ПОД КРЫЛОМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Как сельский священник стал авторитетным человеком далеко за пределами своего прихода
В центре села Высоцкого стоит старинный деревянный храм Архангела Михаила, настоятелем которого служит отец Петр (Гриценко). Три года назад я познакомился с батюшкой, приехав написать о его доме милосердия «Архангельский глас», где нашли приют сорок стариков, которые стали не нужны даже своим детям. С тех пор мы поддерживаем связь.
Отец Петр поздравляет меня с православными праздниками, присылает фотографии из жизни своего прихода, многие из них сделаны в поездках на Донбасс, где батюшка бывал не раз с гуманитарной и духовной миссией. Кроме собственно службы в храме, отец Петр организовал воскресную школу, клуб единоборств «Есаулец», уже дважды провел детский православный казачий фестиваль в окрестностях села Высоцкого. Среди знакомых батюшки – предприниматели, которые охотно поддерживают финансами все начинания отца Петра, столичные художники, которые помогали в росписи храма в селе Ореховка, другие известные на всю страну деятели культуры. Сам отец Петр еще и фермер, и пчеловод. Большую часть доходов от сельского хозяйства он направляет на финансирование своих богоугодных деяний.
ДОМ МИЛОСЕРДИЯ
Именно так называет отец Петр расположенный в селе Высоцком интернат для пожилых. Его статус уникален – частный дом, в котором его хозяин приютил немощных и обездоленных.
Когда-то здесь располагался колхозный интернат для пожилых, но после того, как сельхозпредприятие обанкротилось, стал вопрос, куда девать его постояльцев. Старое, обветшавшее здание хотели прибрать к рукам сектанты, но батюшка не мог допустить, чтоб на территории его прихода появился рассадник ереси, и приложил немало усилий, чтоб отстоять здание. Хотел организовать там воскресную школу, но еще остававшиеся в доме старики наотрез отказались покидать заведение. Да и девать их, собственно, было некуда. В официальные дома престарелых получить путевку сегодня очень трудно, таких заведений в крае слишком мало, на всех желающих не хватает. Так отец Петр оставил стариков доживать под своим присмотром. А потом туда потянулись люди, прослышавшие о существовании богадельни, в которую принимают всех.
Батюшка тогда и решил, что дом милосердия будет здесь на постоянной основе. Нашел персонал, который будет ухаживать за стариками, придумал, как будет оплачиваться их труд. 80 процентов своей пенсии постояльцы отчисляют заведению, эти деньги идут на их содержание и зарплату персоналу. Так примерно делается и в государственных учреждениях. Но в том-то и вопрос, что статус дома милосердия «Архангельский глас» был не определен.
Проверяющие со всех концов, в том числе и из столицы, пытались прикрыть заведение. Нет стардома – нет проблемы. Но куда девать стариков? В конце концов оставили батюшку в покое. Придумали выход из ситуации – частный дом гражданина Петра Гриценко. Никто же не может ему запретить приглашать к себе в дом гостей и кормить их за свой счет. А кормит стариков батюшка именно за свой счет, направляя на эти цели большинство доходов со своего фермерского хозяйства.
Когда я посетил «Архангельский глас», то был приятно удивлен и порядком, который там наведен, и человеческим отношением к старикам. Батюшка для них и духовник, и защитник, словом, отец родной.
ПОСТОЯТЬ ЗА ОТЕЧЕСТВО И ЗА ДРУГИ СВОЯ
Забота о стариках, о слабых – это одна из основных заповедей христианства. Но Христос говорил и о том, как важно направить на путь истинный неокрепшие юные души.
Отец Петр любит и умеет работать с молодежью. В его воскресной школе дети не только приобщаются к основам православной веры, но и познают традиционную русскую культуру, знакомятся с казачьим укладом. Клуб спортивных единоборств «Есаулец» отличается от традиционных спортивных секций именно тем, что здесь сделан упор не на чисто физические навыки, но прежде всего, на воспитание у ребят высоких нравственных устоев, чувства патриотизма.
Как это воплощается в реальной жизни, я смог увидеть на православном детском казачьем фестивале, который уже во второй раз проводит в окрестностях Высоцкого отец Петр.
По приглашению батюшки на праздник съехались ребята из многих районов края. В течение трех дней они состязались в силе, ловкости, пели русские, казачьи песни, танцевали.
Массовость мероприятия приятно удивила. Вопреки бытующему мнению, что молодежь наша давно попала под разлагающее влияние масс-культуры, которая калечит ее нравственно и уж никак не способствует формированию чувства патриотизма, я увидел сотни абсолютно современных молодых людей, для которых традиционная русская культура привлекательна, дорога, которым интересны история страны, подвиги предков, их традиции.
На фестиваль приехали казаки-добровольцы из Донбасса. Вместе с ними и известный русский писатель Захар Прилепин, который сейчас служит там заместителем командира разведывательно-диверсионного батальона. Захар познакомился с батюшкой во время его поездки в Новороссию и тоже попал под обаяние неуемной энергии священника, его деятельной натуры.
— Мне приятно видеть так много молодых людей, для которых дорог русский мир, такие понятия, как Отечество, наша русская культура. Отец Петр созидает мир вокруг себя в соответствии со своими представлениями о том, что хорошо и что плохо. Очень здорово, что есть у нас такие люди, — сказал «СГВ» писатель.
СЕМЬЯ – ПОДДЕРЖКА И ОПОРА
Чтобы понять логику поступков отца Петра, достаточно хотя бы слегка познакомиться с его родословной.
Батюшка родился в православной семье в селе Рагули Апанасенковского района. Все его дядья по отцу – священники. А его батюшка, проработав много лет в местном колхозе, оставил мирские дела и сам начал строить в селе храм. Позже он стал и его настоятелем.
Сельский труд не просто знаком отцу Петру, но и люб, как и сам сельский образ жизни. Потому служение в сельской глубинке не только не тяготит священника, а наоборот, естественно и желанно для него.
У самого отца Петра большая семья – пятеро детей, и все девочки. Я был очарован ими, увидев на фестивале. Одетые в камуфляж, что было естественным в данной ситуации, они так мило смотрелись! Девочки участвовали во многих конкурсах, пели песни в хоре, были по-детски естественны и вместе с тем чувствовалось, что воспитаны они в православной традиции, где скромность и уважение к старшим – норма поведения.
Естественно держится и отец Петр. Он не строит из себя скромного отрешенного от жизни служителя культа. Готов в меру и попиариться, но в этом нет ни малейшего бахвальства, зазнайства, все как-то по-человечески просто и понятно. И сто граммов батюшка может выпить в хорошей компании.
С прихожанами тоже держится запросто, но вместе с тем, не опускаясь до панибратства. Я не заметил, чтобы он открыто проповедовал, как это свойственно некоторым священникам, помнящим, что они всегда на работе. Но во всем, что он говорит и делает, чувствуется его искренняя вера, убежденность в великой миссии православия.
Однажды он поздравил меня с Пасхой и в конце написал: «Мы – русские, и слава Богу!» Больше мне и добавить нечего.
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора