НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА?
«Эпидемия» суицидов на высотных зданиях дошла до Ставрополя
Всех «обитателей» высотного офисного центра «ЕвроПарк», что на улице Дзержинского в Ставрополе, в том числе и работников редакции «СГВ», потрясла недавняя трагедия. Напомним, 5 сентября 26-летний мужчина упал с балкона 17-го этажа. Тело пробило металлочерепицу в козырьке над подъездом и застряло в мягкой стекловате. Около часа спасатели вырезали парня из пробоины, в это время он тяжело дышал, несмотря на множественные переломы и ушибы. Но по приезду в реанимацию умер…
Это далеко не первый случай – подобные происшествия уже случались и на башнях «ЕвроПарка», и в высотной гостинице «Континент», что в самом центре города, и на других многоэтажных зданиях нашего края.
Трагедия произошла среди бела дня, в обеденное время. Некоторые люди были свидетелями падения. Но большинство высыпало из офисов на улицу позже, чтобы посмотреть на работу спасателей и зафиксировать этот процесс на фото- и видеокамеры своих смартфонов. Стоит ли здесь говорить о равнодушии – человека, который в отсутствие профессионалов не помогает пострадавшему, а снимает его мучения на телефон, иначе как ужасающе черствым и жестоким не назовешь. Здесь просто собралась «толпа зевак». Согласитесь, не так уж часто на глазах у большого количества людей, в том числе и детей, совершаются самоубийства (а именно так квалифицировали происшествие следователи в самом начале расследования).
Мы же, как очевидцы трагедии, задались вопросом – как обезопасить общественные высотные здания от подобных случаев и сократить хотя бы число «публичных» суицидов?
Оказывается, это не так уж просто…
«СГВ» обратились с вопросом к представителям городского коммунального хозяйства и управляющих компаний, несущих ответственность за офисные высотки. Однако все они категорически отказались от комментариев. Даже сотрудники МЧС не нашли что сказать по этому поводу.
Казалось бы, вопросы безопасности решены заранее: доступные балконы высоток имеют достаточно широкие и высокие – где-то по грудь – ограждения. То есть выпасть оттуда случайно невозможно. Но если кто-то делает это целенаправленно, то почему бы, например, не поставить решётки? Ответ на этот вопрос даёт на одном интернет-ресурсе специалист из соседней Белоруссии – замначальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский:
«Лестница, ведущая из общего коридора через балкон, называется незадымляемой лестничной клеткой. Такое решение предусмотрено для высотных домов с большим количеством квартир или офисов на этаже. Поставить решетки на балконы нельзя, так как в случае пожара эти места являются одним из доступных путей спасения людей и подачи средств огнетушения».
Проблема мирового масштаба
Как видим, эта тенденция характерна для многих стран мира. Другой вопрос – доступ к опасному балкону. В жилых многоэтажках определённой помехой может быть домофон, но его преодолеть несложно. В офисных башнях вахтёры тоже не всегда пристально проверяют посетителей, да и они сами могут перехитрить бдительных охранников, подтвердив даже ложную причину визита в какой-либо кабинет – например, к тому же стоматологу или адвокату. Что уж говорить о постоянном течении «офисного планктона», когда трудно запомнить многочисленно мелькающие лица.
Кстати, среди «офисного планктона» тоже есть потенциальные самоубийцы, и некоторые из них совершают полёты с высоких этажей в рабочее время. Памятны случаи на башнях столичного комплекса «Москва-Сити» и высотных студенческих общежитий МГУ. И уж не перечесть подобных трагедий на небоскрёбах Нью-Йорка и других мегаполисов Америки, Европы, Азии… И это несмотря на установку защитных сооружений на публичных смотровых площадках, на усложнение доступа к техническим балконам и бдительность охранников и консьержей. Уж если человек задался целью, к сожалению, его не остановят никакие преграды. Другое дело – минимизировать риски, чтобы это не шокировало множество очевидцев, особенно детей. А ведь это огромный риск не только для тех, кто решил добровольно свести счёты с жизнью, но и для многочисленных любителей экстрима – бейсджамперов, прыгающих с парашютами с высотных зданий, и руферов, забирающихся на крыши небоскрёбов и шпили башен ради двух-трёх фотокадров или нескольких секунд уникального видео-селфи.
Причины смертельно душевных порывов
Людей, склонных к суициду, немало, и далеко не все из них стремятся к «красной смерти на миру». Но мы исследуем причины именно тех, кто хочет убить себя прилюдно.
– Что толкает людей на такие поступки в общественном месте и в людное время – чаще всего внутренняя катастрофа, которая затмевает мысли о том, что творится вокруг, – объясняет исполнительный директор информационного агентства в сфере психического здоровья «ПроПси», член Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации Наталья Попова. – Другая причина – сознательное или бессознательное желание, чтобы, может, кто-нибудь отговорил или спас. Иногда роль играют диагностические факторы – может, кому-то по жизни важна такая публичная истеричность, которая может последовательно проявляться в разных случаях, в том числе и в суицидальных. Есть люди, которые оставляют послания, где объясняют свои поступки. И чем больший резонанс это будет иметь, тем, как им кажется, лучше они донесут свою мысль до окружающих, но это бывает не всегда.
Кстати, возвращаясь к последнему ставропольскому происшествию, заметим, что, по некоторым слухам, пострадавший молодой человек состоял на учёте у психиатров. Главврач Ставропольской краевой психиатрической больницы №1 Олег Боев не подтвердил это, ссылаясь на врачебную тайну. Не дали официального подтверждения и правоохранительные органы – ведь это вопрос этики. А тема, как вы понимаете, очень щекотливая и неоднозначная. Поэтому многие специалисты уходят от комментариев и – более того – оставляют проблему открытой. Вот и остаются незащищёнными высотки, мосты, скоростные автотрассы и железные дороги, где опасности подвергается каждый, не говоря уже о тех, кто рискует целенаправленно.
Андрей КОЗЛОВ