РОМАНТИК СЦЕНЫ И ЭКРАНА
Сегодня народному артисту СССР Василию Лановому исполняется 85 лет
В этот день хочется вспомнить некоторые факты его непростой жизни, образы сыгранных им киногероев, которыми будут восхищаться еще многие поколения зрителей.
Неожиданные встречи
Начну, пожалуй, с того, что мне довелось несколько раз видеть его в жизни, а не только на экране. Я жила в Ялте, когда снимался фильм «Триста лет тому…» (1956 г.). Некоторые эпизоды этой исторической ленты о национально-освободительной борьбе под руководством Богдана Хмельницкого против польско-шляхетского господства украинская киностудия Довженко, видимо, снимала в этом городе, и с артистами можно было просто столкнуться на улице, что и случалось. Потом прочла в титрах, что в роли поручика Бронислава Оржельского снимался Василий Лановой, который был уже известен по фильму «Аттестат зрелости».
Второй раз видела его в спектакле, когда была в командировке в Москве в середине 80-х. Названия пьесы не помню, но представление вахтанговцев проходило не в помещении театра, а во Дворце им. Горбунова. Василий Лановой играл в паре с Людмилой Максаковой, которая, будучи еще довольно молодой, представляла старуху. Их было только двое на сцене, но смех в зале не умолкал на протяжении всего спектакля, настолько ярко и талантливо они играли.
И, наконец, сентябрь 2010 года, Пятигорск. В городе проходил Фестиваль Книги, участниками которого стали некоторые известные писатели, кинорежиссеры и артисты.
В рамках фестиваля были их встречи со зрителями, где они рассказывали о себе, о своей работе, делились планами, а для журналистов была организована пресс-конференция, где мы уже могли задать интересующие нас вопросы. Василий Семенович был среди участников пресс-конференции. После этого группа журналистов пожелала сфотографироваться с любимым артистом, и он, как человек деликатный, не отказал.
На пути к славе
Мои личные впечатления лишь небольшое добавление к тому, что известно об этом замечательном актере. Хочется подчеркнуть, что и в кино, и в жизни он предстает, прежде всего, как интеллигентный, порой даже аристократичный человек, хотя родился и рос в простой семье. Его родители, украинские крестьяне, жили в глухом селе в Одесской области, но в 30-е годы по приглашению родственников переехали в Москву, где и обосновались, устроившись работать на завод. Василий родился в столице в 1934 году. 22 июня 1941 года вместе с двумя сестренками Вася прибыл на отдых к бабушке с дедушкой, и тут только они узнали, что началась война. Вернуться домой дети уже не могли, так и получилось, что им пришлось долгое время провести в селе на оккупированной территории, а родители в это время трудились на химическом заводе в Москве. В первый класс Вася поступил с опозданием на три года, когда уже вернулся домой, но это не помешало ему окончить школу с золотой медалью. В детстве он дружил с Володей Земляникиным, тоже будущим артистом. Однажды они гуляли и увидели на доске объявление, что во Дворце культуры завода имени Лихачева будут показывать спектакль «Том Сойер», поставленный силами драмкружка. Они его посмотрели и сами захотели играть. Их охотно приняли «в артисты». Казалось, вопрос с будущей профессией решен. Окончив школу в 1951 году, отбор в Щукинское училище Лановой прошел блестяще – оказался в числе двоих, кого приняли из 150 претендентов. Но вдруг забрал документы и поступил на факультет журналистики МГУ. Проучился всего полгода, когда ему предложили главную роль в фильме «Аттестат зрелости». А предложили потому, что за роль Валентина Листовского в спектакле с тем же названием, поставленном их драмкружком, он получил главную премию Всесоюзного конкурса самодеятельных театров. В МГУ отсутствие на занятиях из-за съемок, естественно, не приветствовали, да и сам юноша понял, что у него совсем другое призвание, и «с повинной» вернулся в театральное училище, куда его снова приняли. Когда картина «Аттестат зрелости» вышла на экраны, о молодом артисте заговорила вся страна. Еще большую известность принесла ему роль Павки Корчагина в одноименном фильме, созданном по книге Николая Островского «Как закалялась сталь», которая, можно сказать, досталась ему случайно. В этой роли уже начал сниматься хорошо известный зрителям Георгий Юматов, но он внезапно надолго заболел. Режиссеры Алов и Наумов не могли больше откладывать съемки и начали искать другого исполнителя. Случайно оказавшись в павильоне, где работали над фильмом «Триста лет тому…», увидели студента 3-го курса Щукинского училища Ланового и сразу поняли: то, что надо. Создав классический образ комсомольца двадцатых годов, молодой актер сумел наделить его романтическим ореолом, что особенно привлекало зрителей.
Легендарный Варрава
Красивый, высокий, статный, в молодости Лановой уже сам по себе представлял готовый образ романтического героя, поэтому неудивительно, что на роль капитана Грэя в фильме «Алые паруса» никого, кроме него, и не искали, хотя самому ему она не очень нравилась. В следующих картинах ему довелось играть представителей высшего дворянского общества, с чем он тоже прекрасно справился. Всего в его фильмографии более 60 ролей. Зрителям запомнились не только такие, как, скажем, Вронский в картине «Анна Каренина», но и совсем небольшой эпизод в «Полосатом рейсе» — такова уж сила таланта этого артиста. Но, на мой взгляд, всех превзошел легендарный Иван Варрава в киноэпопее «Офицеры».
Теперь даже трудно поверить, что Лановой не хотел сниматься в этой роли, поначалу она казалась ему скучной. Возможно, к тому же не хотелось встречаться на съемочной площадке с Георгием Юматовым, у которого, сам того не желая, он «отобрал» роль Павки Корчагина. Но общая работа их сдружила. Позднее Василий Семенович признавался:
«То, что мне удалось сыграть Ивана Варраву так, что тысячи юношей (а мне рассказывал об этом тогдашний министр обороны маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко) решили связать свою жизнь с армией, заслуга и режиссера Владимира Рогового. Он четко определил мою роль: «Василий, на тебе вся романтическая часть нашей трагической истории, ее свет, ее мечта. А реальность трагедии – на Юматове и Покровской». И хотя в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я, наверное, все-таки романтик. И по-прежнему верю в светлое начало в человеке. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Варравы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих».
Эту военную драму сразу же после выхода ее на экраны страны в 1971 году назвали «шедевром патриотического кинематографа». А журнал «Советский экран» назвал Василия Ланового лучшим артистом 1971 года.
Фильм «Офицеры» — большая удача не только Ланового, но и Юматова, сыгравшего Алексея Трофимова, и Алины Покровской, которая, кстати, получила эту роль лишь после того, как со съемочной площадки ушла утвержденная на нее Елена Добронравова, не сойдясь во взглядах с режиссером. Она хотела, чтобы ее героиня Любочка, жена Трофимова, отвечала взаимностью Варраве, а Роговой был категорически против «любовного треугольника». И для режиссера, у которого фильм «Офицеры» был лишь вторым, который он снял самостоятельно, стал знаковым, прославившим его на долгие годы. Невозможно назвать всех создателей фильма, но все же нельзя не упомянуть автора сценария Бориса Васильева, известного нам также по фильму «А зори здесь тихие», и его соавтора Кирилла Рапопорта. Кстати, во время войны они оба служили в танковых войсках, режиссер Владимир Роговой – в пехоте, а Георгий Юматов был юнгой и, по его выражению, грудью пропахал всю Малую землю. Так что фильм о войне и военных, в создании которого приняли участие четыре фронтовика, просто не мог получиться посредственным, он сразу тянул на шедевр. Его главные герои, в числе которых и внук генерала Трофимова суворовец Ваня, увековечены в скульптурной композиции, установленной возле здания Минобороны России.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
НАВСТРЕЧУ ЛЮБВИ – ПОД АЛЫМИ ПАРУСАМИ
Романтическая натура Василия Ланового проявила себя и в личной жизни. Всем известно, что первой его женой была актриса Татьяна Самойлова.
Они познакомились в училище и, будучи студентами разных курсов, могли встречаться лишь вечером в метро или на Арбате. Жизнь казалась радостной и красивой. А когда поженились, оказалось, что вместе жить нелегко, тем более, если муж постоянно в отъезде, на съемках. Им не хватало времени для общения друг с другом дома. Она ждала ребенка, но из-за слабого здоровья ей запретили рожать, а он очень хотел детей. Через четыре года Татьяна сказала: «Я больше ничего не хочу». И они расстались.
Второй супругой Ланового стала актриса Театра имени Пушкина Тамара Зяблова. С ней связан его небывалый по масштабам романтический поступок. Когда он снимался в фильме «Алые паруса», она отдыхала в ялтинском санатории «Актер». Василию захотелось сделать ей сюрприз, на что его подвигли слова Артура Грэя: «Если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо». Для баркентины «Альфа» были получены 500 метров алого шелка, из которого обычно шили пионерские галстуки. Из Севастополя направились в Коктебель, где должны были проходить съемки. Путь пролегал мимо Ялты, и Василий предупредил жену, чтобы она ждала его на берегу. Сам попросил капитана сделать остановку в Ялте. Недалеко от города, в Форосе, приладили алые паруса, и вскоре на глазах у изумленной публики произошла его встреча с новоявленной Ассоль. К сожалению, счастливый брак закончился трагедией: Тамара погибла в автокатастрофе, а вместе с ней, как оказалось, и будущий ребенок.
Лишь в третий раз артисту повезло – его женой стала актриса Ирина Купченко, которая известна по многим фильмам. Они вместе уже около 50 лет.
Идиллия ДЕДУСЕНКО