№ 42 (3721) 24.10.2018

ЖИЗНЬ В РИТМЕ ДЖАЗА

Юрию Саульскому вчера исполнилось бы 90 лет

Известному композитору, народному артисту РСФСР Юрию Сергеевичу Саульскому 23 октября могло бы исполниться 90, но он скончался 15 лет назад, не дожив двух месяцев до 75-летия. О нем и поныне напоминают написанные им песни и джазовые композиции, которые до сих пор не сходят с эстрады, а также музыка к кинофильмам.

На пути к любимому жанру

Но при таком музыкальном разнообразии первое, что приходит на ум при упоминании о Саульском, это непритязательная песенка «Черный кот», которую он написал на слова Михаила Танича в 1963 году. Эта песня, после того, как была исполнена по радио Тамарой Миансаровой, стала настоящим хитом и звучала из всех окон, на городских и сельских сценах, на танцплощадках. Однако такая музыка не находила понимания у чиновников, отвечающих за развитие отечественной музыкальной культуры. Автору припомнили и его стремление легализовать «чуждый нашей стране» джаз.

Откуда же у совсем молодого музыканта, воспитанного на традиционных мелодиях, такая тяга к джазу? Его мать, Екатерина Юрьевна, пела в Государственном академическом русском хоре Свешникова, в основе репертуара которого были классические произведения. Отец, Сергей Васильевич, юрист по профессии, получил хорошее музыкальное образование и прекрасно играл на фортепьяно. Сам Юрий с раннего детства осваивал этот инструмент, а также игру на виолончели в Гнесинской школе. Когда началась война и враг близко подошел к столице, им пришлось эвакуироваться в Сибирь. Здесь тринадцатилетний подросток поступил в военное музыкальное училище, где учился играть на валторне. По возвращении в Москву Юрий с 1945 по 1949 год продолжил обучение в музыкальном училище при Московской консерватории по классу валторны. Кстати, умение играть на этом инструменте позволило ему принять участие в Параде Победы, состоявшемся в июне 1945 года. Из училища юноша перешел на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, который и окончил в 1954 году.

Казалось бы, была заложена твердая классическая основа. Но, еще будучи школьником, Юрий часто бегал в кинотеатры, где перед сеансами играли оркестры, исполнявшие музыку знаменитого в то время Александра Цфасмана, очень близкую к джазовой, или мелодии биг-бэнда Александра Варламова. Вернувшись домой, он старался воспроизвести на рояле то, что запомнил. В послевоенные годы в нашу страну хлынул поток зарубежных фильмов, где тоже нередко звучали джазовые мелодии, а в Москве открылся «Коктейль-холл», куда приходили провести вечер композиторы, поэты, журналисты, дипломаты и студенты. Завсегдатаем таких вечеров стал и юный Саульский. А еще, имея радиоприемник, можно было поймать волну «Голоса Америки» и тоже послушать джазовые мелодии, что он и делал.

В 1948 году началось гонение на чуждую советской культуре музыку, трудно было найти необходимые для джаза инструменты, этот период потом получил название «эпохи разгибания саксофонов». Саульский, уже имея диплом консерватории, в 1954 году стал музыкальным руководителем эстрадного оркестра Дмитрия Покрасса при ЦДКЖ, откуда в той же должности в следующем году перешел в легендарный джазовый оркестр Эдди Рознера, который был ему ближе по духу. Вместе с Рознером Саульский сочинил музыку, с которой оркестр вошел эпизодом в фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», вышедший в 1957 году. Но ему хотелось самостоятельности, и он становится руководителем молодежного биг-бэнда «ЦДРИ». Здесь, при Центральном доме работников искусств, начинали свой путь многие музыканты, получившие впоследствии широкую известность: Георгий Гаранян, Борис Бычков, Алексей Зубов и другие. В 1957 году в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на который съехались представители 130 стран мира. Оркестр Саульского принял участие в джазовом конкурсе, проходившем в рамках фестиваля, и завоевал серебряную медаль. На закрытии фестиваля звучала его «Прощальная» в исполнении молодой певицы Капиталины Лазаренко. Вроде все складывалось неплохо, но вскоре, борясь со «стилягами», биг-бэнд Саульского признали чуждым для нашего искусства и расформировали.

Лишившись официального места, Юрий зарабатывал разовыми контрактами, аранжировками, сочинением музыкальных заставок на радио и только что появившееся телевидение. Это ему принадлежит мелодия «В урочный день, в урочный час», которой открываются игры КВН. В течение четырех лет он брался за все, что было возможно, так как давно уже был женат на скрипачке, с которой познакомился еще во время учебы в Гнесинке, и имел двух сыновей – Игоря, родившегося в 1952 году, и Андрея, 1960-го года рождения. Старший некоторое время был клавишником в ансамблях «Скоморохи» и «Машина времени». Потом, как вспоминает Александр Градский, ставший другом семьи, они с Игорем «заболели» рок-н-роллом и вместе организовали группу при Доме культуры энергетиков. Сын как-то пригласил отца послушать их, ребята сыграли вариации на темы группы «Led Zeppelin». Юрию Сергеевичу музыка очень понравилась, но входивший в моду рок-н-ролл в нашей стране с трудом пробивал себе дорогу, подвергаясь тем же гонениям, что и джаз. Даже обладавший большой пробивной силой Юрий Сергеевич не смог помочь сыну. Игорь уехал в Америку, где занимается бизнесом, так как музыка там прокормить его не могла. Младший, Андрей, остался в своей стране, работает оператором и фотохудожником.

«ВИО-66»

После нескольких лет неопределенного положения Саульский получает место дирижера оркестра Московского мюзик-холла, что, конечно, его мало устраивает. Наконец в 1966 году он становится руководителем созданного при Росконцерте вокально-инструментального оркестра «ВИО-66». Он сам подбирает музыкантов и солистов, одним из которых стал певец Вадим Мулерман. Переживший в юности немало ограничений, запретов и даже гонений, Юрий Сергеевич охотно дает дорогу молодым исполнителям. Помимо Капиталины Лазаренко, с его песнями начинали свою артистическую карьеру Майя Кристалинская и Нина Бродская.

Однажды осенним днем на прослушивание пришла девятнадцатилетняя студентка Института имени Гнесиных Валентина Толкунова. Чуть ли не с первых звуков ее голоса Саульский понял, что эта певица создана именно для его оркестра. А еще через некоторое время почувствовал, что влюблен в нее безоглядно. Оказалось, что и девушка, собиравшаяся замуж за другого человека, отвечает ему взаимностью. Так неожиданно вспыхнувшее чувство привело к тому, что свадьба состоялась уже через два месяца после знакомства.

Для своей Валентины и для многих других молодых исполнителей Юрий Сергеевич, разменявший четвертый десяток, пишет новые песни. Люди, хорошо знавшие Саульского, говорили, что «энергия била из него ключом». Ритм жизни композитора, наполненной неожиданностями, напоминал вариации его любимого джаза. Он успевал повсюду: руководил оркестром, писал музыку в разных жанрах не только для отдельных исполнителей, но и для групп, для кинофильмов и телеспектаклей, балетов и мюзиклов, занимался организацией фестивалей, оказывал поддержку молодым коллективам, особенно тем, кто стремился к новому, необычному, в числе которых были «Машина времени» и «Арсенал».

Как всякий увлекающийся человек, он был влюбчив, поэтому брак с Валентиной Толкуновой продержался недолго. Следующей его супругой стала актриса Театра Советской армии Валентина Асланова. После нее была тоже театральная актриса Ольга Селезнева. Саульский стал отцом близнецов – Романа и Анны, которые ныне работают на телевидении. Кто-то заметил, что с каждой из этих трех жен Юрий Сергеевич прожил по четыре года. В шутку его прозвали «строителем Москвы», так как он строил кооперативные квартиры и оставлял их женам, с которыми расставался.

Ужель та самая Татьяна?

Перемены в личной жизни, как видно, не мешали творчеству, потому что именно в 60 – 80-е годы Саульский создает наиболее значительные произведения и ведет самую активную общественную деятельность в сфере музыкального искусства. К 50 годам автор песен «Бесконечное объяснение», «Весенняя капель», «Тополиный пух», «Снежинка», «Я жду весну», «Баллада о времени», «Не покидает нас весна», «Тихие города» и многих других стал такой крупной фигурой в музыкальном мире, что его именовали патриархом отечественной эстрады. Исполнителями его произведений были Елена Камбурова, Олег Анофриев, Людмила Сенчина, Юрий Богатиков, София Ротару и другие известные мастера песенного искусства. Позднее, когда на эстраде появилось новое поколение талантливых исполнителей, песни Саульского включали в свой репертуар Валерий Леонтьев, Александр Градский, Лариса Долина и многие другие.

Саульский, которого прежде долго не принимали в Союз композиторов СССР из-за его приверженности к джазу, уже несколько лет был секретарем этой организации и очень влиятельным человеком. Он становится непременным участником самых разных жюри. Зная по себе, как легко ранит творческую натуру недоброжелательное отношение, он дал себе клятву судить беспристрастно и неукоснительно придерживался данного слова.

В феврале 1979 года Юрий Сергеевич заседал в жюри Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в Ленинграде. Работу этого мероприятия освещала 24-летняя журналистка Татьяна Карева. Она тоже окончила Гнесинское училище, была по образованию музыковедом, поэтому, став журналисткой, в вопросах музыкальной культуры разбиралась профессионально. Как-то после одного из утренних прослушиваний девушка забирала дубленку из гардероба, Саульский, помогая ей одеться, спросил: «Можно я сегодня буду вашим кавалером?» Она ответила: «Попробуйте». Он попробовал, и скоро их деловое общение переросло в дружеское, поскольку обнаружилось много общего во взглядах не только на искусство, но и по многим жизненным позициям. Они даже родились в один день – 23 октября, только с разницей почти в 30 лет. Конкурс еще не закончился, когда Юрий Сергеевич понял, что встретил ту самую женщину, которая «предначертана ему высшими силами». Несколькими годами раньше он написал песню «Татьянин день», будто чувствуя, что встретит свою Татьяну. И, может быть, даже сам не предполагал, что на этот раз его союз с любимой женщиной продлится не четыре, а 24 года. Как сказала в интервью Татьяна Николаевна, они «не отягощали друг друга» и за все время совместной жизни ни разу не поссорились. Юрий Сергеевич, очень легкий в общении, динамичный, остроумный, добрый, имел много друзей, в числе которых были Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Евгений Светланов, Александр Ширвиндт, Аркадий Арканов, Ролан Быков… Он готов был дружить со всеми, кто этого хотел.

Сбылась мечта юности

Вполне справедливо мнение, что «погода в доме» оказывает немалое влияние на душевное состояние человека, тем более творческого. В 70–90-е годы, продолжая писать песни, которые тут же попадали на эстраду, Саульский отдает предпочтение более крупным музыкальным формам. Он пробовал себя в этом еще в юности, сочинив инструментальные композиции «Соло для ударных», фантазии на темы песен Исаака Дунаевского и Чарли Чаплина, каприччио для 4-х саксофонов, танцевальную сюиту «Лето», сюиту из музыки к спектаклю «Вся королевская рать»… С начала 70-х он продолжил работать в этом направлении и в результате стал автором музыки более чем к 20 театральным постановкам и к 50 с лишним фильмам. Уже в более поздние годы им написана музыка к балетам «Сеньора из Валенсии» (1987) и «Театр» (1990), он автор мюзикла «Крошка Ц» (1992), в основу которого положено произведение Гофмана.

И, конечно, он не мог обойти вниманием свою любимую тему и написал сюиту «Этот старый добрый джаз», тем более что противодействие этому жанру со стороны музыкального чиновничества в 80-е годы ослабло. В начале 90-х Саульский, избранный президентом Международного джазового ангажемента, уже официально раз в два года организовывал международные фестивали джаза в Москве. С 1998 года они стали проводиться ежегодно в саду «Эрмитаж», на открытом воздухе, а также в Сочи, Минске и Оренбурге. А тремя годами раньше вместе с Министерством обороны РФ он провел Всероссийский фестиваль армейских биг-бэндов. Закрепилась на нашей эстраде и пробившая себе дорогу рок-музыка, которую Саульский всячески поддерживал. Он вошел в состав жюри одного из первых рок-фестивалей «Весенние ритмы», проходившего в Тбилиси. Наконец он мог сказать, что воплотил в жизнь мечту юности. А главное, теперь у него была возможность свободно работать в любимом жанре. Тяжелая болезнь прервала этот творческий полет в ритме джаза, но замечательный композитор успел сделать так много, что о нем еще долго будут помнить почитатели его творчества.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх