КТО БЕРЕЖЁТ ТЕБЯ В ПУТИ
Транспортная полиция отметила день рождения
Даже о самом существовании этой специальной структуры в МВД — транспортной полиции — не все знают. Между тем 18 февраля она отметила свое 99-летие. Именно в этот февральский день 1919 года ВЦИК РСФСР принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утвердил «Положение о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». В связи с этой датой мы побеседовали с начальником Ставропольского линейного отдела МВД России на транспорте по СКФО полковником полиции Мерабом Фахириди.
Железная дорога – как магнит
— Какие основные задачи стоят перед ставропольскими полицейскими на транспорте?
— Задача номер один — первая и главная для нас – обеспечить безопасность людей на транспорте. Люди все чаще летают на самолетах, ездят в поездах, и наша задача состоит в том, чтобы у них при этом не возникало никаких проблем.
Но этим наши задачи, конечно, не ограничиваются. Например, у нас есть инспекция по делам несовершеннолетних. Железная дорога притягивает их как магнит. И у них бывают самые различные намерения. Бывает, что они под поезда бросаются. Такое случилось совсем недавно — 15-летняя девушка из Грачевки поссорилась с матерью и решила таким образом решить все проблемы. Слава Богу, обошлось, ее не зацепило.
Другие любят играть близ железнодорожного полотна, причем игры иногда выливаются и в хулиганство. С вандализмом часто сталкиваемся. Подростки нередко кидают камни в окна проезжающих вагонов. Так называемые «зацеперы» — экстремалы, которые ездят на крышах вагонов или под вагонами, стали настоящим бичом больших городов, но у нас не очень распространены. Во-первых, на нашем участке дороги поезда ездят довольно медленно, во- вторых, они все же предпочитают таким образом кататься на электричках. Поэтому их на КМВ гораздо больше, но это уже не наша зона ответственности.
Нередки случаи, когда подростки на рельсы кладут различные металлические предметы и ждут, что случится после прохождения состава. А ведь это может привести к крушению поезда.
В связи с подобными происшествиями мы занимаемся профилактической работой среди несовершеннолетних, держим контакт с инспекторами по делам несовершеннолетних. Постоянно читаем лекции в школах, особенно в тех, которые находятся у железнодорожных путей, и даже с профилактическими беседами ходим по домам, которые расположены у железной дороги.
— Территория, которая находится в ведении вашего линейного отдела, ведь не ограничена Ставропольским краем?
— В принципе, у транспортной полиции три зоны ответственности: вода, воздух и железные дороги. Но у нас их две. Мы отвечаем за железную дорогу и воздушный транспорт. Водного транспорта на нашей территории нет.
Территория деятельности отделов полиции на транспорте не совпадает с административным делением. Например, мы отвечаем за железную дорогу, которая идет из Кавказской в Ставрополь и дальше на Элисту. То есть всего около 1000 км дороги, которая проходит через небольшой участок территории Краснодарского края, Ставропольский край и Калмыкию. В нашем ведении находятся два аэропорта – Ставрополь и Элиста. А вот аэропорт Минводы уже «не наш», как и железная дорога, которая идет через КМВ. У них там свой отдел транспортной полиции. То есть, в отличие от других структур МВД, мы «привязаны» не к административному делению страны, а скорее к железной дороге.
Видео для доказательства
— Какие направления деятельности наиболее характерны для вашего линейного отдела?
— Все преступления, совершенные на транспорте – это непосредственно наша сфера. Мы их и расследуем. У нас работает и оперативный отдел, и следственный, то есть существует полноценная структура. Мы полностью ведем расследование таких преступлений и затем передаем дела в суд.
Важная часть нашей деятельности – сопровождение поездов. В каждом из поездов дальнего следования работают наши сотрудники. В аэропортах тоже своя специфика. Мы там занимаемся досмотром ручной клади и багажа и охраняем зону транспортной безопасности аэропортов.
Состояние железнодорожных путей проверяют обходчики. Но если на путях они обнаруживают что-то подозрительное, то вызывают сотрудников нашего отдела. У нас есть кинолог с обученной собакой, который проверяет содержание, положим, подозрительной сумки, лежащей на путях.
На вокзалах или в аэропортах бесхозные сумки мы тоже обследуем. С утра, когда наши сотрудники заступают на службу, они инструктируют всех работников этих объектов, в том числе сотрудников ЧОП, с которыми мы тоже тесно взаимодействуем. В случае обнаружения подозрительного предмета мы организуем оцепление и вызываем кинолога с собакой.
— И с какими правонарушениями приходится чаще всего сталкиваться?
— Воровство, хищение багажа в вагонах и в аэропортах. Недавно расследовали дело, когда у женщины украли миллион двести тысяч рублей. Везла с собой из Санкт-Петербурга, хотела в Ставрополе купить квартиру. И таких фактов много. Так что мы плотно работаем и с проводниками поездов, инструктируем их.
Вы, наверное, слышали о массовых случаях хищений багажа организованной группой лиц, раскрытых полицией в московском аэропорту Внуково. Там грузчики вытаскивали вещи пассажиров из сумок, сданных в багаж. И вот человек прилетает из Москвы в Ставрополь, открывает сумку и обнаруживает пропажу. Жалуется на наш аэропорт.
Сейчас мы применяем видеосъемку погрузки и выгрузки багажа, чтобы иметь доказательства того, что хищение произошло не у нас, а еще в аэропорту вылета. Весь процесс снимается на видео и в Ставрополе и в Элисте.
Пьяных стало меньше
— Случаются ли дебоши в поездах?
— Бывает. Мы сопровождаем рейс по всему маршруту. Неважно, будет это Воронеж или Ростов, наши сотрудники составляют административный протокол на дебоширов, а начальник поезда принимает решение: высаживать их или нет. Если высаживаем — то уже в руки местной полиции.
В связи с принятием новых законов пьяных на транспорте сейчас почти не видно. В самолет они просто не идут, а если идут, то мы их снимаем с рейса. При этом обязательно работаем совместно с представителями авиакомпании. В вагон поезда пассажиры обычно садятся трезвыми, но потом, бывает, уже на месте выпивают и начинают буянить. Мы тогда составляем протокол, вызываем наряд местной полиции и снимаем дебоширов с рейса.
— Существуют ли какие-то особые требования к вашим сотрудникам?
— Специфика обучения личного состава, конечно, присутствует. Сотрудник полиции на транспорте обязан знать особенности грузоперевозок, устав железной дороги, специальную терминологию, которая употребляется на железной дороге (ведь это стратегический объект), и много других вопросов, связанных с транспортной системой.
Офицерские кадры готовят в специализированной школе транспортной полиции в Белгороде. К младшему личному составу требования не так строги. Кроме знания основ права сотруднику транспортной полиции важно иметь хорошее здоровье и физическую подготовку.
— Как отметили нынешнюю, почти круглую дату создания транспортной полиции?
— Скромно, но заранее. 18 февраля в этом году пришелся на воскресенье. Так что уже накануне, в пятницу, мы собрались, поздравили наших ветеранов и отличившихся сотрудников, вручили им медали и грамоты. А с новой недели – снова за работу.
Сергей ТАВРОВ
Фото Виктора Нестеренко
Коллаж Е. Кравцова
КСТАТИ
Датой рождения специальных полицейских подразделений на транспорте можно считать 20 ноября 1809 года, когда при императоре Александре I была учреждена Дирекция водных и сухопутных коммуникаций. Вся территория была разделена на десять транспортных округов. После строительства первой российской железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село (24 версты) Николай I утвердил Устав железной дороги. Развитие железнодорожного транспорта вскоре привело к созданию специальных отрядов железнодорожных жандармов. В 1867 году в России появилась речная полиция. На Ставрополье железнодорожная жандармерия понадобилась после постройки в 1912 году железнодорожной линии Армавир- Ставрополь-Петровское- Дивное. Новый этап – уже советский — связан с декретом от 18 февраля 1919 года. Эта дата объявлена Днем органов внутренних дел на транспорте приказом МВД России от 8 февраля 2018 года.