№ 02 (3681) 17.01.2018  

НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Готовы ли власти оправдать наши ожидания

Каждый раз, вступая в новый год, мы тешим себя надеждами на что-то лучшее.

Желания наши так же скромны, как вся жизнь рядового труженика: чтобы цены на товары и тарифы на коммунальные услуги не повышались, а падали, чтобы зарплата дотянулась, наконец, до того уровня, который позволяет жить достойно, а не барахтаться между настоящей жизнью и выживанием. Да мало ли чего хочется! Но готовы ли федеральное и региональные правительства, государственный и местные парламенты поддержать наши надежды?

Вот такая арифметика

В самом конце прошедшего года принято несколько законов, направленных на улучшение жизни населения, два из них – по инициативе президента: закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) и об увеличении пособия при рождении первого ребенка, которое выплачивается до полутора лет.

Дети – это святое, с них и начнем. Сейчас ежемесячное пособие на первого ребенка не дотягивает и до трех тысяч рублей. Разумеется, молодые семьи, как правило, не имеющие еще ничего своего, кроме зарплаты одного из родителей (ведь кому-то надо сидеть с ребенком), не в состоянии обеспечить нормальное содержание малыша на такую мизерную сумму. Поэтому закон о повышении ежемесячных выплат на первого ребенка можно считать новогодним подарком президента своему народу, в частности молодым родителям. Правда, такая привилегия коснется не всех.

Согласно новому закону, право на получение этих выплат получат семьи, чей размер среднедушевого дохода не превышает 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения по региону. А сумма ежемесячного пособия будет равна величине прожиточного минимума для детей в данном регионе. Средства будут выплачиваться ежемесячно до достижения ребенком полутора лет. Также законом вводится ежемесячное пособие и на второго ребенка. Условия выплат – такие же. Но в случае регулярного получения данного пособия средства будут вычитаться из материнского капитала. В среднем по стране ежемесячная выплата на ребенка в 2018 году составит 10 523 рубля, в 2019 году – 10 836 рублей, в 2020 году – 11 143 рубля. Бюджетные расходы на реализацию этой меры составят за три года 144,5 миллиарда рублей.

Считается вполне справедливым то, что эти выплаты будут адресными, ибо содержать всех ребятишек государственной казне пока не по силам, а поддержать надо в первую очередь тех, кто действительно нуждается. Причем речь идет о молодых супругах в возрасте до 35 лет. Определять, действительно ли семья является нуждающейся, будут местные органы исполнительной власти, исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе, который в среднем по стране составляет 11163 рубля, а на Ставрополье – 9144 рубля.

А прожиточный минимум для ребенка в нашем крае составляет 8884 рубля. Вот такая арифметика. Но закон предусматривает индексацию, которая уже с 1 февраля составит 3,2 процента.

Подождём до осени…

Меры в поддержку молодых семей предпринимаются в первую очередь для того, чтобы поднять рождаемость в стране. Демографическая проблема в России давно не только назрела, но и перезрела, поэтому с каждым годом решать ее все труднее. Хотя социальная поддержка населения у нас в стране находится на очень минимальном уровне, но все-таки очевидны ее итоги. Например, выросла продолжительность жизни, в результате чего пенсионеров стало больше. Но этот плюс оборачивается минусом, поскольку недостаточно трудоспособного населения, налоговые отчисления которого могли бы составить солидный пенсионный фонд. Сейчас он находится на дотации. В поисках выхода из положения появляются самые разные предложения, в том числе увеличение пенсионного возраста лет на 5–7 и даже такое рискованное, как передача управления страховыми суммами пенсии… в частные компании.

Некоторые СМИ высказывают предположения, что в 2018 году могут состояться реформа и преобразование Пенсионного фонда России (ПФР). ПФР должны преобразовать в публично-правовую компанию. На первом этапе предлагается создать орган управления ПФР на трехсторонней основе – с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей. Это делается якобы для того, чтобы фонд стал более независимым от бюджета. Кроме того, ПФР сможет наращивать резервы и размещать их в активах компаний для получения дополнительной прибыли. Обсуждение этого законопроекта планируется начать осенью 2018 года.

Так что до осени нынешние и будущие пенсионеры могут быть спокойны, а дальше жизнь покажет, нужно ли связывать свои надежды на улучшение жизни с идеей преобразования Пенсионного фонда. Не окажется ли эта «публично-правовая компания» очередной пирамидой, в недрах которых погибло уже немало народных средств, а с ними и

надежд? Девяностые годы, когда народ грабили все, кто хотел, при абсолютном равнодушии государства, давно прошли, а страх и недоверие к частным компаниям остались. Да и ныне то и дело всплывают «прецеденты»: то хозяин компании, работавшей за счет использования общенародных недр, оказывается за рубежом со всеми нажитыми миллиардами и даже триллионами, то сбежит туда же объявивший себя банкротом владелец банка, существовавшего на сбережения народа. А уж у публично-правовой компании, управляющей средствами пенсионеров всей страны, окажутся такие соблазнительные суммы, что ее руководители тоже могут захотеть спрятаться с ними за границей. Кто их туда пустит? А кто пускает сейчас всех желающих вывезти из страны нечестно нажитые капиталы? Вернее спросить: кто попытался их остановить? Правильно, никто. Иначе им никаким образом не удалось бы уехать, да еще с огромными деньгами.

МРОТ – не проблема

Такие нелицеприятные факты как-то не укрепляют веру в «светлое будущее», которым, кстати, манили россиян испокон века. Не удается связать с этим понятием и предстоящее повышение минимального размера оплаты труда. Но, по понятиям среднестатистического россиянина, было бы уже хорошо, если бы новый МРОТ покрывал расходы хотя бы на самое необходимое: продукты питания и коммунальные платежи, проезд в общественном транспорте, покупку одежды для членов всей семьи… Перечислять все пожелания, например из сферы отдыха и культуры, нет необходимости, потому что они не входят в понятие о прожиточном минимуме.

В данный момент у большинства населения России семейный бюджет, куда входят заработок и социальные выплаты, не дотягивает до прожиточного минимума, установленного для каждого региона отдельно (в нашем крае в среднем на душу населения он составляет 8604 рубля). Очередная прибавка составляет сущие пустяки и не может даже частично решить бытовых проблем семьи. А их очень много, особенно у молодежи, которая в большинстве своем не имеет собственной квартиры и вынуждена жить в тесноте у родителей или снимать жилье у частников. Как ни стараются приблизить к молодым семьям ипотеку, она все еще многим недоступна из-за низкого заработка и больших процентов на кредит. Сам по себе банковский кредит – это долгосрочная кабала, в которой молодые люди вынуждены жить несколько лет, отказывая себе подчас даже в самом необходимом. А есть еще и страх потерять работу, что вообще поставит семью в безвыходное положение.

Собственная квартира – самая большая мечта молодой семьи, готовой пополнять демографию страны, но не единственная. Чтобы работать могли оба родителя, нужно место в детском саду для их ребенка, а с этим везде большие сложности. В советское время тоже становились заранее в очередь в детский сад, но не в такую длинную, как сейчас. Жительница Ставрополя, бабушка трехлетнего внука, пишет в интернете: «Из-за того, что дочь не смогла пристроить в сад ребенка, мне пришлось выйти на пенсию. Сейчас посижу годика три «в декрете», а потом уже никуда не смогу устроиться. Раньше я детям могла помочь, они у меня молодые, копеечкой я им помогала. А теперь сидим все вместе на их зарплату да мою пенсию… А в гороно сказали нам, что по списку наш Вадик идет 8001 в очереди. Да он же сам отцом станет, пока подойдет его очередь!»

На официальном сайте города говорится, что проблема с детскими садами в крае возникла из-за того, что с 1995 по 2002 год было «прибрано к рукам» 240 детсадов: «В это время дельцы, пользуясь «демографической ямой», общей неразберихой и коррупцией, приспособили здания под коммерческие объекты, различные частные ведомства… Опомнились только в начале нулевых, когда стала расти рождаемость».

Сейчас строят детские сады, но медленно, и еще далеко до того, чтобы можно было обеспечить всех нуждающихся. Вот и жители 204-го квартала краевого центра сетуют на то, что на всю их территорию всего один садик, а строится новая многоэтажка, значит, появятся новые малыши. Сбудутся ли надежды молодых родителей на детский садик, если они строятся такими медленными темпами?

И последние вопросы, которые так или иначе связаны с надеждами не на далекое будущее, а всего только на предстоящий год. Откуда, например, возьмут деньги на повышение оплаты труда госслужащим и работникам государственных ведомств, если текущий бюджет утвержден с дефицитом? Да и в коммерческой системе, как правило, не торопятся раскошелиться. Может предприниматель, увеличив в заработке работника исходную сумму, снизить надбавку? Конечно, может, и тогда при повышении МРОТ заработок останется прежним. И еще одно опасение, высказанное уже Росстатом: как показывает практика, повысить МРОТ – не проблема, важно, чтобы люди получали деньги, работая на полную ставку, а не попадали на принудительные переводы на 0,5 или 0,25 оклада.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Фото pixabay.com

Наверх