№ 08 (3687) 28.02.2018

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ПРАВОСУДИЮ

Иван Семенихин несколько лет добивался осуждения убийцы внука

Это случилось почти восемь лет назад. Вечером 24 сентября 2010 года в Ставрополе у диско-клуба Nash на улице Тельмана был убит человек — 21-летний Алексей Филиппов. Суд вынес свое решение по этому делу только 20 февраля 2018 года.

Расследование запутанной истории, в которую оказалось вовлечено множество фигурантов, тормозилось отнюдь не отсутствием подозреваемых. Через два года после этих событий Промышленный районный суд Ставрополя вынес приговор одному из участников нападения – Денису Прысику. Его осудили на год колонии общего режима за хулиганство. Однако, по данным следствия, непосредственно в отношении Филиппова Прысик противоправных действий не совершал. Начальник ГУ МВД России по Ставропольскому краю Александр Олдак поручил своим сотрудникам продолжать розыск, и оперативники в марте 2015 года задержали Юрия Крылова. Еще по меньшей мере имена восьми лиц – участников нападения остались неизвестны.

Настоящий налёт

Дело стало приобретать масштабные размеры, когда начали выявляться детали. Это была отнюдь не пьяная драка с фатальным исходом. Действовала целая группа людей, причем само нападение продолжалось считанные минуты, но при этом сопровождалось применением как холодного, так и огнестрельного оружия. Однако в итоге в убийстве был обвинен один человек. В ходе процесса государственный обвинитель потребовал для подозреваемого наказание в виде лишения свободы на десять лет.

Оглашение приговора как финальной точки этого многолетнего процесса продолжалось буквально несколько минут. Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Станислав Санеев объявил, что Юрий Крылов признан виновным и приговорен по совокупности двух статей УК РФ к восьми годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Кроме того, по гражданскому иску деда погибшего – 80-летнего Ивана Семенихина, бывшего заместителя министра культуры Ставропольского края, с Крылова будет взыскана компенсация морального вреда в размере миллиона рублей (истец требовал пять миллионов). Однако приговор пока не вступил в законную силу, так как у Крылова есть возможность для подачи апелляции.

Пистолеты, аэрозоли и биты

В течение длительного следствия выяснилось, что Крылов действовал в сговоре с Денисом Прысиком и еще по меньшей мере восемью неизвестными, которые причинили телесные повреждения целому ряду граждан, отдыхавших в диско-клубе Nash, расположенном на улице Тельмана. В ходе драки с применением газовых и травматических пистолетов, аэрозольных распылителей и бейсбольных бит Крылов ударил Алексея Филиппова битой по голове, в результате чего тот через 23 дня не приходя в сознание скончался в больнице от черепно-мозговой травмы.

В материалах следствия присутствует упоминание о некой организованной преступной группе, в которую входили бывшие и действующие сотрудники силовых органов и которая действовала в 2010 году в Ставрополе. В ответе из ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 28 января 2011 года № 5/325 сообщается, что на территории г. Ставрополя действовала такая преступная группа «включающая действующих и бывших сотрудников специальных подразделений МВД, ФСБ, УФСИН, ВВ МВД, а также лиц, занимающихся восточными единоборствами».

В группу входили около 30 человек. Обычно они собирались в кафе, ресторанах или в спортивных залах, расположенных в юго-западном районе Ставрополя. Основным источником дохода группы было оказание незаконных услуг по охране развлекательных заведений и кафе в ночное время, а также личная охрана предпринимателей. Участники группировки занимались избиением лиц с «нерусской» внешностью, тем самым провоцируя межнациональные конфликты в городе Ставрополе.

Фактор торможения

Между всеми членами группы имелась договоренность об оказании помощи при возникновении конфликтных ситуаций на охраняемом ими объекте либо в его окрестностях. Для связи участники группы использовали сотовые телефоны, оформленные в основном на подставных лиц. При такой системе по звонку в течение 25-30 минут в установленном месте из разных районов города быстро собиралась группа от 10 до 15 человек. При «разборках» сразу же применялось физическое насилие с использованием бейсбольных бит и травматического оружия. В зависимости от количества лиц, участвующих в таких «разборках», все происходило очень быстро, в течение 3-6 минут, после чего нападавшие скрывались.

По убеждению Ивана Семенихина, деда погибшего, именно причастность к нападению работников правоохранительных органов долгое время тормозила совершение правосудия. После оглашения приговора Крылову Семенихин заявил: «Совершенное преступление заслуживает большего наказания. Мы просили 15 лет. Но учитывая наличие маленького ребенка, суд принял такое решение. Мне семь с половиной лет пришлось бегать по всем инстанциям. Хотя это преступление могло быть раскрыто по горячим следам».

Истец благодарит за помощь

Семенихин все эти годы писал письма, в том числе президенту Путину, добился личной встречи с председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным, которого благодарит за большую помощь.

В интервью после оглашения приговора он также подчеркнул: «Большое спасибо всем нашим СМИ, начиная со «Ставропольских губернских ведомостей», в которых была первая публикация об этом деле. Они меня так поддерживали и давали такой толчок правоохранительным органам. Мне это дорого стоило. Здоровье подорвано у всей нашей семьи. Но на могиле внука я дал клятву: пусть меня убьют, пусть что угодно сделают, но я добьюсь, чтобы восторжествовали закон и правда».

Семенихин утверждает, что Крылов «сдал» еще одного участника банды, который служит в погранвойсках ФСБ. В связи с этим дед погибшего обратился с письмом к директору ФСБ Александру Бортникову. Всего в результате нападения пострадали восемь человек. Следствие считает, что в нападении участвовало еще не менее восьми пока не установленных лиц. Таким образом, не все участники тех событий привлечены к ответственности, и весьма вероятно, что судейский марафон, связанный с этим делом, будет продолжен.

Сергей ТАВРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх