№ 32 (3711) 15.08.2018

ФАЛЬСИФИКАТ ИСЧЕЗНЕТ С ПРИЛАВКОВ, НО НЕ СКОРО

В середине июля вступили в силу изменения в техническом регламенте «О безопасности молока и молочной продукции».

Куда смотрят торговые сети?

Сразу поясним, что фальсификат – это продукт, в котором один компонент заменяют на другой, не всегда полезный и безопасный. И самое удивительное заключается в том, что цены на фальсификат не всегда ниже, чем на нормальный продукт. Но куда в таком случае смотрят торговые сети, почему они принимают на реализацию фальсифицированную продукцию? Эксперты считают, что торговлю мало интересует качество товаров. Особенно в тех случаях, когда поставщики согласны оплачивать всевозможные премии и бонусы торговым работникам. А бонусов может быть несколько: и за продвижение товара, и за упаковку, и за место на стеллажах, и за многое другое. Именно поэтому нередко бывает так, что продукция недобросовестных производителей в красивой упаковке лежит на виду, а нормальная спрятана где-нибудь на нижней полке.

Своё слово могли бы сказать контролирующие органы, но у большинства из них нет никаких полномочий. К примеру, государственная организация «Роскачество» может обнаружить фальсификат, а заставить продавцов снять его с продажи не может. Нет у этой организации таких полномочий.

У нас, как и везде

Кстати, определить фальсификат сегодня не проблема. Есть в распоряжении контролирующих органов специальный электронный модуль, который позволяет быстро определить фальсификат и передать информацию куда следует. Год назад Роспотребнадзор передал правоохранительным органам больше 250 материалов уголовных дел. Было проверено 57 тыс. производителей пищевых продуктов. По результатам проверок забраковано 73 тыс. партий продукции – больше 3 тыс. тонн. Это по стране. А как с этим у нас в крае? К сожалению, как и везде. Помнится, как однажды в рамках проекта «Покупай ставропольское!» в супермаркете «Универсам-1» краевого центра проводилась дегустация ряженки и йогуртов. Мероприятие проводил краевой комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности. Образцы своей продукции представляли все крупнейшие предприятия Ставрополья, в том числе ОАО «Молочный комбинат Ставропольский», ОАО «Будённовскмолпродукт», ООО «Пятигорский молочный комбинат». Были представлены также несколько предприятий Краснодарского края и Кабардино-Балкарии. Оценивали образцы профессиональные эксперты и покупатели. Как и полагается в таких случаях, на дегустационный стол продукция поступала обезличенной, каждая под своим номером. Но если покупатели оценивали продукцию лишь на вкус, эксперты должны были помимо качества учитывать и критерии безопасности, а также дизайн упаковки.

Как и следовало ожидать, результаты народного голосования и мнение профессионального жюри заметно отличались. Например, покупателям понравилась ряженка, производимая ЗАО «Кореновский молочно-консервный завод» и ООО «Нальчикский молочный комбинат», а у жюри к продукции этих предприятий были серьёзные замечания.

Наших среди лидеров не оказалось

Уже весной этого года проверке подвергался один из любимых в народе продуктов – сгущённое молоко. И снова не повезло нашим соседям. В молоке ЗАО «Кореновский молочно-консервный завод» белка оказалось чуть ли не в два раза меньше нормы.

Интересными оказались результаты проверок, проведённые совсем недавно Роскачеством. Исследовался кефир. Казалось бы, кроме молока и закваски в этом продукте ничего другого быть не должно. Но эксперты обнаружили в нём совсем нежелательные вещества. Что же в этот напиток могло попасть? Каким-то образом в него проникли кишечная палочка и плесень. Образцы кефира закупались в торговой сети. Исследовали их по 35 показателям качества и безопасности. В продукции десяти предприятий ничего крамольного не обнаружено. Назовём лишь некоторые из них, наиболее известные покупателям. Это – «Авида», «Домик в деревне», «Простоквашино», «Останкинское -1955». Продукция этих брендов соответствует требованиям действующих норм по качеству и безопасности и даже претендует на российский Знак качества.

Качественным и безопасным признан кефир, производимый «Кубанской Бурёнкой» и ещё рядом предприятий. К сожалению, ставропольских переработчиков среди этих лидеров не оказалось. Некоторые производители кефира экономят на молоке, заменяя молочный жир растительным. В этот список попали образцы ОАО «Будённовскмолпродукт» и ООО «Пятигорский молочный комбинат». Но пальмовое или какое-то другое растительное масло большого вреда здоровью не нанесут, а вот кишечная палочка может нанести. Словом, кефир из Будённовска оказался небезопасным продуктом.

К сожалению, ОАО «Будённовскмолпродукт» оказался единственным предприятием, которое грешит ещё и недовесом продукции. Фактическая масса нетто – меньше заявленной. На упаковке указано, что в пакете 500 граммов, а на самом же деле – только 450.

Требования к маркировке

Что же касается поправок в технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции», их цель – установить требования к маркировке молокосодержащих продуктов и размещения информации на этикетке. В технический регламент внесён термин «молокосодержащие продукты». Отныне покупатели будут знать, что они покупают. Продуктам с заменителем молочного жира запрещено использовать «молочные термины» и их сочетания. Если в продукте есть растительный жир, он не может называться молоком, творогом или маслом.

Раньше производитель мог написать на упаковке «Масло «Крестьянские рецепты». Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведённый по технологии масла. Содержит растительные жиры». Словом, если производитель использовал вместо молочного жира растительный, то в обязательном порядке должен сообщить об этом покупателю. Нельзя вводить его в заблуждение. Причём информация о заменителе молочного жира должна хорошо читаться, то есть шрифт должен быть такого размера, чтобы можно было прочитать его без помощи очков или лупы.

Сегодня добросовестные производители молочных продуктов вынуждены конкурировать с недобросовестными партнёрами. И те и другие поставляют в торговые сети разную по качеству продукцию, которая и стоить должна неодинаково. Молочная продукция, содержащая заменители молочного жира, должна стоить дешевле. Но в действительности бывает всё наоборот.

Поправки в технический регламент исключат с этикеток слова, образованные от понятий молочных продуктов, например «сырный», «сыродельный», «творожок», «сычужный».

Установлены сроки вступления в силу изменений в технический регламент. Дозволяется производить молокосодержащие продукты со старой маркировкой до 16 января 2019 года. За несоблюдение требований технического регламента производителей молочной продукции могут привлечь к административной ответственности. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 400 тыс. рублей. Если такой штраф не поможет, он может быть увеличен до 1 млн рублей.

Эксперты полагают, что меры, хотя и принимаемые с благими намерениями, могут привести к росту цен на молочные продукты. Зато теперь покупатель будет решать, какой продукт выбрать – или взять тот, который дороже, то есть полностью молочный продукт, или заплатить меньше за более доступный продукт, содержащий молоко.

Напомним, что, начиная с 2000 года, российский потребитель остался один на один с «продуктовым изобилием». ГОСТ сошёл со сцены, вместо него производители продукции придумали технические условия. Покупатель не может определить, из чего изготовлен продукт. А у производителя появился соблазн вместо одного продукта предложить другой. К тому же появилось пальмовое масло, с помощью которого можно приготовить множество продуктов. Оно же позволяет использовать меньше натурального молока.

Спохватились не сразу, а лишь когда пошла под уклон продажа. Вместо настоящего сливочного масла в ход пошла имитация.

Торговля нередко по отношению к покупателю ведёт себя непорядочно. Понимая, что население предпочитает покупать дешёвые продукты, она диктует условия производителям. И те вынуждены соглашаться. А в итоге получается, что даже те, кто могли бы покупать по высокой цене качественный товар, всё равно покупают подделку.

Интересный факт. Первым молочным продуктом, который стали подделывать, было сливочное масло. За ним пошли сметана и творог. Специалисты уверяют, что и сегодня охотнее всего фальсифицируют сметану, в разы больше, чем любой другой молочный продукт. Почему? Всё просто: её легче всего подделывать. В восстановленное молоко добавляют закваску и получают густую, правда, совсем некислую массу. Обман? А что же ещё? Но люди идут на него ради денег.

Совсем недавно стало известно ещё об одной новинке, инициатором которой стал Роспотребнадзор. Теперь и на молочной продукции появится маркировка «Светофор». Что это такое? На упаковку товара наносится цветовая индикация с подробной информацией о содержании соли, сахара и жиров. Причём жиры упоминаются дважды, указывается их общее содержание и количество насыщенных жиров. В зависимости от уровня содержания в продукте этих ингредиентов на упаковку наносятся три цвета: зелёный, жёлтый и красный. То есть инициаторы проекта хотят цветом указать потребителю на содержание соли, сахара и жирных кислот в молоке, твороге, масле. Маркировка «Светофор» – дело добровольное. А вызвано появление этого проекта тем, что в стране растёт число заболевших сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Причиной этих болезней нередко является высокий уровень потребления сахара, соли и жиров.

Николай ШЕБАЛКОВ

Наверх