ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – НА ЭКРАН
Киношедевры «Мосфильма» надолго останутся любимыми у зрителей
До знаменательной даты, когда можно будет говорить о вековой истории «Мосфильма», еще пять лет, но и сегодня, на 95-м году существования этого крупнейшего киноконцерна, хочется вспомнить основные этапы его развития, потому что именно он подарил зрителям много фильмов, которые еще надолго останутся самыми любимыми.
Начинали с ателье
Трудно даже поверить, что российские энтузиасты только вошедшего в моду синематографа начинали работать в тесных ателье подобно обыкновенным фотографам. Еще в 1896 году в России был снят первый короткометражный фильм, который очень понравился царю Николаю, и он поддержал развитие синематографа. В стране появилось несколько ателье, но самыми известными производителями отечественного синематографа стали Александр Ханжонков и Иосиф Ермольев. Как вспоминал сам Ханжонков, небольшое помещение в Крылатском его уже не устраивало, и он купил на Житной улице «участок земли со старыми домишками, которые можно было расценивать как строительный материал». Теперь у него была площадь размером 400 кв. метров, и именно ее называли впоследствии основой «Мосфильма», хотя до создания кинокомпании оставалось еще несколько лет (для сравнения: ныне площадь составляет около 36 га).
Революционное правительство новой России сразу увидело в кинематографе мощное средство пропаганды своих идей, что и выразилось в словах В. И. Ленина, который сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Поэтому в 1919 году был издан указ о национализации всех киноателье, а вслед за тем на участке Ханжонкова начался капитальный ремонт. Здесь и разместилась Первая фабрика Госкино, а в бывшем ателье Ермольева неподалеку от Киевского вокзала находилась Третья кинофабрика, но в 1923 году ее присоединили к Первой. И закипела работа, теперь уже под неусыпным руководством государства. Нужен был фильм, зовущий к новой жизни, к подвигам. Над ним и начал работу в ноябре 1923 года режиссер Борис Михин, и уже в январе 1924-го он вышел в прокат. Лента «На крыльях ввысь» рассказывала о первых летчиках и, конечно, захватила зрителей своим романтизмом. Первый показ фильма и стали считать днем рождения государственной российской киностудии. Она меняла названия, пока за ней прочно не закрепилось то, которое существует и поныне – «Мосфильм».
Энтузиастов не остановить
Сохранились воспоминания одного из первых режиссеров студии А. М. Роома, в которых он описывает, что собой представляли помещения кинофабрики в 1924 году, и как там шла работа. Старое деревянное здание на улице Житной стало для всех сотрудников хоть и тесным, но уютным домом, куда приходили со своими идеями знаменитые гости – Бабель, Шкловский, Асеев, Брик… Они не боялись и покритиковать, но в основном помогали советами, делали надписи (ведь кино было немое!) или выполняли какую-либо другую работу, не за деньги, а просто за дружескими беседами, которые порой длились целый день. Рядом в маленькой комнатке проходили рабочие просмотры уже отснятой пленки. Ситцевая занавеска делила комнатку на две половинки, в одной из них работал Эйзенштейн, а в другой Роом монтировал свою «Бухту смерти». Частенько занавеску отбрасывали и смотрели, что у каждого получается, а потом долго спорили, и в эту «дискуссию» невольно вовлекались все присутствующие. В таких условиях родился и знаменитый «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.
А потом пришли режиссеры Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров и другие. Всем не хватало знаний. За ними и отправили в Голливуд Эйзенштейна, Александрова и оператора Тиссэ. Знакомство со знаменитой «фабрикой грез» побудило по-новому подойти к строительству отечественной киностудии. Прежде многие процессы осуществлялись в разных местах города: проявка и печать в одном, монтаж и тонировка – в другом, костюмы шились в третьем, декорации изготовлялись в четвертом и т. д. Решено было построить целый киногород, где должны проходить все этапы производства любого фильма. С этой целью на Ленинских горах, близ хутора Потылиха, где город уже заканчивался и начиналось Подмосковье, была выделена большая территория, где 20 ноября 1927 года состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. Проект ее застройки послужил образцом для архитектурных проектов других киностудий Советского Союза, а внедренная затем непрерывная технологическая линия кинопроизводства и поныне считается лучшей на «Мосфильме».
Зимой 1931 года треть нового киногорода была построена, туда перевели Первую и Третью кинофабрики, а 9 февраля состоялось торжественное открытие новой студии «Союзкино». К тому времени выпускались уже звуковые фильмы, озвучиванием занималась Московская звуковая фабрика, находившаяся на улице Лесной, ее тоже перевели на новую территорию. Это, правда, не решало существенную проблему – павильоны не были приспособлены для синхронных съемок вместе со звуком, ведь проект разрабатывался в 20-е годы, когда кино было немое! Эти трудности не остановили энтузиастов. На двух третях новой площади еще шло строительство, а в застроенной части уже кипела работа. В тридцатые годы именно отсюда вышли комедии Григория Александрова «Веселые ребята», «Волга-Волга», мелодрама «Цирк», которые открыли стране и миру Любовь Орлову, ставшую всеобщей любимицей. До сих пор трогает сердца лента Татьяны Лукашевич «Подкидыш» с неподражаемой Фаиной Раневской. «Девушку с характером» Константина Юдина, где блеснула талантом восходящая звезда Валентина Серова, готовы были смотреть несколько раз подряд. А комедия Ивана Пырьева «Трактористы» с Мариной Ладыниной, Николаем Крючковым и Петром Алейниковым! Да она несколько месяцев не сходила с экрана!
Казалось, впереди – интересная работа. Пырьев начал снимать лирическую комедию о романтической любви – «Свинарка и пастух». Все перечеркнула война. В сентябре 1941 года все киностудии страны были эвакуированы в Алма-Ату. 950 сотрудников «Мосфильма» ушли добровольцами на фронт, 146 из них не вернулись. Те, кто уехал на восток, продолжали снимать фильмы, которые нужны были для поднятия духа и бойцам в окопах, и работавшим в тылу под лозунгом «Все для фронта!». Пырьев, еще остававшийся в столице, чуть было не снял с производства незаконченную картину, но его поправили «сверху», заявив, что именно такие жизнерадостные фильмы сейчас очень нужны. Съемки в срочном порядке закончили на «Мосфильме» и 12 октября сдали в прокат.
Время перемен
90-е годы прошлого века стали поистине черным периодом и для студии, и для многих режиссеров, актеров, операторов, гримеров, костюмеров, в общем, для всех, без кого невозможно кинопроизводство. В то время эта студия, как и другие, потеряла многих профессионалов, вынужденных уйти на какие угодно другие работы, даже в грузчики, чтобы как-то выжить. Территория «Мосфильма», по свидетельству многих ее работников, подверглась разрушению и разграблению. И это в мирное время! Там, откуда в советские годы вышли прекрасные фильмы выдающихся режиссеров – «Летят журавли» Калатозова, «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Чухрая, «Судьба человека» Бондарчука, «Калина красная» Шукшина, комедии Рязанова и Гайдая и многие другие, в 90-е вялили рыбу, разливали водку, пекли хлеб, в общем, занимались чем угодно, только не производством кино. Некоторые предприниматели и вовсе желали заполучить территорию «Мосфильма» для своих целей. Хорошо, что ее не продали. С самого начала существования кинокомпании приходилось пробиваться «через тернии» на экран, и в этот тяжелый период усилиями некоторых поистине творческих людей она возродилась и получила импульс к дальнейшему развитию.
В 1998 году генеральным директором нынешнего киноконцерна стал известный режиссер Карен Шахназаров, который возглавляет его и поныне. Под его руководством проходило возрождение «Мосфильма», который теперь является государственным предприятием в системе кинематографа. На его площадках в рамках аренды снимают фильмы и другие кинокомпании, выполняются заказы телекомпаний. К услугам создателей картин – все 16 павильонов. На территории «Мосфильма» сейчас можно построить любые декорации, даже целый город. И, конечно, здесь используются самые современные технические и технологические средства. Сюда на работу ежедневно приезжают полторы тысячи человек самых разных специальностей, необходимых для выпуска фильмов. За 95 лет отсюда вышло на экраны около 2500 картин. Наиболее плодотворным был период с конца 40-х до начала 90-х годов. После возрождения студии наиболее привлекательными для зрителей стали созданные здесь 8 фильмов Светланы Дружининой с общим названием «Тайны дворцовых переворотов», а также «Палата № 6» и «Белый тигр» самого Шахназарова. С помощью новых технологий ведется большая работа по реставрации старых фильмов, ставших классикой, чтобы их могли смотреть еще многие поколения зрителей.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
СПРАВКА
Кто основал «Фабрику грёз»?
У многих уже готов ответ: конечно, американцы, ведь Голливуд находится в США. Однако к этому делу причастны и выходцы из России, а точнее, из Варшавы и Минска, которые в конце 19-го и в начале 20-го веков входили в состав империи, а также из города Рыбинска.
Четверо братьев Ворнер, приехавших в США из Варшавы, юридически закрепили права на созданную кинокомпанию «Worner Brosers». В апреле 1924 года три успешных компании слились в одну под названием «Metro-Goldwyn-Mayer», совладельцем которой стал выходец из Минска Луис Барт Майер. Эта компания знаменита тем, что завоевала более 200 «Оскаров». И в самом начале она была тоже успешной, к чему приложили свои старания также компаньоны Майера – Маркус Лова и уроженец русского города Рыбинска Николас Шенк, который управлял сетью кинотеатров. С помощью брата Джозефа делал он это так успешно, что коллеги-бизнесмены прозвали его «генералом». За короткое время под их надзором по всей Америке появилось и работало более 500 кинозалов. А начинал Николай, приехавший в США еще мальчиком с родителями из Рыбинска в 1893 году, с того, что на заработанные собственным трудом деньги в 1909 году купил парк развлечений «Палисадис» и несколько кинотеатров. Совладельцы знаменитой кинокомпании управляли ею в течение 17 лет, вплоть до 1942 года, и выпустили много прекрасных фильмов, среди которых и те, которые стали классикой: «Унесенные ветром», «Волшебник страны Оз», мультфильм «Том и Джерри».