. Фермер говорит, что подвела погода. Во время цветения плодовых деревьев часто шли дожди, было прохладно. Пчёлы работали, но не столь интенсивно, как в солнечную погоду, а её явно не хватало.

От продажи саженцев доход тоже пока мизерный. Саженцы шли в первую очередь на расширение собственного сада. Но плодопитомник — дело необходимое, без него хороший сад не вырастишь.

Нужна поддержка государства

Фермер признался, что садоводство — это тяжелейший труд и работать в саду способен лишь тот, кто любит это дело. И, конечно, не обойтись без поддержки государства.

Почему в Европе тон сегодня задают польские садоводы? Потому что до 70 процентов понесенных ими затрат компенсирует государство. Именно по этой причине Польша является ведущим игроком на плодоовощном рынке. Для работы в саду зарубежные фермеры обеспечены самой современной техникой. А наша промышленность ничего для садоводов не производит. Единственный отечественный трактор Т-16, более-менее пригодный для работы в саду, и тот прекратили выпускать. Фермерам очень не хватает садовых культиваторов, секаторов для обрезки деревьев и многого другого. Можно, конечно, купить импортные машины и прицепную технику, но они страшно дорогие, нашим садоводам не по карману.

Не может её приобрести и Фёдор Фёдорович. По приемлемой цене несколько лет назад приобрёл колёсный трактор, возраст которого перевалил за 30 лет, и купил такую же старую дисковую борону.

Но несмотря ни на что, сад неплохо плодоносит. Вполне урожайным на фрукты был прошлый год, да и нынешний не хуже. И каждый год фермер сталкивается с проблемой реализации урожая. Супермаркеты продукцию фермеров не берут. А стоять с нею на рынке не каждый может. Приходится отдавать её по низкой цене перекупщикам.

Энергия ветра и солнца

Хозяйство Фёдора Аполохова расположено вдали от населённых пунктов, как говорят, в чистом поле. Поэтому провести сюда электричество и водопровод не представляется возможным. Но фермер нашёл выход. Рядом с хозяйственными постройками поставил ветряную установку и солнечные батареи. Так что электричеством он себя обеспечил, энергии хватает. Затем построил и запустил сушилку. В прошлом году часть урожая яблок, груш, чернослива пошла на приготовление сухофруктов.

Конечно, проще было бы отвезти те же яблоки и груши на консервный завод и приготовить из них соки или пюре. Но промышленность по переработке плодов в крае фактически отсутствует. Пытался наладить отношения с переработчиками Краснодарского края, но этот вариант сразу отпал. Расстояние до места переработки почти 500 километров. Доставка съедает всю прибыль.

Николай ШЕБАЛКОВ

КОММЕНТАРИЙ

Иван Барабаш, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Ставропольского государственного аграрного университета:

— Я не раз бывал у Фёдора Аполохова. Он неутомимый труженик. Поражает его терпение. Вырастить сад на голом месте, не имея для этого ни техники, ни особых средств, это, как сегодня говорят, очень круто. А Фёдор Фёдорович настоящий фермер, которому, как мне кажется, при жизни следовало бы поставить памятник. И главное, он один из тех, кто выращивает абсолютно чистую в экологическом плане продукцию. И он пока единственный среди фермеров края, кто взялся возродить персик в ставропольских садах. И у него это неплохо получается. Похвально и то, что сад он выращивает фактически на неудобных землях. Местность здесь холмистая. А сколько такой земли в крае ещё пустует?! Если не ошибаюсь, полтора миллиона гектаров. Только вокруг Ставрополя такие косогоры глазом не охватить. Пользы от них никакой, а ведь могли бы приносить пользу. Эти косогоры китайцы могли бы превратить в цветущий сад. А у нас всё руки не доходят.

Наверх