№ 50 (3729) 19.12.2018

МАРАФОН ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

О возрасте женщины говорить не принято, но тут исключительный случай – художественному руководителю московского театра «Современник», народной артистке СССР, Герою Труда Российской Федерации Галине Борисовне Волчек, которой высокую награду вручал в 2017 году лично Президент страны В. В. Путин, сегодня исполнилось 85 лет.

Проявила характер

Юбилей – это повод для того, чтобы вспомнить основные этапы ее творчества. Она с детства стремилась на сцену, и непременно во МХАТ! Кино ее не привлекало. Может, потому, что эта среда казалась ей обыденной. Отец Галины — Борис (Бер) Израилевич Волчек был некоторое время оператором-постановщиком у известного режиссера Михаила Ромма и вместе с ним работал над фильмами «Пышка», «Ленин в Октябре», «Мечта», «Секретная миссия», «Убийство на улице Данте». Затем сам поставил несколько картин, где выступал одновременно как сценарист, режиссер и оператор: «Сотрудник ЧК», «Обвиняются в убийстве», «Командир счастливой «Щуки»… За свои работы он получил три Сталинские премии и одну Государственную премию СССР. Позже перешел на преподавательскую работу, стал профессором, получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Мать — Вера Исааковна Маймина, окончив ВГИК, стала сценаристом.

Знакомая с детства «кухня» кинематографии, полная суеты и непредсказуемости, не нравилась Галине. По ее мнению, артист должен разговаривать со зрителями непосредственно со сцены, вот туда она и стремилась.

Как пишет известный писатель Глеб Скороходов, не раз встречавшийся с Галиной Волчек, после окончания седьмого класса она пошла поступать в Школу-студию МХАТа, но ей объяснили, что это вуз и для поступления требуется полное среднее образование. В следующем году она сдала экзамены экстерном и получила желанный аттестат, с которым и отправилась в 15 лет штурмовать театральные вузы, в том числе студию МХАТ, куда ее приняли. Полгода училась кое-как, и ее чуть не отчислили, особенно из-за провалов на курсе актерского мастерства. Но тут в ней заговорил особенный характер, благодаря которому она стала завоевывать одну позицию за другой и скоро вошла в число лидеров курса.

«Продалась театру»

Однокурсница Волчек Людмила Иванова (Шурочка из «Служебного романа») вспоминала, что, несмотря на неординарную внешность, около Галины всегда были поклонники. Сама же Волчек как-то сказала, что у нее было «два брака, несколько романов и одно заблуждение». Первым мужем стал появившийся вдруг на 3-м курсе уже работавший ранее в театре Евгений Евстигнеев, всегда небрежно одетый, лысый, невзрачный. Галя первая поверила в его гениальность и вышла за него замуж. Она его приодела, и он совершенно преобразился. Они прожили 9 лет, у них родился сын Денис, который стал известным режиссером. Мать считается с его мнением и не выпускает спектакль, пока сын его не посмотрит.

Вторым мужем Галины Борисовны стал московский ученый, профессор строительного института Марк Абелев, человек с тонким чувством юмора, но и с ним длительного брака не получилось. «Заблуждением» был ученый-физик Владимир, который так и не решился покинуть семью, несмотря на сильные чувства с обеих сторон. В конце концов Галина Борисовна решила, что не создана для семейной жизни, так как «продалась театру».

Прорыв на Запад

Училась Волчек в одно время с Олегом Ефремовым, который задумал создать новый молодежный театр. Галина и Евгений вошли в состав новой группы, которая стала основой «Современника». Ефремов привлекал ее к режиссуре, они вместе ставили некоторые спектакли, а в 1962 году Волчек самостоятельно поставила спектакль по пьесе Гибсона «Двое на качелях», который имел успех и не сходил со сцены более 30 лет. В 1966 году Галина Борисовна поставила спектакль по роману Гончарова «Обыкновенная история», он был признан одним из лучших, за что ей вручили Государственную премию СССР. Возглавив «Современник», Ефремов отдал Волчек бразды главного режиссера, а когда уходил во МХАТ, она стала художественным руководителем театра и находится на этом посту вот уже 30 лет.

Заслугой «Современника» считают «прорыв» на Запад, произошедший в разгар «холодной войны». В 1978 году Волчек получила приглашение из Хьюстона (США) в театр «Аллей», чтобы поставить пьесу Михаила Рощина «Эшелон». А потом последовали приглашения на постановки спектаклей из Германии, Ирландии, Венгрии, Финляндии, Польши… Галина Борисовна также читала лекции и ставила спектакли в Нью-Йоркском университете. В 1990 году в рамках культурной программы «Игры доброй воли» в Сиэтле (США) были показаны два спектакля, поставленных Галиной Борисовной: «Три сестры» А. П. Чехова и «Крутой маршрут» по книге Е. С. Гинзбург. Знаменательными стали гастроли «Современника» в 1996-97 годах в Нью-Йорке на Бродвее, которые состоялись здесь впервые после выступлений Московского Художественного театра, проходивших еще в 1924 году. Гастроли «Современника» были удостоены престижной премии «Драма Деск», которую впервые дали не американскому театру. На родной сцене в это время с успехом продолжали идти поставленные Волчек спектакли «На дне», «Пигмалион», «Принцесса и дровосек», «Свой остров», «Погода на завтра», «Плаха», «Звезды на утреннем небе» и другие, всего их более тридцати. Она все реже выходила сама на сцену, так как поняла, что ее истинное призвание – режиссура.

Иногда Галина Борисовна принимала приглашение сняться в каком-то фильме. У нее были второстепенные роли в картинах «Дон Кихот», «Грешный ангел», «Король Лир», «Первый курьер» и других. Отметить, пожалуй, можно две. «Строится мост» потому, что играли с Евстигнеевым интимные сцены, а сами в это время разводились. В «Осеннем марафоне» она создает образ мямли-неудачницы, совершенно противоположный ее характеру. Сама она твердо следует по избранному маршруту, совершая марафон длиною в жизнь, и, несмотря на то, что из-за болезней приходится работать в инвалидной коляске, с дистанции не сходит!

Идиллия ДЕДУСЕНКО

КСТАТИ

Этот материал на нашем сайте ровно четырехтысячный!

Наверх