КОРОЛЕВА ОПЕРЕТТЫ
Королева оперетты родилась 31 декабря
В последний день далекого 1928 года, когда вся Москва готовилась встретить новогодний праздник песнями и хороводами, в столичном роддоме появилась на свет девочка, ставшая затем известной актрисой. Она и поныне остается единственной представительницей оперетты, которой было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Это Татьяна Ивановна Шмыга.
Выбор сделан
Ее семья принадлежала к числу польских мигрантов, которые в период Первой мировой войны приехали в Россию, где и поселились. Отец девочки, Иван Артемьевич Шмыга, был заместителем директора одного из московских заводов, мама, Зинаида Григорьевна, тоже не имела никакого отношения к творческой профессии. Однако, как интеллигентные и образованные люди, они посещали театры, концерты, слушали песни модных в ту пору Петра Лещенко, Леонида Утесова, считались почитателями бальных танцев и даже получали призы за свои выступления на праздничных мероприятиях.
Дочь поначалу не питала интереса к искусству, она была молчаливой, стеснительной и мечтала стать юристом. Но как-то обнаружилось, что у Тани неплохое лирическое сопрано. Ей посоветовали брать частные уроки пения. Если уж быть певицей, то камерной, думала Татьяна, поэтому брала уроки у профессора Московской консерватории Ксении Григорьевны Носьковой и разучивала с ней романсы.
Одновременно посещала школу при музыкальном техникуме им. Ипполитова-Иванова и отрабатывала домашние задания на пианино «Красный Октябрь», которое ей купили. Затем класс перевели в школу им. Чайковского, где она продолжила обучение. Все это и повлияло на окончательное решение Татьяны о профессии – в 1947 году она поступила в музыкально-театральное училище им. Глазунова. Проучившись там четыре года, вдруг на экзамене сорвала голос. Хотела бросить все, но вмешались преподаватели и директор училища, и Татьяна продолжила обучение, теперь уже в ГИТИСе, куда на вновь созданный факультет музыкального театра перешла вокальная кафедра их училища. Чтобы восстановить голос, потребовались большая сила воли и терпение, а также умение преподавателя пения Доры Белявской. Татьяна потом с большой благодарностью вспоминала всех, кто не позволил ей спасовать, кто передавал ей свое мастерство.
Союз с Канделаки
Но вот наступил 1953 год, на руках у юной певицы красный диплом. Игорь Туманов, стоявший во главе Московского театра оперетты, взял выпускницу престижного вуза сразу в основной состав и предложил для дебюта роль Виолетты в «Фиалке Монмартра» Имре Кальмана. Татьяну немного пугало предстоящее выступление, ведь актер этого жанра должен не только уметь петь, но и танцевать и обладать драматическим дарованием, а она пока еще сомневалась в себе. Как всегда, помог стойкий характер. Буквально с первых шагов на сцене обнаружилось, что в юной актрисе гармонично сочетаются все грани таланта, а в каждом созданном ею образе проявляются ее искренность, душевность, проникновенный лиризм и в то же время праздничная искрометность, что особенно важно для оперетты. И сам руководитель как-то заметил, что «Шмыга – будущее театра». Однако поработать вместе им довелось немного, так как Туманов ушел из-за разногласий с труппой, в частности со старшим поколением. Тогда в театре оперетты было еще немало актеров, выступавших в традиционных амплуа классической оперетты, а режиссер предпочитал просто пьесы с музыкой, где преобладала драматургическая основа, и постановки стали терять присущее им карнавальное веселье, которое более всего и привлекало публику.
Спасти положение взялся известный певец Владимир Канделаки, который довольно успешно занимался и режиссурой. Он возглавил коллектив театра в январе 1954 года. И в самом деле, при этом главном режиссере наступил расцвет московской оперетты. Канделаки, опираясь на классику, активно сотрудничал и с современными композиторами, произведения которых соответствовали требованиям «веселого жанра», — Исааком Дунаевским, Юрием Милютиным, Тихоном Хренниковым… Так появились в репертуаре «Белая акация», «Сто чертей и одна девушка», «Москва – Черемушки», «Весна поет», «Поцелуй Чаниты», «Девичий переполох» и другие.
Татьяна Шмыга в этот период была замужем за профессором факультета журналистики МГУ Рудольфом Борецким, с которым связала свою судьбу еще в студенческие годы, но общие интересы сблизили ее с Владимиром Аркадьевичем, и она рассталась с первым мужем. При новом режиссере Шмыга стала исполнять все главные роли. Снова вернулась в свою любимую «Фиалочку», но уже в образе Нинон с ее знаменитыми куплетами «Карамболина», была Розалиндой в «Летучей мыши», Элизой Дулитл в «Моей прекрасной леди»… В музыкальных комедиях советских композиторов она создала около двадцати незабываемых образов, полных лиризма и жизнерадостности. Выступала и с концертами, исполняя партии Мариетты («Баядера»), Ганны Главари («Веселая вдова»), Николь («Кварталы Парижа») и другие. Стала непременной участницей «Новогодних огоньков», что сделало ее известной на всю страну. Но еще большую популярность принесла ей роль французской актрисы Луизы Жермон в фильме «Гусарская баллада».
Жизнь не кончается
Годы совместной работы с Канделаки стали для Татьяны Шмыги подлинным расцветом ее творчества, чего не скажешь о супружестве. Постоянные ссоры истощили терпение актрисы. Прожив вместе 20 лет, Шмыга и Канделаки расстались. Третьим супругом Татьяны Ивановны стал композитор Анатолий Кремер, работавший главным дирижером в Театре сатиры, автор музыки ко многим спектаклям и фильмам. Специально для нее он написал музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн». С ним актриса обрела семейное счастье, длившееся 35 лет, вплоть до ее кончины.
В книге «Счастье мне улыбалось», вышедшей в 2001 году, Татьяна Ивановна делится воспоминаниями о своей жизни, в которой было немало сложностей, но атмосфера оперетты давала ощущение постоянного праздника, яркого карнавального шествия. И она умела передать это ощущение зрителям. Даже тогда, когда боли в ногах стали невыносимыми, она «легко» выходила на сцену, и никто не замечал, какого труда это ей стоило. Наконец в апреле 2010 года актрису госпитализировали из-за проблем с сосудами, а когда медикаментозное лечение не помогло, вынуждены были ампутировать ногу до бедра. 3 февраля 2011 года ее не стало. В спектакле «Джулия Ламберт» она пела: «Пусть проходят года. Не кончается жизнь никогда». Жизнь королевы оперетты продолжается в памяти почитателей ее удивительного таланта.
Идиллия ДЕДУСЕНКО