«ХАТА МЕЛЬПОМЕНЫ» ИЛИ БОЛЬШАЯ ДУША МАЛЕНЬКОГО ТЕАТРА
«Данилыч» — так называется фильм о сельском режиссере, снятый московской кинокомпанией
Часто ли о наших земляках москвичи снимают документальные фильмы, да так, чтобы потом их увидела вся страна? Честно говоря, ни о чём таком в последние годы не слышала. И если это всё-таки случилось, значит, повод был стоящий. В конференц-зале Ставропольской краевой научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова состоялся премьерный показ документального фильма «Данилыч», посвященного уникальному человеку – Михаилу Даниловичу Литвинову.
В качестве предисловия
В этом году будет ровно 20 лет с того времени, когда в станице Старомарьевской Грачевского района появился театр «Оптимисты». Его руководитель — заслуженный работник культуры РФ Михаил Литвинов воспитал не одно поколение актеров, многие его питомцы стали профессионалами и вошли в профессиональные или самодеятельные труппы театров страны.
Последние пять лет, так уж случилось, Михаил Данилович прикован к коляске. Добираться до Дома культуры, где раньше проходили репетиции спектаклей, уже невозможно. Театральными подмостками для «Оптимистов» стала «Хата Мельпомены» — так ученики мастера в шутку называют дом, где живет Михаил Данилович, да приспособленное помещение со сценой и небольшим зрительным залом. Это и есть «Домашний театр». Единственный в стране.
«Данилыч» — так называется фильм, созданный при поддержке министерства культуры России московской кинокомпанией «ФильмОКей». Зрители страны и, конечно же, нашего края вскоре увидят его по каналу «Культура». Тем, кто пришел на премьерный показ, повезло: они стали первыми зрителями нового фильма.
О высоком — просто
На протяжении всего фильма камера то максимально приближает к зрителю картины жизни села, работы и быта героя, то взмывает ввысь, к облакам, откуда фигура человека посреди летнего изумрудного великолепия — всего лишь малая точка.
Как же мал человек в сравнении с огромным миром. Но и наш мир с высоты оторвавшегося от земли космического корабля при солидном отдалении — всего лишь малая звездочка. Создатели фильма стремились показать относительность понятий большого и малого в творчестве. Это, думается, основной принцип, который был взят за основу генеральным директором кинокомпании «ФильмОКей» и продюсером фильма Олегом Штромом, а также режиссёром-оператором Ильей Макаровым. В огромной столице, где большие возможности, могут жить люди с ничтожными целями. А в затерянной среди полей и холмов станице – истинные творцы.
Есть в этом фильме и оригинальный художественный ход. Знак творческого вдохновения — это упоённо ведущий прекрасную мелодию сельский саксофонист; инструмент то плачет и смеётся, то тихо жалуется… Музыкант появляется в картине несколько раз, связывая между собой части фильма о высоком и приземленном, о поисках, трудностях и успехах в жизни бесконечно преданного искусству режиссера Литвинова.
Саксофонист Владимир Гарькавский, ветеринар по профессии и музыкант по душе – ещё одно «чудо» старомарьевской глубинки. Талантливый самородок – как бы мерило творческих устремлений режиссера театра и сельских артистов, в работе которых, как в прекрасной музыке, нет ни одной фальшивой ноты.
Помню, что появился он прямо перед премьерным показом в Старомарьевке спектакля «Пир во время чумы». Как в лучшие советские времена, развлекал зрителей ностальгическими мелодиями семидесятых-восьмидесятых годов. Лучшего пролога не придумаешь. Но этот импровизированный концерт никто не «придумывал», он возник спонтанно – эдакий музыкальный подарок другу Литвинову и нам, зрителям. «Но каков, однако, мастер — сельский музыкант!» – подумала я тогда. — Мистическое это все-таки место, старомарьевская глубинка. Есть и свой театр, и профессиональный режиссер, и хорошие артисты, музыканты, педагоги… На один квадратный километр поразительное скопление талантов.
И высоко о простом
Выступая перед зрителями, собравшимися в «Лермонтовке» на презентацию фильма, Илья Макаров назвал домашний театр Литвинова самым маленьким театром в стране, а может, и в мире. Умный «глаз» камеры передаёт важные детали, как и чем живёт театр; показывает, какой нелёгкой ценой даётся успех. И убеждаешься: цели — глубокие, а дела – серьёзные. За время своей работы Литвинов поставил 27 полномасштабных постановок; показаны 642 спектакля для детей и взрослых; их увидели 14,5 тыс. зрителей.
С первых кадров фильма ясно, что Михаил Данилович — не из тех, кто ищет лёгких путей в творчестве. Перед зрителем проходят кадры репетиционных моментов спектакля «Пир во время чумы». Очевидно, что режиссер он требовательный, порой жесткий. Но справедливый. При вхождении в роль настраивает самодеятельных артистов на полную самоотдачу.
В спектакле «Пир во время чумы» все идёт по тексту и одновременно – всё по-своему. Одна из самых жестких «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина сохранена режиссером в чистоте. Но в нём нет смертельной тяжести финала. Старик, которого играет Литвинов, обращается к запершимся в замке людям как со словами укора, так и утешения. Он становится как бы полюсом новой силы, внушающей надежду и свет. И светлеют лица зрителей.
На представлениях театра зал забит до отказа. Но нигде, никогда, ни с кого Литвинов не берёт денег. Это принцип. Все, как в советское время, делается бесплатно. Значит, и выгоды у актеров никакой нет. А они идут к «мастеру» по первому зову. Репетируют. Шьют костюмы, готовят и убирают зал, делают декорации. В фильме мы видим, как артист В. Задов, сыгравший роль Председателя Вальсингама, у себя во дворе вместе с сыном монтируют стол, за которым в самом начале спектакля актеры будут сидеть.
Зрители, пришедшие на презентацию, видят репетиции и домашние заботы актеров. Сельская жизнь нелегка. И животных надо покормить, и дом обиходить. Одной духовной пищей жив не будешь. Но и без неё те, кто однажды прикоснулся к театру, жить уже не могут. В этом предельная высота и честность документального фильма.
Тамара ДРУЖИНИНА
Фото Виктора Нестеренко