НА СЦЕНЕ, В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ
Ушел из жизни народный артист СССР, лауреат Государственных премий, кавалер многих правительственных наград Олег Павлович Табаков. Проститься с ним пришли тысячи его почитателей, пришел и Президент страны, что говорит о том, как высоки были талант и заслуги этого деятеля российского искусства.
Путь к «Современнику»
О таком признании и не мечтал мальчик из Саратова, когда покидал его, чтобы в столице выучиться «на артиста». Он просто хотел заниматься любимым делом, вкус к которому почувствовал на занятиях в кружке «Молодая гвардия» во Дворце пионеров. В Школе-студии МХАТ, куда в 1953 году Табаков поступил на курс Василия Осиповича Топоркова, он считался одним из лучших студентов. Ему, третьекурснику, предложили сняться в фильме известного режиссера Михаила Швейцера «Саша вступает в жизнь». Первая роль окрылила, ведь и сам Олег тоже вступал в самостоятельную жизнь, которая манила его интересной перспективой. В нем всегда было живо стремление ко всему новому.
В те годы ассистентом на курсе А. М. Карева был Олег Ефремов, окончивший ту же Школу-студию МХАТ в 1949 году. Он работал в Центральном детском театре, а поскольку ему было не интересно исполнять разных зверушек, то он и совмещал службу в ЦДТ с преподавательской деятельностью. Среди студийцев Ефремов сразу выделил Табакова — они были очень близки по духу, оба тяготели к новаторству. И когда Ефремов решил создать Студию молодых актеров, преобразованную потом в театр «Современник», Табаков с энтузиазмом поддержал его.
Поначалу их было шестеро, тех, кто решился пойти против линии Художественного театра, переживавшего глубокий кризис после смерти В. И. Немировича-Данченко. Опираясь на традиции знаменитого театра, на учение Станиславского, эти энтузиасты воспроизводили на сцене «жизнь человеческого духа», то, что волновало «сегодня, здесь и сейчас». Табаков был самым молодым среди основателей нового театра, но уже скоро стал одним из ведущих актеров наряду с Евгением Евстигнеевым, Галиной Волчек, Игорем Квашой и, конечно, самим Олегом Ефремовым, который к тому же являлся художественным руководителем. Табаков, игравший в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Обыкновенная история», «Всегда в продаже» и других, пользовался огромным успехом у зрителей. Все чаще обращали на него внимание и кинорежиссеры, приглашая на съемки. Он охотно соглашался и иногда снимался сразу в нескольких фильмах, не оставляя и работу в театре, много трудился на радио. Такое напряжение, явные перегрузки не прошли бесследно – Табакову было всего 29 лет, когда его сразил инфаркт.
Сюрприз для жениха
Выжить ему помогли не только врачи, но и Людмила Крылова, которая в 1964 году уже была его женой. Выпускница училища им. М. С. Щепкина, успешная актриса театра и кино, она разрывалась между больным мужем, маленьким сыном Антошкой и работой. И все-таки своей заботой помогла Олегу вернуть здоровье и вернуться к любимому делу.
Людмила и предположить не могла, чем обернется ее преданность, ведь у них с Олегом была такая романтическая любовь! Она влюбилась в него сразу, когда увидела в одном из спектаклей «Современника». Он стал ее кумиром, но, как ей казалось, недосягаемым. Людмила тогда еще училась, а потом работала в Малом театре. У нее не было надежды на то, что их пути когда-нибудь пересекутся, но она всегда мечтала о случайной встрече, особенно с тех пор, как начала сниматься в кино. И судьбе было угодно соединить их именно на съемочной площадке – они стали партнерами в картине «Рассказы о Ленине». С первого же дня знакомства молодые люди почувствовали тягу друг к другу, и их партнерские отношения, прописанные в сценарии, стали перерастать в личные. Когда оба поняли, что это и есть любовь, Людмила переехала к Олегу в маленькую комнатку, которую он снимал в коммуналке. Они жили в гражданском браке, пока не родился Антон. Официальное предложение Табаков сделал Людмиле в своем духе – спонтанно: сказал, поймал такси, они поехали в ЗАГС, где и расписались.
Друзья по «Современнику» не могли оставить сей долгожданный факт незамеченным, и свадьбу отмечали всем коллективом, приготовив жениху сюрприз: ему подарили… невесту, которую посадили в огромную коробку, перевязанную алой лентой.
Несмотря на трудности быта, отсутствие собственной квартиры, молодые супруги продолжали жить и работать с азартом, препоручив заботы о сыне няне. От перегрузок иногда сдавали нервы, особенно у Олега, когда Людмила вынуждена была оставлять сына на попечение мужа, уезжая на съемки или на гастроли. Им стало казаться, что в их любви появилась трещина. Однако самоотверженность, с какой Людмила ухаживала за больным мужем, не дала погаснуть чувствам, напротив, они вспыхнули с новой силой. И в 1966 году у них появилась дочь Александра.
И Шелленберг, и Кот Матроскин
Табаков продолжал работать в «Современнике» и сниматься в кино. В его активе около двухсот фильмов, где ему приходилось воплощать самые разные характеры. Индивидуальность его персонажей была видна не только во внешнем облике, он находил особые, неповторимые черты, которыми наделял их внутренний мир. А это аристократичный Павел Шубин («Накануне»), романтичный Николай Ростов («Война и мир»), молодой сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников («Достояние республики»), Шелленберг («Семнадцать мгновений весны») и другие.
Кстати, Олег Павлович хоть и согласился исполнить роль начальника внешней разведки службы безопасности гитлеровской Германии, бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга, но категорически отказывался сниматься в черной эсэсовской форме, настаивая на штатской одежде. Режиссеру Татьяне Лиозновой пришлось долго его уговаривать, чтобы он хотя бы для одного – двух кадров надел темный мундир с генеральскими дубовыми листьями в петлицах. И в фильме актер появляется то в нем, то в штатском костюме.
Невозможно перечислить все роли, которые исполнял Табаков в кино, но хочется отметить еще три, которые вошли в число самых ярких. Илья Ильич в ленте «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» выглядит так убедительно, словно Гончаров именно с него и писал героя своего романа. Более колоритной фигуры, чем владелец салуна Гарри Мак-Кью в фильме «Человек с бульвара капуцинов», трудно себе представить, настолько талантливо и даже как-то легко, весело сыграл ее Табаков. Ну и, конечно, незабываемая в исполнении Олега Павловича мисс Юфимия Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свидания».
Есть еще роли, так сказать, «за кадром», потому что мы актера не видим, но слышим его голос, когда он озвучивает в мультфильмах Волка, Ёжика или Барбоса. Но самая любимая зрителями роль – Кот Матроскин в сериале про Простоквашино.
«Табакерка»
Работа в кино – это очень значительная часть жизни Табакова, и все-таки душа его принадлежала театру, причем театру «со своим лицом», каким стал для него «Современник». Среди многих образов, созданных им на сцене, был и Хлестаков в спектакле «Ревизор». В этой роли он в 1968 году выступал в Праге по приглашению театра «Чиногерны клуб». Как писали газеты, успех был оглушительным, и тридцатитрехлетний Табаков был признан звездой международного масштаба.
В 1970 году Ефремова назначили художественным руководителем МХАТа, и встал вопрос о том, кого утвердят на эту должность в «Современнике». Олег Павлович не претендовал на нее, он поддержал кандидатуру Галины Волчек, которая и поныне ее занимает, а сам взял на себя обязанности директора и работал очень плодотворно, продолжая выступать на сцене и сниматься в кино.
Казалось, Табаков никогда не расстанется с «Современником», но в 1983 году Ефремов пригласил его в МХАТ, и Олег Павлович согласился. Первым спектаклем для него на этой знаменитой сцене стал «Амадей» по пьесе П. Шеффера, где он блестяще сыграл роль Сальери. Здесь у него была также возможность заняться преподавательской деятельностью в Школе-студии МХАТ. Некоторый опыт у него был, еще в 1976 он на базе ГИТИСа набрал курс из 26 студентов. Придя в МХАТ, Табаков, продолжая выступать на сцене, вскоре стал ректором студии и выпустил четыре актерских курса.
Однако его не отпускала мысль о театре, где бы он мог реализовать все свои амбициозные задумки, свои актерские и преподавательские возможности. Он собрал вокруг себя талантливых молодых актеров, начал с ними репетиции, но, как когда-то у новоявленного «Современника», у них тоже не было своего помещения, они скитались по клубам, пока им не предложили подвал в одном из домов на улице Чаплыгина недалеко от станции метро «Чистые пруды». Дом был знаменитым: в нем когда-то встречался Ленин с Горьким, жили полярник Кренкель, математик Чаплыгин и другие видные личности. Подвал очистили, и в нем начала действовать «Студия молодых актеров» под руководством Табакова, которая 1 марта 1987 года явилась миру зрителей как новый театр с необычным названием – «Табакерка». Здесь выросли такие мастера сцены и кино, как Владимир Машков, Евгений Миронов, Ольга Красько, Евгений Миллер, Сергей Безруков и многие другие.
Новый театр сразу полюбился зрителям, потому что он был, по их мнению и по оценке критиков, «нормальным, русским, традиционным, реалистическим, психологическим». Его «мудрый отец», как актеры называли своего руководителя, оказался талантливым режиссером и заботливым «хозяином» в лучшем смысле этого слова: он понимал, что нужно постоянно растить смену. При «Табакерке» была открыта Московская театральная школа типа колледжа, где талантливые дети из всех регионов страны могли учиться бесплатно на полном государственном пансионе. В начале декабря 2012 года конкурсный отбор проходил в Ставрополе, куда претенденты приехали и из Ростовской области, Краснодарского края, северокавказских республик. Из 43 юных талантов в колледж могли попасть только 24. Среди счастливчиков оказались пятеро жителей нашего края.
Кто станет «мудрым отцом»?
Сначала воспитанницей, а потом и актрисой «Табакерки» стала Марина Зудина. Разница в возрасте в 30 лет не стала препятствием для романа между нею и Олегом Павловичем, как и то, что он был женат. Никто не вправе их осуждать, тем более что этого не сделала и Людмила Крылова, хотя она и не простила мужа, который ушел после 35 лет совместной жизни. Новая супруга тоже родила ему двоих детей – Павла и Машу. Все дети Табакова, кроме одиннадцатилетней Маши, и внуки пробовали себя в актерской профессии, прошли через его «Табакерку», Антон даже снялся в тридцати фильмах, но потом занялся ресторацией, сейчас живет с последней (четвертой) женой во Франции. Он более десяти лет не общался с отцом, но потом примирился с ним, чего Александра (тоже актриса, 52 года) не сделала. Первых успехов в актерской профессии добился двадцатидвухлетний Павел.
В общем, потомкам Олега Павловича не о чем беспокоиться, их судьба устроена. А вот «Табакерка» и МХАТ им. Чехова, который Табаков возглавлял после Ефремова, осиротели. Найдется ли для них такой же «мудрый отец», каким был Олег Павлович? Как бы дело ни решилось, но в обоих театрах и во всех сферах российского сценического искусства и кино будут с благодарностью вспоминать талантливого и неутомимого человека, новатора, деятельность которого можно назвать одним из самых ярких явлений в культуре нашей страны.
Идиллия ДЕДУСЕНКО.
Фото peoples.ru