«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МАНИФЕСТ ПЕРЕСТРОЙКИ»
30 лет назад на экраны страны вышел фильм «Маленькая Вера»
Можно сказать, что это кино взорвало экранное благополучие большой страны, которая, как оказалось, в 1988 году уже была готова к распаду, во всяком случае – к моральному. «Художественный манифест перестройки» — так остроумно и точно обозначил картину кто-то в соцсетях. Лента интересна еще тем, что стала стартовой площадкой для двух неизвестных молодых актеров и начинающего режиссера.
Скандал на экране
На презентации в Доме кино многие деятели советского искусства выскакивали из зала с криком «Позор!», то же самое случалось и в кинотеатрах – некоторых зрителей шокировали «постельные» сцены, свидетельствовавшие о том, что секс в СССР все-таки был, только раньше об этом не принято было говорить так открыто. Они и не догадывались, что им придется увидеть в том потоке, который всего через три года хлынет на наши экраны из-за рубежа. Лишь тогда поняли, что секс-кадры из «Маленькой Веры», прикрытые бельем, сама невинность по сравнению с теми, что представлялись западным кинематографом.
Однако фильм-то вовсе не о том, каким способом выражают свои чувства юные влюбленные. Сексуальная революция здесь только небольшая часть жизни вообще, а она, оказывается, в маленьком приморском городе не похожа на то, что выходило на наши экраны прежде. Здесь не ощущается горячего биения общественного пульса, нет целеустремленных людей. В этом фильме люди просто ходят на работу, учатся, встречаются дома, зачастую для очередного скандала. Отец (Юрий Назаров) водит фуру и свою неудовлетворенность жизнью топит в алкоголе, мать (Людмила Зайцева) работает на швейной фабрике и, занятая домашними делами, вынужденная жить в атмосфере привычных скандалов, даже и не понимает всей ничтожности такого существования. Сын вырвался из пут провинциального города, уехал в Москву, стал врачом. А дочь так вросла в привычную обстановку, что и не замечает мерзостей быта, среди которых ей приходится существовать, похоже, ей все это даже нравится. Вера, самая «маленькая» в семье, только заканчивает школу, но в свои семнадцать курит, пьет бражку, не воздержана на язык. В общем, «оторва»! А тут еще встретила красавца-студента Сережу и привела его в дом как мужа.
Встреча двух юных существ далека от романтических отношений, но, как убеждают создатели фильма, есть и такая любовь, простая, обыденная, с ее естественными интимными отношениями. И есть такая жизнь, обычная «бытовуха», и не где-то там, неизвестно где, а у нас в стране. По мнению многих зрителей, этот фильм — «зеркало нашей жизни», отражающее не только ее положительные стороны, но всё, как оно есть на самом деле, может быть, только излишне утрированно. Лучше даже сказать, что это фильм – предостережение: как общество смогло допустить, чтобы бездуховность расцвела таким махровым цветом, чтобы происходило омертвление нравственных категорий? Значит, с нами что-то случилось, мы что-то упустили. Через три года выяснится, что мы упустили страну. Лента, названная в нашей стране скандальной, получила специальный приз на кинофестивале в Монреале, приз международной ассоциации кинокритиков для внеконкурсного фильма в Венеции.
Из инженеров – в артисты
В «Маленькой Вере», как уже упоминалось, состоялось три дебюта, даже четыре, если считать вместе со сценарием. Никто в стране не знал, что живет в Москве Андрей Соколов, родившийся в столице 13 августа 1962 года. А у него ко времени создания фильма уже была своя биография. Он рос в семье инженеров в деревянном домике, стоявшем на окраине, занимался спортом, был признан лучшим вратарем детской хоккейной команды, посещал музыкальную школу и кружок бальных танцев. Когда родители развелись, 13-летний Андрей, оставшийся с матерью, устроился на работу слесарем-сантехником, где дошел до пятого разряда. Обучение в школе, конечно, не бросал, втайне мечтал стать артистом, но в свои силы не верил. И когда надо было продолжить обучение, отец, с которым он поддерживал отношения, убедил его подать документы в Московский авиационно-технологический институт, но он провалился на экзаменах. Чтобы поднять Андрею настроение, его отправили на море отдохнуть. Здесь судьба свела юношу с полковником КГБ, который помог ему устроиться на работу в секретную типографию. Официально Андрей работал при милиции и, получая неплохие деньги, стал усиленно готовиться в институт, куда на этот раз поступил. Работу не бросал и вскоре на зависть остальным студентам приобрел «Жигули». Душа к технической профессии у него не лежала, но по настоянию родителей институт Андрей не бросил и в 1986 году получил диплом, который ему не пригодился, так как он тут же поступил в училище им. Щукина. Мало у кого наблюдалась такая тяга к учебе: Андрей поступил еще на заочное отделение Института иностранных языков, а уже снимаясь в кино, в 1999 году окончил высшие курсы сценаристов и режиссеров. Все это позволило ему к 50 годам стать известным актером, режиссером, сценаристом и продюсером.
Но ко времени съемок «Маленькой Веры» Соколов был студентом, который успел сняться в роли молодого врача в ленте «Она с метлой, он в черной шляпе», однако оставался безвестным. Слава к нему пришла после выхода «скандального» фильма. 26-летний красавец стал получать приглашения на съемки со всех сторон. Роли были самого разного плана, но преимущественно главные. У него не было и до сих пор нет перерывов, поэтому список фильмов и телесериалов с его участием очень длинный, вот некоторые из них: «Искусство жить в Одессе», «Палач», «Царь Иван Грозный», «Предсказание», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», «Раз, два – горе не беда!», «В городе Сочи темные ночи», «Сыскное бюро «Феликс», «Любовь, предвестие печали», «Адвокат», «Уголь»…
Не прерывая киносъемок, Андрей Алексеевич после окончания в 1990 году Щукинского училища влился в труппу театра «Ленком» и сразу получил роли в двух популярных спектаклях: «Гамлет» (Клавдий) и «Юнона и Авось» (Главный сочинитель). Затем были «Варвар и Еретик» (Астлей) и «Две женщины» (Ислаев), его работу в которых называют наиболее яркой, Илл в «Визите дамы». Сохраняя верность «Ленкому», артист выступает и на сценах других театров, а также в антрепризных постановках. В Театре Луны ему удалось создать интересный образ Александра Македонского в спектакле «Таис Сияющая», а также сыграть в постановке «Диагноз: Эдит Пиаф» (Ларри). В поставленном им антрепризном спектакле «За закрытой дверью» у него был блестящий дуэт с Ириной Алферовой. С ним они гастролировали по многим крупным театрам страны.
Пригодилось Соколову и режиссерское образование, когда он возглавил независимый театр «Монолог XXI век», где он поставил спектакль «Койка» по пьесе Андрея Яхонтова.
Служение Андрея Соколова театру и кино получило высокую оценку: он удостоен звания народного артиста России, получил призы за лучшую мужскую роль в фильмах «Письма в прошлую жизнь» и «Бездна, круг седьмой», награжден орденом Святой Анны III степени, золотыми орденами имени Ф. Н. Плевако (видимо, потому, что часто играет адвокатов) и «Служение искусству», а также статуэткой «Добрый ангел». Андрей Алексеевич выпустил сборник стихов, написал роман «Новая русская леди» и открыл туристическую фирму. Возможно, в день его ангела, который он отметил позавчера, Андрея Алексеевича осенила еще какая-нибудь идея, которой он нас порадует. Любителям заглянуть в частную жизнь могу сказать, что первой его женой была некая Ирина, брак с которой продлился всего месяц. Затем, по слухам, были отношения с Верой Сотниковой, Мариной Влади, Патрисией Каас и другими женщинами. Долго добивался внимания Марии Голубкиной, но она предпочла Николая Фоменко. В очередной раз женился, когда было за 50, на модели Ольге, которая моложе его на 25 лет. Она родила ему дочь Соню. Папа ее обожает, однако с мамой развелся, вернее, она его покинула из-за измен.
В Голливуде тоже не сладко
Партнершей Соколова в «Маленькой Вере» была Наталья Негода, получившая приз за лучшую женскую роль в этой ленте на фестивале в Чикаго и на фестивале молодых актеров в Женеве, а также премию «Ника» в СССР. Она была первой советской девушкой, которая попала на обложку американского журнала «Плейбой».
В детстве Наташа хотела стать балериной, но эту «пышечку» в студию не брали. Тогда она переключилась на театр и по окончании школы готовилась поступать в училище, но ее не приняли, даже несмотря на известность родителей: мама была режиссером популярных телепередач «Будильник», «До 16 и старше», а папа – актер, снявшийся в мелодраме «Метелица». Только через год Наталья поступила в Школу-студию МХАТ, где у нее был роман с Михаилом, сыном руководителя – Олега Ефремова, закончившийся вместе с окончанием учебы. Получив диплом, начала работать в столичном ТЮЗе. Играть детишек и зверюшек ей не нравилось, и, когда ее пригласили в кино, она охотно снялась в одном из выпусков научно-фантастического сериала «Этот фантастический мир», затем в ленте по роману Бориса Васильева «Завтра была война» и в дуэте с Александром Збруевым в мелодраме «Автопортрет неизвестного».
Сценарий «Маленькой Веры» ей сначала не понравился, и на пробах она не старалась показать себя с выгодной стороны, однако режиссер остановил свой выбор на ней: ее отчужденность как раз и показалась ему приметной чертой будущего образа провинциальной девушки. Василий Пичул не ошибся: Наталья Негода так сыграла бесшабашную Веру, что, можно сказать, произвела фурор, и не только обнаженным телом, но именно талантливой игрой. Казалось, она пробила себе дорогу в советский кинематограф, но ей удалось сняться только еще в одном фильме Пичула – «В городе Сочи темные ночи». Зато за рубежом была возможность продолжить кинокарьеру.
К тому времени Наталья была замужем, но все же решилась уехать в Америку, куда вскоре приехал и муж. Там ей удалось сняться в нескольких фильмах. Это были музыкальная драма «Назад в СССР», детективный сериал «Закон и порядок», комедия «Летние товарищи», мелодрама «Каждая минута – прощание».
Личная жизнь у нее не сложилась, с мужем она рассталась, детей нет. В 2007 году Наталья решила покинуть Лос-Анджелес и вернуться на родину, в Москву, где она родилась в ноябре 1963 года. В 2009 году на экраны вышла драма «Бубен и барабан», там Наталья исполнила главную роль библиотекарши в провинциальном городе, за которую получила премии «Золотой Орел» и «Белый Слон». Затем был долгий перерыв, и только в прошлом году появилась информация о том, что Негода вернулась к съемкам, которые прошли в Латвии. Это было возвращение к карьере не только для нее, но и для режиссера и сценариста Сергея Ливнева, известного по работе над фильмами «Асса» и «Серп и молот». Досталась ей и роль второго плана в новой российско-британской ленте «Ван Гоги».
Семейное «дело»
К сожалению, мало что известно о главных создателях нашумевшего, но все-таки с интересом принятого зрителями фильма «Маленькая Вера» — сценаристе и режиссере. Его нередко называют семейным, потому что сценарий написала жена Василия Пичула Мария Хмелик, получившая за него премию «Феликс-89». Кстати, она же написала сценарий ленты «В городе Сочи темные ночи» по своей книге с таким же названием.
Оба они выпускники ВГИКа, оба сделали не так уж много, но на хорошем профессиональном уровне. Известны еще такие фильмы Пичула, как «Вы чье, старичье?», «Мечты идиота», «Небо в алмазах». На телевидении он ставил программы «Куклы», «Розыгрыш», «Старые песни о главном», за которую получил ТЭФИ. Считается, что в «Маленькой Вере» режиссер показал жизнь родного города, который теперь называется Мариуполем. Наверное, у Василия Владимировича было много планов, но в 2015 году в возрасте 54 лет он умер от рака легких. Творцы уходят, но остаются их произведения, которые продолжают жить.
Идиллия ДЕДУСЕНКО