НЕТ ГАРМОНИИ В «АРОНИИ»
Жители дачного кооператива хотят иметь городскую инфраструктуру
Улицы Тюльпановая, Ландышевая, Сиреневая – это в дачном кооперативе «Арония», что на северо-западе Ставрополя, в районе бульвара Зеленая роща. Ландышевая как раз выходит на Зеленую рощу. Названия этих дачных улиц, очевидно, не официальные, а используются только в «Аронии». Поскольку на юго-западе города, в 530-м квартале, тоже есть Ландышевая и Тюльпановая. Они указаны в списке городских улиц, то есть узаконены. Есть в этом списке и Сиреневая, но не та, что в «Аронии», а в садовом товариществе «Нива».
Не тратят ни копейки
Сейчас, из-за дороговизны жилья в Ставрополе, на территории дачных пригородных кооперативов обитает много горожан. Немало постоянно живущих людей и в «Аронии». По словам секретаря регионального отделения Партии пенсионеров России Геннадия Христенко, который взялся говорить от имени дачников «Аронии», из 470 членов кооператива — около 400 прописаны там.
Мы спускаемся с Христенко на машине вниз по Ландышевой, а навстречу нам вверх, очевидно, на автобусную остановку, что на Зеленой роще, поднимается группка младших школьников с портфелями (учатся, наверное, во вторую смену), девушка не без труда толкает коляску с ребенком.
— Наш дачный кооператив находится фактически на земельных угодьях в черте Ставрополя. Эти люди, которые здесь живут, работают на предприятиях и в организациях города. Дети учатся в городских школах, – рассказывает Геннадий Христенко. — Но власти Ставрополя нас не учитывают. Из бюджетных средств, выделяемых городу на создание и развитие инфраструктуры, на нас не тратится ни копейки. Вот на бульваре Зеленая роща есть асфальт, там ходят автобусы и маршрутки, а на наших улицах — гравийное покрытие — и никакого транспорта. Люди терпят неудобства.
Христенко ссылается на постановление правительства РФ об устойчивом развитии сельских поселений в России с 2014 до 2020 года, согласно которому поселки постоянного проживания людей, возникшие на месте дачных и садовых некоммерческих объединений граждан, должны переводиться в городские территории или сельские населенные пункты.
Две машины не разъедутся
Обычно проезды в дачных кооперативах, которые планировались еще в советское время, – не широкие. Две машины едва разъезжаются. Не широка и улица Ландышевая, выходящая на бульвар Зеленая роща. А другие улицы в «Аронии» – Тюльпановая, Сиреневая — еще уже.
На Сиреневой, например, ширина проезда – 3,5 метра. Какой же транспорт здесь можно пустить?
— Да, — соглашается Христенко, – здесь, конечно, не то что автобус, и маршрутка не проедет. Но по плану между заборами противоположных дачных участков должно быть 6,5 метра. По 1,5 метра на тротуары с двух сторон и 3,5 метра — на проезжую часть. Я это знаю, потому что сам раньше был председателем дачного кооператива.
Но дачники считают, что проблема узких проездов – решаемая. Когда «Арония» станет полноценной городской территорией, муниципальные власти должны заставить тех, кто «выехал» за «красную линию», передвинуть свои заборы, вернуться к проектным границам.
Но это дело, конечно, не простое – хлопотное и нескорое. Пока же жители «Аронии» были бы рады, если бы городские власти раскошелились на асфальтовое покрытие для хотя бы «главной» улицы кооператива — Ландышевой и организовали по ней движение маршрутного такси. Чтобы маршрутка доезжала хотя бы до домика правления товарищества. «А то школьный автобус бы еще пустили, – совсем уж размечтались дачники, — детишек очень жалко, как они по нашим колдобинам пробираются в школу».
Влад БОЧАРОВ
Фото Виктора Нестеренко
КОММЕНТАРИЙ
Председатель правления Союза садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений города Ставрополя Зинаида Вихарева:
— То, о чем говорят жители «Аронии» — переводе поселков постоянного проживания людей, возникших на месте дачных кооперативов, в городские территории — это возможности будущего. Пока же еще ни одно дачное общество в Ставрополе до сих пор не стало городской территорией. Хотя многие уже находятся в черте города.
Дачные участки — это земли для садоводства. Не для индивидуальной жилой застройки, а для садоводства. Хотя я могу предположить, что многие садовые домики в «Аронии» переведены под ИЖС. Но статус земли остался прежним. Изменить его достаточно проблематично.
Администрация Ставрополя говорит, что если земли садоводческого товарищества перевести в городскую территорию, то жители сразу же начнут ставить вопросы дорог, магазинов, детского сада, школы, поликлиники. Это огромные расходы для бюджета.
Поэтому проблему дорог в кооперативе дачники «Аронии» сейчас могут решить только за свой счет. Хотят они, чтобы у них были дороги, пусть собирают деньги и строят. Возможен и вариант софинансирования. Это 50% — деньги садоводов, 50% — средства из городского бюджета, из суммы, которая выделена для садоводства в целом. В этом году мы добились, чтобы нам выделили 2 миллиона рублей. Хотя до сих пор этих денег нет.
Но решение вопроса получения субсидии на условиях софинансирования возможно только через конкурс. А у нас в городе 233 садоводческих товарищества, и все хотят получить субсидию. Кто из них пройдет этот конкурс — пока неизвестно. У нас многие общества не могут выполнить конкурсные условия, поэтому получают отказ.
Что касается транспорта… Мы с большим трудом добиваемся, чтобы хотя бы в сезон дачникам обеспечивали проезд к садоводческим товариществам. Как можно ближе. Сейчас сезон закончится, и транспорта не будет. На данный момент перевозками дачников занимаются частники, а с ними договориться сложнее: если маршрут нерентабелен — не хотят ездить.
Чтобы по улице пустить городской транспорт – автобусы или маршрутки – должна быть достаточной ширина проезда. А в дачных товариществах улицы, как правило, очень узкие. «Арония» в вопросах благоустройства и обеспечения транспортом еще в лучшем положении, чем другие садовые товарищества города.
Кстати, «Арония» не входит в наш городской Союз садоводов, контактов с этим дачным кооперативом нет.