ТРУДНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА
О занятости и трудоустройстве молодежи, выпускников вузов в Ставропольском крае, а также об актуальных проблемах рынка труда мы решили поговорить на первом «Круглом столе» редакции газеты «СГВ».
К нам в гости мы пригласили: председателя Ставропольской краевой организации Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ Георгия Волкова, начальника отдела занятости, социализации и профессиональной ориентации молодежи «Краевого центра молодежных проектов» Николая Байзентинова, начальника отдела обеспечения государственных гарантий в области занятости населения министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дениса Ильина и ведущего специалиста отдела трудоустройства выпускников Ставропольского государственного аграрного университета, кандидата экономических наук Александра Гунько.
– Как нынешняя ситуация на рынке труда, а также молодежная политика влияют на трудоустройство выпускников и молодежи?
Николай Байзентинов:
– Современная молодежная политика нацелена именно на социализацию молодежи. В частности, наш центр активно работает в организации сезонной и вторичной занятости студентов. Мы помогаем им получать практические навыки и свое первое рабочее место в составе студенческих, выездных молодежных трудовых отрядов. Многие ребята в составе таких отрядов выезжают летом на работы – там стараются показать себя с положительной стороны. Благодаря этому, после выпуска из вузов, устраиваются на достаточно хорошие места. Есть, конечно, и такие молодые люди, которые не хотят учиться и работать. Это неправильная позиция. Кто хочет трудиться и зарабатывать, тот не сидит на месте, ведь сейчас создано очень много направлений для самореализации.
Когда я учился (закончил Ставропольский государственный университет в 2003 г.), у нас таких возможностей не было. Сейчас существуют Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills, программа «Умник», программа наставничества, которая стала активно развиваться у нас в стране с прошлого года. Есть много форумов-грантов, например, таких, как Машук, где ребята могут презентовать свои проекты. Понятно, что под лежащий камень вода не течет, и, если у молодого человека нет желания заниматься чем-то, то ему по окончании учебного заведения будет проблематично найти что-то достойное в жизни. Но сейчас для активных студентов — огромное поле деятельности. Главное, чтобы были желание и силы.
Денис Ильин:
– На самом деле ситуация на рынке труда в Российской Федерации поменялась коренным образом. Это тесно связано с общемировыми тенденциями. Еще 5-10 лет назад, закончив вуз, было проблематично найти себе работу, даже получив востребованную профессию. Сегодня же на выпускников, обладающих знаниями в перспективных отраслях, буквально «охотятся» работодатели. Недавно мне удалось посетить Международный форум труда в г. Санкт-Петербурге, в рамках которого проходила проектная сессия с участием представителей Международной организации труда и служб занятости России, Евросоюза, Азии, США. Тенденции развития на рынке труда меняются – происходит смещение от оценки специалистов и их профессионального образования к оценке практических знаний и навыков. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, понимая тенденции развития современного молодежного рынка труда, определяет своим главным приоритетом не только помощь в трудоустройстве, но и определение будущей профессии через систему профориентационных услуг. Главное для молодежи – правильно выбрать профессию, быть готовыми повышать свою квалификацию, а при необходимости переобучиться и получить новую профессию.
– Что предпочитает молодежь – работать по специальности или, все-таки, менять профессию?
Александр Гунько:
– Уже после третьего курса студенты хотят получить второе высшее образование. Думаю, что процентов 90 наших студентов все же устраиваются работать по специальности. Менеджеры и агрономы – на 100%. Специфические направления — такие, как, например, технолог бродильного производства, здесь не котируются. Они востребованы в других регионах – в Крыму, в Краснодарском крае.
– А готовы ли выпускники вузов уезжать на работу в другие регионы?
Александр Гунько:
– Выпускники нашего университета нашли применение своим знаниям в 46 регионах России. 64% трудоустроились в Ставропольском крае, в Москве – 12%, в Ростовской области – 7% и 6% – в Краснодарском крае. Некоторые ребята только лишь готовы съездить на уборку урожая, заработать денег и вернуться обратно в Ставрополь.
Николай Байзентинов:
– Есть довольно крупные хозяйства. Они на договорных условиях отправляют молодежь на обучение, которое готовы оплатить. И это помимо того, что если молодой специалист возвращается и работает в этом хозяйстве, то он не возвращает деньги за обучение и, к тому же, получает достойную заработную плату. Ведь хороший показатель, если зарплата доярки в колхозе достигает 30 000 рублей. Все-таки стоит согласиться, что не каждый юрист может получать такие деньги в городе.
Денис Ильин:
– Я думаю, что не стоит забывать о том, что рынок труда – это своего рода конкуренция. И конкурировать должна не только молодежь за рабочие места, но и работодатели за квалифицированных молодых специалистов. Если работодатель готов предложить своему работнику хорошую зарплату, гарантировать достойные условия труда, охрану труда на рабочем месте, перспективу роста, то работник к нему обязательно поедет.
Георгий Волков:
– Это уже проблема достойного труда. Еще возникает вопрос о предоставлении преференций молодым работникам, то есть льгот. В Трудовом кодексе такой статьи нет. Хотелось бы, чтобы все-таки был принят закон «О первом рабочем месте».
Денис Ильин:
– Действующее федеральное законодательство позволяет на региональном уровне принимать нормативно-правовые акты, которые устанавливают квоты для молодых специалистов. При этом необходимость проведения таких мероприятий определяет сам субъект, исходя из ситуации на рынке труда.
– А как государство помогает молодежи в трудоустройстве?
Денис Ильин:
– Существуют программы трудоустройства молодых людей. В частности – программа по трудо-устройству выпускников со средним и специальным образованием. По этой программе в 2017 году мы помогли трудоустроиться 80 выпускникам. Суть мероприятия в том, что закончив колледж, техникум или училище и придя на свое первое рабочее место, молодой специалист получает от государства определенную, пусть и небольшую, материальную поддержку.
Другая программа – это программа стажировки молодых людей. В прошлом году мы включили в эту программу 115 человек. В ее рамках государство выплачивает стажеру минимальный размер оплаты труда и половину МРОТ — наставнику стажера. Это позволяет выпускникам получить не только диплом, но и определенные навыки, расширить свои возможности трудоустройства, а кому-то остаться работать на предприятии, на котором проходил стажировку.
Реализуемые в Ставропольском крае программы по трудоустройству молодежи позволяют оказать, с одной стороны, поддержку молодым специалистам, с другой стороны, не вмешиваются в конкурентную среду посредством введения обязательных квот для работодателей.
Георгий Волков:
– Опыт – ведь это одно из конкурентных качеств. Это козырь. И мне кажется, работника с опытом возьмут на работу охотнее, чем неопытного.
Денис Ильин:
– Раньше предпочтение отдавали специалистам 30-40-летнего возраста, сейчас система меняется, и на хорошие вакансии с хорошим уровнем заработной платы с большим желанием берут молодых людей, готовых развиваться, учиться и постоянно совершенствовать свою квалификацию.
– Многие работодатели говорят: «Забудьте, чему вас учили в вузе!» И ведь действительно – теория от практики очень отличаются…
Николай Байзентинов:
– Мы действительно сталкиваемся с тем, что, выпускаясь из учебных заведений, молодые люди не обладают тем уровнем знаний, который у них должен быть и который требует работодатель. Люди приходят работать секретарями, методистами, но у них проблема со знанием русского языка, приходят работать учителями, а у них проблемы с базовыми знаниями. Думаю, что именно наставничество поможет решить такие проблемы.
Георгий Волков:
– Абсолютно согласен. Я сталкивался с системой наставничества еще несколько лет назад. Мы пытались продвигать проекты наставничества с использованием коллективных договоров. А сейчас эта тема стала обсуждаться в федеральных органах. 3-4 года это реально работает в различных учреждениях.
Итак, можно точно сказать, что ситуация с трудоустройством выпускников вузов и молодежи в целом не настолько критична, как кажется на первый взгляд. Главное, помнить о том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Мила ОРЛОВСКАЯ
Фото Виктора Нестеренко